Волынские истоки России

Волынские истоки РоссииВолынские истоки России

23 октября (10 октября по русскому стилю) Церковь отмечает Собор Волынских святых. В этот день в 1831 году Почаевская лавра была освобождена из униатского плена.

Почаев – православное сердце Волынского края и всей Юго-Западной Руси, но и саму Волынь можно назвать истоком нашей государственности.

По предположению академика А.А.Шахматова, в ходе Великого переселения народов, когда южные склавины заняли лесную полосу между Днепром и Днестром, они образовали здесь первое славянское государство. В VI веке оно было расколото аварами (под именем «обры» они упомянуты преподобным Нестором-летописцем, входящим в сонм Волынских святых). То есть у славян имелся опыт государственности ещё до Рюрика.

Ну и, конечно же, ещё в прошлом веке Волынь, несмотря на двухсотлетнее пребывание под Польшей, оставалась, наверное, «самым русским» краем России. Здесь было более чем где-либо членов Союза русского народа (свыше 100 тыс. человек); немалую роль сыграли в этом «духовник Волыни» архиепископ Антоний Храповицкий и деятельность типографии Почаевской лавры под управлением выдающегося просветителя архимандрита Виталия (Максименко).

От окраины до самой до Москвы

Следует помнить и то, что началу Руси Великой положил уроженец Галицко-Волынского княжества первый святитель Московский митрополит Киевский Пётр. Не потому ли почётное место одесную чудотворного образа Божией Матери в Почаевской Лавре на отдельно оборудованном для неё помосте занимает икона даже не Иова или Амфилохия Почаевских – самых знаменитых Волынских святых, а Пётра Московского.

Преемником митрополита Петра стал митрополит Киевский Феогност. Он же освятил заложенный святителем Петром первый белокаменный храм в Москве – Успенский собор Кремля. Грек Феогност сыграл немалую роль в начале объединения Руси: благодаря его духовному руководству был заключён мир между Москвой, Псковом и Новгородом. При Феогносте была упразднена Галицкая митрополия, ему удалось закрыть и открытую Константинополем по настоянию великого князя литовскую (фактически волынскую) митрополию. Не за это ли преемник Петра внесен в сонм Волынских святых? Ведь они-то точно знают, что принцип единства Церкви бесконечно выше надуманных лозунгов вроде «незалежній державі незалежну церкву».

Полномочия Киевской митрополии (с престолом уже в Москве) распространялись при владыках Петре и Феогносте также на Орду, где существовала Сарайская епархия. Православная Церковь тогда была освобождена от налогов в ханскую казну. Архиереев ханы уважали, пожалуй, более чем князей. Однако в 1342 году клеветники донесли хану Джанибеку, что митрополит Феогност обирает духовенство. Святитель перенёс в Орде истязания, но не оговорил себя. Джанибек поверил, и оставил за Церковью её льготы.

Примером для святителя Феогноста служил другой волынский святой – епископ Новгородский Нифонт. В 1135 году он своим увещеванием прекратил вражду между киевским и черниговским князьями. А через 12 лет отказался признавать митрополитом Климента Смолятича, поставленного на столичную кафедру великим Киевским князем Изяславом II без согласования с Константинопольским патриархом. Изяслав заключил новгородского епископа под стражу. Освободил святителя Юрий Долгорукий, взявший Киев в 1149 году. Патриарх Константинопольский Николай IV сравнивал Нифонта со святыми отцами древности, отстаивавшими перед сильными мира интересы Церкви.

Волынские истоки России

Действующая память о примирении и русском единстве – храм волынского святого Олега Брянского, внука князя Михаила Черниговского (Киев)

Достойным преемником владык Петра и Феогноста стал митрополит Киприан. В XIV века, в силу непрекращающейся войны Московской Руси с Литовской Русью Константинополь вынужден будет возобновить митрополию на Волыни. Возглавил её болгарин Киприан, но и он в 1381 году перенёс кафедру в Москву.

Киево-Печерская закваска

Среди самых ранних Волынских святых – преподобный Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерской лавры. Он был сыном одного из бояр Изяслава Ярославича (1024 – 1078), князя соседнего Туровского княжества (оно находилось в пределах «большой» Волыни), будущего князя Новгородского и, наконец, великого князя Киевского. Род преподобного Варлаама связывают с Малковичами – наследниками Малка Любчанина, деда равноапостольного великого князя Владимира (который также причислен к лику Волынских святых) по матери Малуше. Варлаам был одним из тех первых праведников, что «прибились» к отшельнику Антонию на Печерских кручах. Когда монашеская община разрослась, преподобный Антоний предложил братии избрать Варлаама игуменом Печерского монастыря. Вскоре князь Изяслав (в крещении Димитрий) поставил Варлаама игуменом монастыря в честь своего покровителя – святого Димитрия. В этом качестве преподобный посетил Константинополь, на обратном пути остановился во Владимире-Волынском и здесь – в «стране своей», как написано в Киево-Печерском патерике, – скончался.

Волынскими князьями были преподобные Никола Святоша и Феодор Острожский, о них мы тоже писали.

Волынские истоки России

Памятник преподобномув Николе в Святошинском районе Киева

Если Никола и Феодор были Рюриковичами, то волынская святая Иулиания принадлежала к знаменитому роду Ольшанских (Гольшанских), давших Великому княжеству Литовскому Миндовга, а Речи Посполитой – Ягеллонов. Миндовг и положил начало линии мирного, если не братского, сосуществования литовцев и русских на Волыни, а вот при Ягеллонах были заложены основы Брестской унии.

В борьбе против унии приняли мученическую смерть представители русской шляхты: белорусский и волынский писатель-полемист и композитор Афанасий Филиппович (преподобномученик Афанасий Брестский) и поэт, предводитель ряда народных восстаний на Волыни и в Галичине страстотерпец Даниил Богданович Братковский.

За то же в 1914 году был расстрелян уроженец Холмской Руси (также части Волыни) священномученик Максим Сандович. Он сам перешёл из унии в православие и благословил на то тысячи русинов-лемков.

Из униатов был и уроженец посада Тышовцы (Люблинская губерния) епископ Амвросий Гудко. В 1875 году он вместе с родителями присоединился к Православной Церкви. Окончив Холмскую духовную семинарию, будущий святитель поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На протяжении 1890-х годов он занимался просвещением Сибири – от Алтая до Кореи, продолжая дело великого миссионера, потомка древнего волынского рода Иннокентия Иркутского.

А вот священномученик Арефа Насонов (уроженец Волынской губернии) обратил в православие многих единоплеменников из старообрядцев. Его миссионерский дар очень высоко ценил архиепископ Антоний Храповицкий.

Имеется у Волыни общий святой и с Грузинской Церковью. Митрополит Кутаисский Назарий Лежава по окончанию в 1905 году Киевской духовной академии был назначен преподавателем гомилетики в Волынской духовной семинарии, а с 1907-го по 1911 годы он служил смотрителем духовного училища в Клевани (Ровенская область).

Уроженец Бердичева епископ Бежецкий Аркадий Остальский поминается не только в Соборе Волынских святых, но и среди Бутовских новомучеников, новомучеников и исповедников Соловецких, Санкт-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Волынь жива

Увы, для Украины Волынь – это, прежде всего, место какого-то «легендарного боя УПА»,  который  не имеет даже имени собственного, и музей под открытым небом «Лагерь ВО УПА "Волынь – Юг"», а уж затем –  «Религиозные паломнические объекты: Лавра в Почаеве, купальня святой Анны и др.». Однако для самих волынян «упівці» – пришлые. Пусть и соседи, но как подчёркивают на Волыни, не братья: «Хіба що «родичі» – через дорогу навприсідки».

Сейчас, чтобы не «дратувати» правящий ныне галицайский субэтнос, закон о декоммунизации волыняне, конечно, выполняют, но по-особому – чтобы разрушаемое восстановить можно было. И даже венки «армии агрессора и оккупанта» возлагают.

Волынские истоки России

Волынские истоки России

Обнаружил я это «диссидентство» в Дубно – городе преподобного Иова и Константина Острожского, когда направлялся в Лавру, и утвердился в том, что Богородица Почаевская не оставит без Покрова своего эту землю.

И ещё одно впечатление.

Почаевские мальчишки весьма искусно сочетают приятное с полезным: катаясь на санках с монастырской горы,  занимаются привычным для местных промыслом «на туристов и паломников»: когда увидели, что я их фотографирую, быстро подскочили с вопросом: «Дядя, а у вас є 12 гривень? Нам на булочки не хватає». А получив недостающее, задорно поинтересовались, откуда я. Ответил, что из России – чтоб отложилось в их памяти «москальская гуманитарка»…

Волынские истоки России

Но, оказалось, что один из мальчишек родом из Белгорода, другой – из Одессы. Их мамы с ними в Почаев переехали жить – поближе к святыне.

Святыне, остающейся таковой для всех русских людей.




Похожие новости
В Москву на десять дней принесут чудотворную Смоленскую икону Божией Матери 01 февр. 2015 г.

В Москву на десять дней принесут чудотворную Смоленскую икону Божией Матери

МОСКВА, 1 февраля. /Корр. ТАСС Антонина Мага/. В храм Христа Спасителя в воскресенье на десять дней принесут одну из почитаемых святынь всего православного мира - чудотворную Смоленскую икону Божией Матери "Одигитрию". Образ конца XVI века два года находился...

дальше...

Жителя Тюменской области посадили за кражу икон и самовара 26 февр. 2014 г.

Жителя Тюменской области посадили за кражу икон и самовара

Жителя Тюменской области приговорили к трем годам колонии за кражу икон и самовара. Об этом 26 февраля сообщается на сайте областного управления МВД РФ. 37-летнего жителя села Плешково признали виновным в совершении нескольких краж с незаконным проникновением...

дальше...

В Волгоград прибыла чудотворная Семистрельная икона 16 нояб. 2014 г.

В Волгоград прибыла чудотворная Семистрельная икона

Икона должна была прибыть из столицы еще вчера, но из-за тумана рейс самолета был отменен. Долгожданную икону доставили на машине.Эта православная святыня известна своей чудотворной силой, поэтому уже сегодня поклониться ей пришли многие жители Волгограда...

дальше...

В Кишиневе можно поклониться чудотворной мироточивой иконе Божией Матери 27 мая 2014 г.

В Кишиневе можно поклониться чудотворной мироточивой иконе Божией Матери

Прихожане храма, которые верят, что икона способна исцелять от многих тяжких недугов, приходят поклониться реликвии и помолится за здравие родных и близких:«Как услышали об этой животворящей иконе, так сразу пришли сюда. У меня, например, проблемы со...

дальше...

Эзра, подвинься: как Томми Дорфман стал новой гей-иконой и модным инфлюенсером 15 марта 2020 г.

Эзра, подвинься: как Томми Дорфман стал новой гей-иконой и модным инфлюенсером

Томми Дорфман27-летний актер Томми Дорфман прославился ролью в сериале "13 причин почему". Сегодня он желанный гость и на неделях моды, где поддерживает свою подругу Кайю Гербер и сам становится героем публикаций в Vogue: креативный макияж Томми часто...

дальше...

В Омске мужчина украл ценную икону и пропил ее 03 апр. 2018 г.

В Омске мужчина украл ценную икону и пропил ее

В Омске Артем Головырин украл ценную икону «Спас Нерукотворный» и пропил ее. Открыто уголовное производство, мировой судья в Первомайском судебном районе вынес приговор.По предварительно установленным данным, в октябре 25-летний Артем Головырин, будучи...

дальше...

Мастер троллинга, гей-икона и модный хулиган: как рэпер Lil Nas X покорил шоу-бизнес 09 окт. 2021 г.

Мастер троллинга, гей-икона и модный хулиган: как рэпер Lil Nas X покорил шоу-бизнес

Lil Nas X22-летний рэпер и поп-певец Lil Nas X на данный момент, бесспорно, является одной из самых ярких и обсуждаемых персон в шоу-бизнесе. Не услышать его песни или не обратить внимания на его яркие образы на церемониях за последние два года, кажется...

дальше...

Создателей эмблемы ЧМ-2018 вдохновили иконы и космос 31 окт. 2014 г.

Создателей эмблемы ЧМ-2018 вдохновили иконы и космос

На вопросы СЭ ответила Филипа[/b] Робало[/b] — бренд[/b]-менеджер португальского агентства Brandia Central которое разработало эмблему ЧМ-2018."> - Много ли времени вы потратили на разработку эмблемы?— В январе 2013 года ФИФА и Оргкомитет чемпионата мира...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 05 дек. 2021 г.