Гуманитарные вызовы для образования и министерства


Гуманитарные вызовы для образования и министерства

Приходя к рулю, политсилы Украины традиционно игнорируют гуманитарные вызовы времени. Между тем отсутствие эффективной коммуникации между властью и общественностью вредит трансформации общества

Совершенствование отечественной системы образования должно происходить в пределах общегосударственного курса на защиту национальных интересов и нацбезопасности Украины, а также комплексной стратегии производства гуманитарной политики во всех сферах (образовательная, научная, идеологическая, конфессиональная, этническая, информационно-культурная и т.д.).

Сосредоточение внимания госаппарата преимущественно на экономических вопросах и игнорирование гуманитарной составляющей социума ведут к деконсолидации, языковых недоразумений, социокультурных противоречий, межрелигиозных и межрегиональных противостояний. Кризисные явления в государстве не преодолеть только социально-экономическими преобразованиями или политическими трансформациями.

Любые изменения и реформы в обществе могут быть успешными только при условии их соответствия мировоззрению и ценностным ориентациям большинства граждан. Постколониальная действительность Украины является сложной, поэтому приоритетом политики национальной безопасности должно быть достижение национального единства, консолидации общества, утверждения национальной идентичности граждан государства. Ключевую роль в выполнении этой архиважного задача общегосударственной гуманитарной политики играет образовательная система.

Образовательная отрасль, взаимодействуя с другими составляющими гуманитарной политики, способна быть двигателем становления полноценной национальной общности. Ведущее место в этом процессе принадлежит украиноведческим и историческим дисциплинам.

Благодаря наличию их в образовательных планах школ и вузов становится возможным ликвидировать в обществе дуализм взглядов на прошлое, ориентацию на исторические нарративы соседей, комплекс народа-жертвы, отсутствие целостного видения национальной истории, недоформованисть на уровне коллективной памяти осознание исторической обособленности украинского народа, размытость представлений о происхождении и развитии нации и государства, преемственность и непрерывность процесса государственного, национально-освободительной борьбы и тому подобное.

Игнорирование необходимости максимального использования потенциала исторического образования и наследия в деле патриотического воспитания, нежелание формировать в общественном сознании позитивный образ национальной истории уже привело к подрыву основ национальной безопасности Украины.

Ведь захват русскими террористами части наших земель является результатом безответственной, непродуманной и непоследовательной гуманитарной политики в течение 20 лет независимости, в частности в области исторического образования. Российская сторона готовилась к нападению, агрессивно вела информационную войну за ценности, проталкивала свои мировоззренческие ориентиры и исторические мифы. В результате значительная часть украинского населения, особенно на восточных и южных территориях, оказалась под влиянием «русского мира».

Преподавать нельзя ликвидировать

 

Возмущение научно-образовательного сообщества и общественности вызвали, в частности, безответственные попытки «новаций» функционеров Министерства образования и науки Украины по преподаванию общественно-гуманитарных предметов в вузах. Еще в 2009 году министр Иван Вакарчук решил заменить «узконаправленный», по его мнению, курс истории Украины на более «фундаментальный» - истории украинской культуры, в котором речь шла о «весь образ жизни украинского сообщества, включая культуру политическую, религиозную, военную, научной ».

Среди прочего выяснилось, что на изучение этого «фундаментального» курса было выделено аж 72 ч (2 кредита), тогда как на «узконаправленный» курс истории Украины приходилось 108 ч (3 кредита). Подготовить специалистов, которые преподавали бы дисциплину, разработать соответствующую программу вузы должны в сжатые сроки - менее чем за четыре месяца.

Тогда усилиями общественности и преподавательской сообщества ликвидации истории Украины было остановлено. Министр Вакарчук издал приказ № 642 от 9 июля 2009 года, которым установил перечень нормативных предметов гуманитарной подготовки и ее объемы. В список вошли история Украины и новый предмет - история украинской культуры.

Раз опасность ликвидации (на этот раз не только курса истории Украины, но и ряда других обязательных дисциплин общественно-гуманитарного цикла в вузах негуманитарного профиля) возникла с отменой МОН приказа № 642. В министерстве этот шаг объяснили необходимостью привести нормативную базу в соответствие с положениями принятого Закона «О высшем образовании» от 1 июля 2014 года.

В правовом смысле в МОН вроде нет претензий по поводу отмены упомянутого приказа, потому что за новопринятым законом право устанавливать перечень обязательных дисциплин учебного процесса получают вузы. Беспокойство общественности вызвало другое: легкомысленное отношение к общественно-гуманитарных предметов как к балласту учебного процесса в последних.

Эта «легкость», с которой некоторые функционеры МОН подходят к решению судьбы преподавания общественно-гуманитарного блока в вузах, становится вопиющей, если учесть, что при режиме Януковича министр-регионал Дмитрий Табачник не решился ликвидировать или ограничить преподавание истории Украины и других соответствующих дисциплин.

Сегодня ситуация усугубляется тем, что на подконтрольных российским террористам территориях тоже отменено преподавание украиноведческих предметов. Москва стремится таким образом расширить границы «русского мира», а вот намерения имеют некоторые чиновники МОН? Было бы логично, если бы его руководители параллельно с отменой нормативных актов, противоречащих новому Закону «О высшем образовании», объяснили научно-педагогической общественности и общественности особенности имплементации норм документа. Поэтому можно только приветствовать известную статью министра образования и науки Украины Сергей Квит на сайте «Украинская правда» как первую попытку очертить стратегические цели реформирования отрасли.

Прежде всего это должно касаться вопросов, связанных с преподаванием в вузах таких актуальных на сегодня предметов, как история Украины, история украинской культуры, украинский язык, философия и тому подобное. Сегодня МОН должно прежде внедрять стали и адекватные стандарты, которые в соответствии с требованиями общества нормирующих бы учебный процесс в вузах.

Реформируя систему высшего образования, следует тщательно просчитывать, чтобы новшества не ослабляли основ национальной безопасности. Прежде должны осознать, что за 20 лет преподавания общественно-гуманитарных дисциплин в вузах были преодолены проблемы с государственным направлением этих курсов. Поэтому, отмечая сегодня на передаче университетам права устанавливать перечень нормативных дисциплин в процессе расширения их автономии, учитывайте, что преподавание общественно-гуманитарного цикла может попасть в зависимость от субъективного отношения вузовского руководства.

Как следствие, в региональных вузах вместо ликвидированного курса истории Украины могут законно появиться курсы «истории ДНР», «истории Новороссии», «истории Малороссии» и др. После отмены приказа № 642 и сомнительных высказываний первого заместителя министра образования и науки Инны Совсун курс истории Украины в вузах сразу оказался под угрозой.

Так, руководители ряда высших учебных заведений взялись выбрасывать гуманитарные и общественно-политические дисциплины из учебного процесса, начиная от 1 сентября 2015 года. В некоторых вузах уже утвердили такие изменения. В частности, руководство Киевского национального университета имени Тараса Шевченко приняло приказ № 1094-32 от 30 декабря 2014 года, согласно которому курс истории Украины не является обязательным для преподавания на большинстве факультетов.

Государство: полномочия и ответственность

 

Согласно нормам новоухваленого Закона «О высшем образовании» государство в лице МОН, исповедуя принципы автономии ВУЗ, не устраняется от политики в области образования и обеспечения национальных интересов, даже от управления своими вузами. Передавая права на самоуправление учебным заведениям, он должен потребовать от них не только подготовки специалистов, но и патриотов.

В законе четко указано, что учебный процесс должен предусматривать воспитание гармонично развитого человека (раздел ИХ, ст. 47, п. 1), а задачей вуза является «формировать личности путем патриотического, правового, экологического воспитания, утверждения у участников образовательного процесса нравственных ценностей, социальной активности, гражданской позиции и ответственности ... »и« сохранение и приумножение нравственных, культурных, научных ценностей и достижений общества »(раздел V и, ст. 26, п. 4, 7). В определении понятия компетентности выпускников, кроме того, сказано, что они должны сочетать знания, умения и практические навыки, способы мышления, профессиональные, мировоззренческие и общественные качества, морально-этические ценности (раздел I, ст. 1, п. 13). Обеспечить такую ценностно-мировоззренческую составляющую компетентности без общественно-гуманитарных предметов, в частности истории Украины, невозможно.

Более того, Закон «О высшем образовании» утверждает, что на МОП как орган исполнительной власти в области образования и науки возложены обязанности контролировать качество образовательных услуг, предоставляемых вузами.

В соответствии со ст. 9 и 10 раздел III Министерство образования и науки совместно с Национальным агентством по обеспечению качества образования разрабатывает стандарты учебной деятельности, обязательные для выполнения вузами независимо от форм собственности и подчинения. Стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований к содержанию и результатам соответствующей деятельности вуза, он предусматривает требования к программе подготовки специалистов.

В частности, речь идет о «перечень компетентности выпускника» и «нормативное содержание подготовки соискателей высшего образования, сформирован в терминах результатов обучения» (раздел III, ст. 10, п. 1, 3). Итак, Министерство образования и науки должно сформулировать такой список компетенций и нормативное содержание подготовки соискателей высшего образования, согласно которому вузы должны ввести в учебный процесс обязательные дисциплины: историю Украины, историю украинской культуры, украинский язык, философию и др.

Поэтому МОН не только подготовить рекомендации по общественно-гуманитарного блока дисциплин вузам, как отметил в своей статье министр Сергей Квит, но и разработать соответствующий стандарт высшего образования, согласно которому они будут обязаны вводить их в нормативную часть учебного процесса.

Внесение соответствующих компетенций, которые будут предусматривать изучение обязательных общественно-гуманитарных дисциплин, не противоречит интеграционному процессу приближения украинской образовательной системы к европейским стандартам. Ведь в Европе не существует единого согласованного определения и перечня ключевых компетенций, так как они являются прежде заказом общества на подготовку его граждан, и их список определяется согласованной позицией социума определенной страны.

Поэтому сохранение обязательного преподавания исторических дисциплин в средней и высшей школах соответствует современным задачам гуманитарной политики. Как отметил известный ученый Джеймс Мейс, «введение истории Украины в вузовских и университетских программ является необходимостью. Ведь только глубокое изучение родной истории и культуры формирует из обычного человека Гражданина и патриота своего Отечества ...

Без преподавания истории в вузах выпускники выходить специалистами-гражданами для рынков труда мира. Без истории нет патриотизма, без патриотизма нет устойчивой, богатого государства ». Ликвидация гуманитарного цикла в вузах противоречит государственным интересам в целом и образовательным частности, направленности отрасли на формирование высококвалифицированных специалистов.

В государстве не только возрастет социальное напряжение из-за сокращения значительного количества высококвалифицированных преподавателей, но и состоится нивелирования социальной компетенции специалистов. Устранение обязательных исторических, политологических, социологических, философских дисциплин приведет к выпуску узкопрофильных исполнителей, способных оценивать тенденции общественного развития, социальное значение своей деятельности. Это негативно скажется на реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи, которое относится к архиважных составляющих национальной безопасности любого государства.

Когда МОН предполагает усилить от 1 сентября 2015 патриотически-воспитательную работу в школе, это не означает, что автоматически исчезает потребность проводить патриотическое воспитание в вузе. Необходимо время, чтобы эта программа сработала, поэтому она будет результативной, если будет иметь свое продолжение в вузах.

Компетентность министерства - это уровень образования

 

Убежден: большинство преподавателей истории Украины согласится с тем, что высшее образование должно предлагать отличный от школьной программы уровень, в частности исторических предметов. В компетенции школы - обеспечить учеников должным багажом фактических данных, на основе которых со вступлением в вуз они будут выстраивать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями.

Соответственно перед преподавательской сообществом стоит задача с учетом современного состояния державо- и нации выработать новое видение содержания исторических курсов в вузах, концептуально рассматривать узловые темы украинской истории.

Скажем, происхождение и развитие нашего этноса и нации, развертывания национально-освободительной борьбы, возникновения и утверждения Украинского государства. Сегодня молодежь вряд ли адекватную информацию о соотношении между понятиями «Русь», «Украина», «Малороссия», «Россия», об их происхождении и место в историческом процессе Украины. Требуют более глубокого информационного обеспечения и историко-философского осмысления знания о ходе и характер национально-освободительной борьбы украинского Новейшей эпохи, которые дает ученикам средняя школа.

Результативность здесь зависит не в последнюю очередь от компетентности чиновников МОН. А ее частенько не хватает. Так, в начале дискуссии о будущее общественно-гуманитарного блока в вузах многих удивляли объяснения некоторых функционеров министерства: мол, намерен устранить эти дисциплины из программ подготовки специалистов вызван необходимостью приблизить украинское образование к европейским стандартам.

Ссылка на западный опыт избирательности не может служить аргументом, потому что нашей стране еще нужно пережить длительное время для осмысления пройденного исторического пути, утверждения национальных идеологических ценностей на всех ее территории и во всех слоях общества. При таких условиях сама идея отказаться от обязательного изучения истории Украины и ряда других гуманитарных дисциплин видится не время.

Проталкивания этой идеи можно к тому же рассматривать как целенаправленное преступление против государства. Усиленное изучение собственной истории подавно необходимо в условиях агрессии РФ и разрушительных дезинформационных атак адептов «русского мира».

Говоря о европейских интеграционных процессах, нужно осознавать, что основополагающий мировоззренческий принцип европейского образования - это единство в разнообразии. Европа ищет не унификации, а прозрачности, допуская различные варианты вхождения в свое пространство с учетом национальной специфики системы образования, которая обусловлена ситуацией в стране.

Следовательно, для решения актуальной проблемы будущего общественно-гуманитарных дисциплин в украинских вузах МОН достаточно лишь выполнять нормы Закона «О высшем образовании». А именно разработать ее государственный стандарт с таким перечнем компетенций, который обяжет вузы ввести в образовательный процесс ряд обязательных общественно-гуманитарных предметов.

Усилить этот нормативный документ можно изменениями в Закон «О высшем образовании» и соответствующими положениями Закона «Об образовании», которые сегодня разрабатывает МОН. Сняв таким образом напряжение в обществе, министерство сможет совместно со специалистами заняться модернизации учебной программы курса истории Украины.

Сохранение и совершенствование концепции ее курса в вузах будет способствовать реализации общегосударственной гуманитарной политики в направлении консолидации украинской национальной общности и государства.

user0 коммент.

user771 просмотр

user05 февр. 2015 г.

commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.

Похожие посты
Легитимность главарей "ДНР" и "ЛНР" поддерживают только телеканалы РФ 05 февр. 2015 г.

Легитимность главарей "ДНР" и "ЛНР" поддерживают только телеканалы РФ

До начала конфликта некоторые главари сепаратистов были известны лишь в очень узких маргинальных кругах, а некоторых никто не знал даже там. Лидеры и активисты... дальше...

Мариуполь медленно приходит в себя 05 февр. 2015 г.

Мариуполь медленно приходит в себя

Мариуполь медленно приходит в себя. Разрушен ракетами и шрапнелью, поцарапано битым стеклом и бетоном, обожженное пожарищами, город залечивает свои раны. Сегодня... дальше...

Снятие депутатской неприкосновенности: что именно предлагают изменить в законодательстве 05 февр. 2015 г.

Снятие депутатской неприкосновенности: что именно предлагают изменить в законодательстве

Проанализировал текст законопроекта об отмене депутатской и ограничения судейской неприкосновенности и выяснил, какие именно пункты законодательства изменятся после... дальше...

Научная фантастика 05 февр. 2015 г.

Научная фантастика

Академия наук за годы независимости обросла многочисленными клонами, что порой мешает отличить фейковых академиков от настоящих Успех каждого общества зависит... дальше...

Олланд выступил против продажи оружия Украиной 05 февр. 2015 г.

Олланд выступил против продажи оружия Украиной

Возможно, президент Франции отправился в Киев, чтобы оттянуть возможное решение США о начале продаж оружия в Украине. Перед отъездом в Украину французский президент... дальше...

Категория:
Автор блога
    Отзывы:
    Публикации:
    Коментарии:
    Сообщений на форуме:
Новое в блоге
Альфаброк – мы работаем не с недвижимостью, мы работаем с людьми
Альфаброк – мы работаем не с недвижимостью, мы работаем с людьми
3 года назад и 4 месяца назад
Чарующий мир непознанного
Чарующий мир непознанного
3 года назад и 4 месяца назад
Там где тайное становится явным
Там где тайное становится явным
3 года назад и 4 месяца назад
Ваш персональный онлайн тренер
Ваш персональный онлайн тренер
3 года назад и 4 месяца назад
Роза творчества
Роза творчества
3 года назад и 4 месяца назад
Как купить оптимальную бытовую технику
Как купить оптимальную бытовую технику
3 года назад и 4 месяца назад
Вам бандеролька из США
Вам бандеролька из США
3 года назад и 4 месяца назад
Популярное в блоге
Особенности избирательной системы Германии
Особенности избирательной системы Германии
4 года назад и 3 месяца назад
Как сделать макияж кошки
Как сделать макияж кошки
4 года назад и 4 месяца назад
Зачем создан человек
Зачем создан человек
4 года назад и 2 месяца назад
10 самых богатых городов Польши
10 самых богатых городов Польши
4 года назад и 4 месяца назад
Дебальцевский котел
Дебальцевский котел
4 года назад и 3 месяца назад
Подарок на день Св. Валентина: лучшие идеи
Подарок на день Св. Валентина: лучшие идеи
4 года назад и 4 месяца назад
Ахмед Закаев: «Для Украины чрезвычайно опасно жить так, как будто никакой войны не происходит»
Ахмед Закаев: «Для Украины чрезвычайно опасно жить так, как будто никакой войны не происходит»
4 года назад и 3 месяца назад
Политика отношений
Политика отношений
4 года назад и 5 месяцев назад
Завести свой блог
Лучшие посты
Где можно найти надежного брокера?
Секс-фишки: 13 интимных трюков для «вау!» при любом настроении
Зачем делать педикюр?
Лучшие блогеры
  • Участник
    Отзывы:
    0
    Публикации:
    2363
    Коментарии:
    10
    Сообщений на форуме:
    135
  • Участник
    Отзывы:
    0
    Публикации:
    1750
    Коментарии:
    0
    Сообщений на форуме:
    0
  • Кудесник
    Отзывы:
    0
    Публикации:
    1042
    Коментарии:
    12
    Сообщений на форуме:
    28
Свежие посты
Аренда и замена грязезащитных ковриков в Москве
15 минут назад
Виды хроматографов
3 дня назад
Шины Michelin Energy Saver сочетание комфорта, безопасности, надежности
4 дня назад
Подарите себе незабываемую поездку за рубеж и продуктивное изучение английского языка вместе с Wall Street English!
4 дня назад
SIP-телефония: кому актуально
4 дня назад
Продажа грузовых автомобилей с пробегом на сайте dst-m.ru
5 дней назад
Программы для автоматической рассылки писем
5 дней назад