В Южной Осетии наблюдается острая нехватка топлива

В Южной Осетии наблюдается острая нехватка топлива Республика Южная Осетия — очень маленькое государственное образование, территория ее в два раза меньше, чем площадь Северной Осетии, почти 4 тысячи квадратных километров.

И на этом небольшом клочке земли проживает всего от 70 до 85 тысяч человек, из которых около 30 тысяч — в столице, городе Цхинвал.

Несмотря на небольшое число жителей, по сути являющихся потребителями, в республике ощущается нехватка различной продукции. Этому способствует ряд негативных факторов, таких как: практически сошедшее на нет после развала СССР производство на промышленных предприятиях, неэффективное распределение средств в различных сферах экономики местными властями, недостаток собственных ресурсов, не окончательно определенный международно-правовой статус (это весьма негативно влияет на привлечение иностранных инвестиций), малое количество полезных ископаемых, а также отсутствие средств к добыче последних, и так далее.

В последние же месяцы республика встретилась с еще одной весьма важной для жизнедеятельности Южной Осетии проблемой – острой нехваткой топлива разных видов.
Бензиновая лихорадка
С начала лета этого года в Южной Осетии водители автомобилей и те, кто использует углеводороды иными способами, столкнулись с весьма проблемной ситуацией – на местном рынке стал наблюдаться дефицит горюче-смазочных материалов. Причем с каждой неделей дефицит становился все ощутимее. Местные заправки, которых, надо заметить, достаточно много, стали работать нерегулярно, а порой и вовсе закрывались на недели. С чем это связано? Суть в следующем.
Относительно недавно между Москвой и Цхинвалом было заключено межгосударственное соглашение, под которое попали и российская «Роснефть», и югоосетинский «Югосетнефтепродукт». Согласно договору, топливо в республику из Российской Федерации должно поступать без таможенных пошлин и НДС. Собственно, такое положение распространяется практически на все товары, ввозимые из России в частично признанное государство.
Такой подход не мог не повлиять на внутренний топливный рынок – практически сразу, вслед за вступлением пунктов договора в силу, цена на топливо в Южной Осетии резко упала. Вроде бы все хорошо, но оказалось так, что такой подход повлиял скорее негативнона всю топливную ситуацию и на жизнь граждан республики.
Обвал цен привел к тому, что спрос на топливо резко вырос, а ресурсов, которые из-за межгосударственных соглашений и деятельности небольшой группы предпринимателей составляют относительно небольшой запас топлива, оказалось недостаточно, чтоб продавать нужное количество ГСМ всем желающим. В общем, снижение (в иной ситуации было бы впору подобрать слово «обвал») оказалось весьма значительным – цена за литр уменьшилась в среднем на 5-7 рублей. Например, до вступления в силу вышеупомянутого соглашения цена на АИ-92 была 34 рубля, сейчас же она составляет всего 28 рублей.
Вот как данную ситуацию комментирует председатель предприятия «Югосетнефтепродукт» Владимир Тегиев: «За этот период правительство Южной Осетии дважды снижало цены на ГСМ — стоимость одного литра бензина марки АИ-92 упала с 34 до 28 рублей, а дизтоплива – с 35 до 29 рублей за литр. Снижению цен способствовало межправительственное соглашение о режиме торговли с Россией, согласно которому большинство товаров, в том числе ГСМ, теперь ввозятся в республику без таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость».
В год же всему государству нужно примерно 13 тысяч тонн горюче-смазочных материалов, если судить по прошлогодним показателям. Но в этом году, очевидно, придется увеличить этот показатель. Этот вопрос пока еще решается, но, видимо, показатель поднимется на 3,5-4 тысячи тонн.
Уже упомянутый Тегиев сообщает об этом следующее: «Мы оказались не готовы к этому (к небывалому спросу), потому что в республике нет неприкосновенного запаса топлива. Поэтому сейчас решается вопрос об увеличении ежемесячных объемов поставок ГСМ на 240-300 тонн».В общем, надо ждать изменений.
Поспешное решение
Как можно оценивать такую ситуацию? С одной стороны, инициатива местных власть имущих, порожденная сотрудничеством с российской стороной, выглядит как благороднейшая вещь – мол, все для народа, цены резко сокращаются, теперь на сэкономленные деньги можно купить мороженое ребенку или цветы жене. В общем, отличный пример того, как государство улучшает условия жизни своих граждан.
Однако это все поверхностно. На самом деле, такая ситуация принесла только массу проблем. Первая из них – местные частные предприниматели оказались в невероятно затруднительном положении: они не могут себе позволить так резко снизить цены, в противном случае они превратятся в филантропов-альтруистов, занимающихся убыточным бизнесом.
В настоящее время из более чем десятка раньше работавших заправок, принадлежащих частным владельцам, в Цхинвале работают только две или три. Нет, конечно, можно предположить, что к частникам все равно от безысходности будут обращаться в те моменты, когда бензина по низкой цене не будет на всех государственных АЗС, однако реальность доказывает обратное – станции не функционируют, видимо, народу легче терпеливо подождать новых поставок российского топлива, предоставленного на льготных условиях.
Есть еще проблема. Резкое снижение породило возможность спекуляций. Значительное число людей закупают в весьма больших количествах бензин иждут благоприятных условий для будущей перепродажи топлива по более высокой цене. Таким образом, получается, что часть топливного рынка уходит из сферы легальной экономики. А это с экономической точки зрения несет ущерб уже самому государству.
В общем, как становится ясно, действия по снижению цен на горюче-смазочные материалы несколько необдуманны. Данную процедуру нужно было проводить плавно, давая народу привыкнуть, – постепенными незначительными сбросами цен. Также надо было задуматься и о частных предпринимателях, работающих в этой же сфере рынка, – определенные бюджетные вливания, упрощение бюрократической составляющей ведения бизнес-дел и тому подобное. Впрочем же, ситуация не является крайне удручающей, поэтому можно надеяться, что все скоро выровняется, но кое-что зависит и от местных властей.
Заур Караев Источник: kavpolit.com


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Бензин на заправках стал дорожать из-за повышения НДС 09 янв. 2019 г.

Бензин на заправках стал дорожать из-за повышения НДС

Правительство разрешило нефтяным компаниям в январе поднять цены на АЗС на 1,7%.Вслед за ростом НДС с 1 января 2019 года на 2 процентных пункта (до 20%) начало дорожать топливо на российских АЗС. 10 нефтяных...

дальше...

Бензин добавленной стоимости 09 янв. 2019 г.

Бензин добавленной стоимости

Цены на заправках отыгрывают рост НДС.В новогодние каникулы продавцы горючего стали повышать цены на бензин и дизтопливо на своих АЗС. Источники «Ъ» на рынке отмечают, что топливо дорожает в основном на заправках...

дальше...

"Роснефть" обвинила в росте цен независимые АЗС 31 окт. 2018 г.

"Роснефть" обвинила в росте цен независимые АЗС

В преддверии возможного введения экспортных пошлин на топливо.«Роснефть» обвинила ряд независимых АЗС в ухудшении ситуации на топливном рынке и призвала правительство распространять достигнутые договоренности по стабилизации...

дальше...

Цены на бензин и дизельное топливо снизились в ДНР третий раз за три месяца 01 февр. 2019 г.

Цены на бензин и дизельное топливо снизились в ДНР третий раз за три месяца

Донецк, 1 фев – ДАН. Цены на самые популярные марки бензина сегодня утром вновь снизились на автозаправочных станциях по всей ДНР. Об этом сообщают корр. ДАН из городов и районов Республики.В частности, стоимость бензина марок А-92 и А-95, а также дизтоплива...

дальше...

Минюст назвал невозможным участие РФ в расследовании МУС конфликта в Южной Осетии 02 февр. 2016 г.

Минюст назвал невозможным участие РФ в расследовании МУС конфликта в Южной Осетии

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU — Россия не может участвовать в расследовании гаагским уголовным судом военных преступлений, совершенных в ходе грузино-южноосетинского конфликта 2008 года, поскольку не ратифицировала Римский...

дальше...

Если курс доллара опустится до 20-22 гривен, литр бензина будет стоить 18-20 гривен - эксперт 04 марта 2015 г.

Если курс доллара опустится до 20-22 гривен, литр бензина будет стоить 18-20 гривен - эксперт

Эксперты предупреждают, что из-за проблем на валютном и банковском рынках в Украину не поступает импортное топливо, что может привести к дефициту горючего на заправкахПрошлая неделя стала уникальной для отечественного топливного...

дальше...

Власти ДНР рассмотрят возможность отмены госпошлины на ввоз ГСМ для сдерживания роста цен 25 янв. 2019 г.

Власти ДНР рассмотрят возможность отмены госпошлины на ввоз ГСМ для сдерживания роста цен

Донецк, 25 янв – ДАН. Правительство ДНР рассмотрит возможность снижения государственной пошлины на ввоз горюче-смазочных материалов до нуля процентов в случае значительного роста цен. Об этом сообщил сегодня министр доходов и сборов Республики Евгений...

дальше...

На сколько подорожает бензин в России с 1 января: акциз на бензин, цена на бензин в России с 1 января 2019 14 дек. 2018 г.

На сколько подорожает бензин в России с 1 января: акциз на бензин, цена на бензин в России с 1 января 2019

Автомобилистам пора готовиться к очередному подорожанию топлива. Акцизы, которые решили заморозить в июне для стабилизации цен на бензин и дизельное топливо, все-таки повысят с 1 января следующего года. В правительстве заверяют, что резкого роста цен...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 07 апр. 2020 г.