Для чего в России воскрешают героический миф?

Для чего в России воскрешают героический миф? Героический эпос – это не только жертва, но и солидный административный и финансовый ресурс. Сочинский «Олимпстрой» может превратиться в «Крымстрой» с огромными заказами на строительство моста и паромных переправ через Керченский пролив и на создание полностью независимой от Украины дорожной, коммунальной и энергетической инфраструктуры. Маниловские проекты Дмитрия Рогозина по колонизации Луны и подводным городам в Арктике тоже, надо полагать, получат не мифическое, а вполне земное финансирование. Подвиг подвигом, но бюджет надо освоить.
От прагматичного авторитаризма мы переходим к идейному тоталитаризму, которому нужны салюты и триумфальные арки.
В жизни всегда есть место подвигу: после покорения Абхазии, Южной Осетии и Крыма Россия берется за колонизацию ближнего космоса. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в своей статье в «Российской газете», приуроченной к Дню космонавтики: среди главных задач государства он назвал колонизацию Луны и окололунного пространства, а также освоение Марса и других планет Солнечной системы. Планы вице-премьера потрясают воображение: не так давно он предлагал начать строительство автоматизированных подводных городов в Арктике для добычи там углеводородов. Мы словно вернулись в блаженное советское детство, когда деревья были большими, слова и поступки – настоящими, бородатые полярники зимовали во льдах под морзянку и космические корабли бороздили просторы Большого театра.
В Россию вернулся героический миф.
Его воскрешение началось задолго до крымских баталий. По законам волшебной сказки была построена олимпийская сага: неожиданная победа кандидатуры Сочи на сессии МОК в Гватемале, беспримерное напряжение национальных сил и финансов, эпические масштабы строительства (жидкий бетон в горы доставляли вертолетами), происки врагов, желавших бойкота Олимпиады, и одиссея олимпийского огня, побывавшего, опять-таки, на Северном полюсе и в открытом космосе. Неудивительно, что церемония открытия началась с аргонавтов, которые чудесным образом превратились в древних славян: отсылка к Древней Греции была необходима для легитимации мифа, провозглашения преемственности от колыбели цивилизации. Да и сам сюжет Олимпиады обладал мощной драматургией: оправившись от первых поражений и отставания в медальном зачете, герои спорта явились во всей своей силе и финишным рывком обеспечили Россию общекомандную победу, которой никто и не ждал.

Сочинский эпос естественным образом перешел в таврический – с мгновенным и бескровным присоединением Крыма под праздничные салюты и народное ликование, со ссылками на историческую справедливость и братскую солидарность. Крым – глубоко мифологизированное пространство, от античности до Империи и современности, место боевой славы с историей долгих осад и чувствительных поражений, так что неожиданно вброшенная в общественное сознание крымская тема моментально пробудила весь комплекс национальных мифов. Что роднит крымский сюжет с сочинским – это фигура триумфатора, архитектора наших побед, который занимает в структуре мифа место демиурга, и не случайно придворный писатель Александр Проханов нарек его Путиным-Таврическим, ибо эпический масштаб происходящего здесь очевиден.
А на пороге у нас 9 Мая, ключевое событие исторической памяти и главная скрепа постсоветской России.
Парадоксальным образом в канун этого праздника освобождения и окончания войны ожидают наиболее жестких силовых сценариев: принятия репрессивных законов и развязывания военных действий в Украине (впрочем, там ждали российского вторжения и на День космонавтики, 12 апреля). В новом героическом эпосе война больше не является травматической памятью и катастрофой («лишь бы не было войны»), а скорее духоподъемной историей. Согласно опросу «Левада-Центра», три четверти россиян готовы поддержать войну с Украиной, если таковая начнется. Градус милитаризма зашкаливает: в передаче «Спокойной ночи, малыши!» пес Филя появляется в бескозырке и объявляет, что хочет идти в армию, Владимир Жириновский на заседание Госдумы приходит в военной форме, а МИД в своем аккаунте в Facebook в первые часы после крымского референдума публикует симоновское «Жди меня», написанное в июле 1941-го.
Между тем в социальных сетях со знанием дела обсуждают вооружение спецназа в Крыму, а пикейные жилеты в околовластных СМИ взволнованно судачат о санитарных кордонах, буферных зонах и «лимитрофах». Модой лета — 2014, видимо, станут скрипящие сапоги, портупея и фуражка, надвинутая на бритый затылок.
Наряду с нормами ГТО, возрождением ВДНХ и первомайской демонстрацией трудящихся военный миф возвращает нас в СССР. Советский Союз – это прежде всего героический эпос, непрерывный подвиг, в котором каждое действие соотносится с трансцендентальным замыслом. Не женщина, а мать-героиня, не солдат, а защитник Отечества, не труд, а борьба за выполнение плана, не жатва, а битва за урожай. Экономика в СССР была не практическим, а символическим действом: отсюда стахановство, передовики, соцсоревнование – это все элементы не производства, но героического мифа.
Советский человек живет в постоянном ожидании подвига, сгруппировавшись для прыжка – как красноармейцы, шахтеры и пограничники, притаившиеся в нишах на станции московского метро «Площадь Революции». Как отмечал Борис Гройс в книге «Стиль Сталин», жизнь советского человека освещена неземным светом мифа, а Владимир Паперный в «Культуре Два» обращал внимание на пятиметровые двери сталинских высоток – они словно предназначены для исполинов, былинных героев.
Сегодня мы возвращаемся в это эпическое пространство.
Очевидно, что эстетика героического мифа путинской эпохи потребует адекватного художественного воплощения: триумфальные арки, киноэпопеи, романы-трилогии; должны явиться новые Сумароковы, Державины и Херасковы, которые витиеватым барочным слогом восславят величие наших дней. Героика – верный признак того, что мы переходим от авторитаризма, который все же прагматичен, к идейному тоталитаризму. Тоталитарные страны десятилетиями живут мифом: Иран – исламской революцией, Куба – антиамериканской революцией, Северная Корея – мифом чучхе. Нам предложен миф о войне с Западом и о перманентной победе: Сочи, Крым, Донбасс, далее везде. В условиях обостряющейся глобальной конкуренции, под натиском непонятного внешнего мира, с которым российская архаика снова оказалась не в силах справиться, миф дает ясные смыслы, заменяет материальные блага и готовит людей к жертве: вслед за сбором средств на помощь Крыму можно ждать займов на восстановление Восточной Украины.
Впрочем, героический эпос – это не только жертва, но и солидный административный и финансовый ресурс. Сочинский «Олимпстрой» может превратиться в «Крымстрой» с огромными заказами на строительство моста и паромных переправ через Керченский пролив и на создание полностью независимой от Украины дорожной, коммунальной и энергетической инфраструктуры. Маниловские проекты Дмитрия Рогозина по колонизации Луны и подводным городам в Арктике тоже, надо полагать, получат не мифическое, а вполне земное финансирование. Подвиг подвигом, но бюджет надо освоить.
Сергей Медведев Источник: chaskor.ru


Похожие новости
Триумфальную арку хотят восстановить в Хабаровске 18 дек. 2017 г.

Триумфальную арку хотят восстановить в Хабаровске

Участие в обсуждении приняли заместитель министра строительства Хабаровского края — главный архитектор края Александр Селеменев, начальник управления архитектуры и проектных работ министерства строительства Хабаровского края Игорь Ларионов...

дальше...

Названа примерная стоимость ремонта Триумфальной арки в Пальмире 12 янв. 2020 г.

Названа примерная стоимость ремонта Триумфальной арки в Пальмире

Восстановление разрушенной в 2015 году боевиками «Исламского государства»* Триумфальной арки в сирийской Пальмире предварительно оценивается в $1 млн.Об этом рассказал президент Ассоциации предприятий каменной отрасли России «Центр камня», которая...

дальше...

Немецкие СМИ предрекли повтор "керченского инцидента" в Арктике 22 дек. 2018 г.

Немецкие СМИ предрекли повтор "керченского инцидента" в Арктике

Действия США по "обеспечению свободы" морской навигации могут привести к повторению "керченского инцидента" в Арктике, сообщает немецкое издание Telepolis. Москва с 2013 года расширяет военное присутствие в Арктике - там появляются морские и военно-воздушные...

дальше...

Восьмилетняя скейтерша Скай Браун потрясает воображение интернет-пользователей своими трюками 10 окт. 2016 г.

Восьмилетняя скейтерша Скай Браун потрясает воображение интернет-пользователей своими трюками

Восьмилетняя скейтерша Скай Браун из японского города Миядзаки вместе с пятилетним братом Оушеном штурмует YouTube и Instagram благодаря навыкам скейтбординга, которые потрясают воображение.  Но девочку не смущает ни ее юный возраст, ни тот факт...

дальше...

В Самаре на Аллее Трудовой славы начали устанавливать Триумфальную арку 25 июля 2014 г.

В Самаре на Аллее Трудовой славы начали устанавливать Триумфальную арку

Самара, 25 июля — АиФ – Самара. Работы по установке Триумфальной арки ведутся на Аллее трудовой Славы.При выборе места для монумента учитывалось мнение почетных граждан Самары, руководителей промышленных предприятий и членов Союза архитекторов Самары...

дальше...

Минтранс увеличит пропускную способность паромных переправ в Крым 25 июня 2014 г.

Минтранс увеличит пропускную способность паромных переправ в Крым

«С апреля месяца по настоящее время всего по линии Керченской переправы совершено около 3,7 тысячи рейсов, перевезено около 550 тысяч пассажиров, 125 тысяч единиц автомобильного транспорта, почти 4 тысячи автобусов и 11 тысяч железнодорожных вагонов»...

дальше...

Глава SpaceX выступает за международное соревнование по освоению Марса 19 июля 2017 г.

Глава SpaceX выступает за международное соревнование по освоению Марса

Хорошо, если страны образуют команды, но я думаю, что лучше, если по меньшей мере две-три коалиции из (разных) стран отправятся на Марс, в дружественной манере, но чтобы было соревнование, кто достигнет большего прогресса...

дальше...

Круз, Ричи и Бекхэм залезли на триумфальную арку ради селфи 04 марта 2015 г.

Круз, Ричи и Бекхэм залезли на триумфальную арку ради селфи

Актер Том Круз, режиссер Гай Ричи и футболист Дэвид Бекхэм залезли на арку Веллингтона в Лондоне, чтобы сделать оттуда селфи, пишет The Daily Mail.Бекхэм опубликовал снимок в своем Facebook.«Вот мое фото с друзьями Гаем Ричи и Томом Крузом с моего ужина...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 12 авг. 2022 г.