Роль личности в истории, великой и малой


 Роль личности в истории, великой и малой

   В свое время Маркс предложил революционный инструмент для понимания истории - формационный подход. Сейчас вместе со всем прочим марксизмом отрицается и этот метод. И совершенно напрасно.
   Напомню, что Маркс выделял несколько формаций - коммунистическую, социалистическую, феодальную и первобытно-общинную.
   В этом учении не было понято то, - главное, на мой взгляд, - что каждой формации соответствует свой вид человек, что человек эпохи феодализма - это совершенно иной человек, чем человек соседнего с ним капитализма. Настолько иной, что это разные ВИДЫ людей. Всякая формация предполагает свой вид человека.
   Это было упущено и при строительстве социализма, и при проектировании коммунизма, что, собственно, послужило одной из причин краха социалистического - коммунистического проекта, поскольку строить эти общества, не вырастив под него соответствующего человека, это все равно, что сооружать самолет, используя для этого детали паровоза.
   Исходя из формационного подхода, не только общества, но и люди оказываются принадлежащими к разным формациям. Во многом это связано с разными функциями разных частей общества. К примеру, сельское население, традиционно менее цивилизованное, в основной массе относится к феодальной формации. В массе интеллигенции случаются индивидуальности, которые превышают общий уровень и относятся к более высокой формации. Также случаются, как индивидуальные, так и групповые провалы в более низкие формационные уровни. К примеру, популярная в искусстве нашего времени тема маньяка представляет собой рассмотрение примеров возвращения человека на животный уровень.
   Есть также одна интересная группа, которая выглядит непривычно в свете формационного подхода, - это та группа, которую именуют элитой. Фуко, помнится, писал об уголовном мире, как отражении власти. Согласно его взглядам, уголовник является деспотом, но деспотом как бы не осуществившимся, - у него есть желание власти, но нет возможности эту тягу реализовать, поскольку место хищника уже занято. С этой точки зрения элита, люди власти, будучи хищниками, опережающими уголовников, - оказываются в формационном смысле пережитками более примитивных, дофеодальных уровней.
   Но это все не суть важно, я помянул формационный подход не сам по себе, исключительно с целью подойти с его помощью к моим понятиям Большой и Малой Историй. О чем идет речь? Помимо формационного есть и такой подход, как цивилизационный, и если эти подходы противопоставляются, то, на мой взгляд, совершенно неоправданно, - они прекрасно совместимы. Речь идет о том, что нам известен ряд цивилизаций и современная цивилизация оказывается в них при цивилизационном подходе стоящей особняком, что отлично оправдывается как раз ее иным формационным положением.
   Рассмотрим примеры известных нам древних цивилизаций, - скажем, Египет, Майя, кастовая Индия, - статичны и нечеловекоразмерны. Таковы все цивилизации Большой Истории. Да, в современном мире люди наперечет, но для них находятся места, - культ героя, пожалуй, даже чрезмерно гипертрофирован в современном мире, - древний же мир, похоже, места для человека не предусматривал вовсе, - там были места только для масок, только для социальных ролей. Так вот под Большой Историей я имею в виду общества, в котором современный вид человека, с его привычной нам всем субъектностью, отсутствовал.


   Маски первобытных людей не накладывались друг на друга и "у индейца всегда было одно лицо". Можно привести много примеров, к примеру, хотя бы и тот, что приводит Кассирер в "Философии символических форм" о юноше африканского племени, входящем в священный лес, - считалось, что духи леса убивают ребенка, а выходит оттуда, соответственно, другой человек.
   В древности маски не конфликтовали между собой, - от лишних попросту избавлялись, приводя человека к состоянию термитности (с этого момента заменяю этим, кассиреровским же, понятием предшествовавшую в этом тексте 'насекомость') Большой Истории.
   Человек Большой Истории был совершенно иным, чем современный. В то древнее время существовал первобытный коммунизм и его всячески превозносят, но люди первобытного коммунизма, люди Большой Истории были скорее ближе к муравьям, чем к современному субъекту.
   Субъектность проникала в человека извне, - как это описывает Кассирер, - как 'демонизм', как одержимость, изначально субъектностью обладали не люди, а их объединения, сообщества, которые вели себя по отношению к людям паразитарно. Паразиты, как водится, постепенно обживались в человеке, приживались, сживались с ним и, подобно тому, как жизненные паразиты Бибихина из его 'Леса' представляют собой ограничение жизни, - жизнь у Бибихина оказывается ограничиваема путем ее возгонки в сложность, - так и институциональные паразиты, вжившись в человека, сделали его сложным, сделали его субъектным.
   Историческое развитие человека шло по цепи: одиночка - член стаи - первобытный человек состояния термитности, маска - субъект.
   Большая История длилась десятки тысяч лет, судя по сельскохозяйственным культурам и одомашненности животных, для достижения которых из первоначально дикого состояния, по мнению специалистов, нужны многие тысячелетия. При этом целый ряд протоцивилизаций не оставили после себя никаких иных следов кроме одомашненных животных и окультуренных растений. И на протяжении всех этих десятков тысяч лет человек был ближе к муравью или к пчеле, чем к современному человеку.

   
   Выносима ли субъектность для человека?


   Возможно ли, что для человека состояние термитности более естественно?
   Вот, скажем, предложенное Платоном общество, - типичное общество Большой Истории. Платон честно размышлял над природой человека и пришел к выводу, что состояние термитности наиболее естественно для него. Ошибался ли в этом Платон?
   Наше общественное бытие постоянно идет над пропастью Большой Истории и, возможно, нам предстоит вернуться туда, что следует из современных общественных тенденций.

   Кассиреровская термитность - в контексте вышесказанного представляет собой состояние человека, не связанное с субъектностью, передачу своей самостоятельности вовне, переход на режим внешнего управления.
   Бибихин пишет так:
   "Вдумываясь так в службу животных, мы понимаем, почему животные так задевают нас, колют в глаза: так, что мы не можем как на солнце взглянуть на них прямо, слишком ярко тогда они показывают нам нас самих, какими мы возможно - были? Или можем быть? Или есть в нечеловеческой дисциплине строгого распорядка? Или БУДЕМ в обществе, попыткой которого были так называемые тоталитарные государства, загадочные еще не изученные образования, подход к которым так неожиданно открывает биология? В животных нам приоткрывается наш неведомый двойник, или близнец.
   ...
   Но в обществе животных есть и что-то еще, из-за чего его держатся, не покидают даже когда это можно. Оно становится "как один", организмом. На это теперь надо смотреть в свете официальности животных. Идеальное тоталитарное государство должно служить примером общества животных, а уж во всяком случае не человеческая семья"
   То, что писал Платон, это, конечно вовсе не некий проект тоталитаризма, как его поняли простоватые англичане, это скорее размышление в духе 'а давайте доведем тенденцию термитности до конца'. То, что при этом испытывал сам Платон, отношения к делу не имеет, старость консервативна и старый человек, конечно, более склонен поддерживать устойчивые порядки. Но Платон был прежде всего философ и все это попперианское ёрничанье его не касается, он не более тоталитарен, чем автор 'Фермы животных' и прочих подобных текстов.
   Впрочем, не стоит представлять его и неким социальным памфлетистом в духе антиутопистов, да и 'честным ученым', исследующим возможности социальных систем - тоже. Платон несоизмеримо выше всего этого. Работы его последних лет просто есть и их надо просто читать, не подходя к ним с наивными опережающими определениями.
   Учитывая, кстати, и то, что то время было ближе к Большой Истории, - на самой ее грани, и люди были иными.
   Особенно учитывая, что, собственно, все пошло как раз по Платону, если и не по букве, то по сути.
   Большая и Малая Истории - периоды соответствующие преобладанию разных видов человека. Малая История началась с массовым появлением человека субъектного и с соответствующим ослаблением человека термитного.
   С изложенной выше точки зрения по-новому смотрится идея Ясперса об осевом времени. Осевое время - это переход от Большой Истории к Малой, появление нового вида человека, то, что Кассирер описывает как 'открытие героя, а вместе с ним и индивидуального человека как действующего и страдающего субъекта', переход человека в новый вид, более самостоятельный, чем предыдущий. То, что оно произошло столь масштабно, почти одновременно на больших и удаленных друг от друга пространствах, чему удивляется Ясперс и не может найти рационального объяснения:
   'духовное движение осевого времени с его одновременностью и сублимированностью его содержания не может быть объяснено переселениями и обменом'
   - объясняется долгой подготовкой к этому. Так покрывается льдом река - она долго остывает, долго борется с шугой и льдом, застывает на малоподвижных участках, оттаивает в оттепели, чтобы враз вдруг встать в одну холодную ночь.


   Поэтому, кстати, то, каковы были цивилизации Большой Истории, не стоит пытаться представлять на примере более-менее близких к нам по времени и, соответственно, более известных цивилизаций (и даже современных народов, обитающих в состоянии первобытности). В них уже шла многовековая подготовительная работа к Осевому Переходу и потому их примеры нельзя признать чистыми. Чтобы найти действительно чистые примеры обществ Большой Истории надо или углубляться во времени до Египта и прочих древностей, либо удалиться мыслью пространственно-и-временно - к Майя и другим мезоамериканцам.
   Если майя приносили в год по 15000 человек в жертву, а потом их поедали, то это связано не с недостатком мяса в их рационе, как о том повествует Бибихин, а о том, насколько ближе эта цивилизация была к улью или муравейнику с их насекомьей безжалостностью, чем к современному обществу.
   Те древние общества были другими. ДРУГИМИ. Нечеловекоразмерными.
   И люди там были соответствующие. Т.е. собственно не совсем люди (отсюда во многом, кстати, неоправданная (иначе) жестокость испанцев...)

Pingvi

user0 коммент.

user672 просмотра

user02 февр. 2015 г.

commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.

Похожие посты
 Маскировка субъекта 02 февр. 2015 г.

Маскировка субъекта

   Прорезь маски пропускает лишь определенные символы. В обе стороны.    Маска определяет историю. В обе стороны.    Маска определяет... дальше...

Умный хищник 06 февр. 2015 г.

Умный хищник

Разработчики Acura MDX, похоже, придерживаются трех главных заповедей: комфорт, безопасность и скорость. Поэтому авто может стать как семейным, так и просто личным... дальше...

Будущее Украины - новое поколение 11 февр. 2015 г.

Будущее Украины - новое поколение

Еще десять лет назад пришел к печальному выводу: большинство людей в парламенте, Кабинете министров, в главных государственных институтах, включая президента, председателем... дальше...

К забвению - через память 12 февр. 2015 г.

К забвению - через память

Философ Мераб Мамардашвили писал, что людей людьми делает, в частности, способность помнить. Хотя забывание - это не менее определяющая свойство гомо сапиенс, род... дальше...

10 самых богатых городов Польши 21 янв. 2015 г.

10 самых богатых городов Польши

В обществе территориального самоуправления создали рейтинг самых богатых городов Польши, которые, без всякого сомнения, стоит посетить. Было подсчитано доходы крупнейших... дальше...

Авторский блог
Категория: Непознанное
Автор блога
  • Участник
    Отзывы:
    0
    Публикации:
    2363
    Коментарии:
    10
    Сообщений на форуме:
    135
Новое в блоге
Почему сушить волосы феном обязательно и другие неожиданные открытия от британского доктора
Почему сушить волосы феном обязательно и другие неожиданные открытия от британского доктора
1 год назад и 10 месяцев назад
Спираль для контрацепции защитит от рака шейки матки
Спираль для контрацепции защитит от рака шейки матки
1 год назад и 10 месяцев назад
Деcять вещей, к которым должны стремиться одинокие девушки
Деcять вещей, к которым должны стремиться одинокие девушки
1 год назад и 10 месяцев назад
Сексуальная ориентация родителей не влияет на эмоциональное благополучие детей
Сексуальная ориентация родителей не влияет на эмоциональное благополучие детей
1 год назад и 10 месяцев назад
Мать превратила семилетнюю дочку в «живую Барби»
Мать превратила семилетнюю дочку в «живую Барби»
1 год назад и 10 месяцев назад
Пять удивительных причин, делающих мужчин бесплодными
Пять удивительных причин, делающих мужчин бесплодными
1 год назад и 10 месяцев назад
Эксперты рассказали, как продлить жизнь с помощью секса
Эксперты рассказали, как продлить жизнь с помощью секса
1 год назад и 10 месяцев назад
Популярное в блоге
Жизнь на Земле. Теории возникновения жизни на Земле
Жизнь на Земле. Теории возникновения жизни на Земле
3 года назад и 3 месяца назад
Секс-фишки: 13 интимных трюков для «вау!» при любом настроении
Секс-фишки: 13 интимных трюков для «вау!» при любом настроении
3 года назад и 11 месяцев назад
Зачем делать педикюр?
Зачем делать педикюр?
4 года назад и 6 месяцев назад
Почему мужчин возбуждает женская грудь?
Почему мужчин возбуждает женская грудь?
3 года назад и 6 месяцев назад
Что такое БАДы: плюсы и минусы
Что такое БАДы: плюсы и минусы
4 года назад и 2 месяца назад
"Три метра над уровнем неба 3": Трагическая история любви
"Три метра над уровнем неба 3": Трагическая история любви
3 года назад и 7 месяцев назад
Красивые цветы фото хорошего качества
Красивые цветы фото хорошего качества
4 года назад и 6 месяцев назад
Школьницы из Новоуральска занялись продажей своих обнаженных фотографий
Школьницы из Новоуральска занялись продажей своих обнаженных фотографий
2 года назад и 10 месяцев назад