Арктическое импортозамещение

В марте правительство планирует утвердить план импортозамещения технологий в стратегически значимых отраслях, в том числе связанных с реализацией шельфовых проектов в Арктике. Препятствует добыче нефти и газа на шельфе не столько отсутствие денег и санкции, сколько неэффективный менеджмент, несогласованность инвестпрограмм государственных и частных компаний, а также вывод активов в офшоры, считает гендиректор ОАО «Росшельф» Сергей Штриков.

— Сергей Анатольевич, какую долю составляют импортные технологии и оборудование, которое используется для разведки добычи нефти и газа на шельфе?

— До 80% агрегатов и оборудования – импортные. Это данные Минпромторга в целом по топливно-энергетическому комплексу. Конкретно в нашей компании, а мы строим буровые платформы для разработки нефтегазовых месторождений на шельфе, значительную часть, к сожалению, составляет импорт.

— Это же огромные доли. И хотя правительство приняло программу импортозамещения, рассчитанную до 2020 года, кажется маловероятным, что получится заместить импорт в отведенный срок.

— Не скажу за всю отрасль, но мы у себя планируем заместить импорт за 3 года. Но...

— Но сначала желательно получить побольше денег от правительства?

— Нет, для начала необходимо, чтобы правительство, в частности, Минпромторг и Минэнерго вместе с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), дочерней структурой которой мы являемся, сели за стол переговоров вместе с основными заказчиками — «Газпромом», «Роснефтью», «Лукойлом» и другими — и определили объем рынка, объем заказов. ОСК не может просто взять и подготовить план импортозамещения, не согласовав его с заказчиками. Также считаю необходимым временно, на два или три года, прекратить бурение и геологоразведку новых скважин. И за это время заняться теми скважинами, которые существуют сегодня: подготовкой их инфраструктуры, строительством платформ и судов обеспечения.

Сергей Анатольевич Штриков – генеральный директор ОАО «РОСШЕЛЬФ». Компания является дочерним предприятием ОАО «ОСК», а также... 

--Мы готовы произвести отечественные буровые платформы, представить их на выставке, но будут ли они востребованы?

Правительством уже дано поручение профильным министерствам провести работу с нефтегазовыми компаниями для сбора информации о планах обустройства месторождений и потребности в оборудовании. Для потенциальных производителей такого оборудования, в том числе для нашей компании, важно донести информацию о потенциале рынка. После этого частные компании начнут инвестировать в развитие производства, и, что еще более важно – в развитие технологий.

Мы-то знаем потребности наших заказчиков, мы работаем и с «Лукойлом» и с «Газпромом», но хотелось бы видеть перспективу на несколько лет вперед. Хочется понять, как будет реализовываться программа импортозамещения во всех деталях. Вот сейчас мы заканчиваем строительство платформы для «Лукойла», но делаем это в основном на импортных компонентах.

— Разве вас не затронули санкции?

— Вся корпорация попала под санкции и, соответственно, мы тоже. Но нам повезло. Мы успели заключить договоры и сделать все авансирование и оплаты до 80% всех закупок оборудования до того, как произошла эта история с санкциями. Сейчас на платформу поставлено практически всё необходимое импортное оборудование. Мы все успели. Это газотурбинные установки, буровой комплекс. Сейчас мы заканчиваем достройку платформы и приступим к её пусконаладке. Платформа уже отбуксирована на месторождение им. Филановского и стоит в 160 км. от берега в Каспийском море.

— Насколько подорожал проект из-за роста курса доллара и евро к рублю?

— На 500 млн рублей. Сумму придется доплатить из-за курсовой разницы. Это большие деньги. Хотя нам удалось немного сбить разницу, например, по контрактам с «Siemens», у которого в свою очередь немало других контрактов с «Лукойлом». Но это лишний раз убеждает нас в необходимости импортозамещения.

- С какими зарубежными партнерами сейчас работает «Росшельф»? Ушел ли кто-то из партнеров из-за санкций и повлияло ли это как-то на работу «Росшельфа» и в целом в освоении российских шельфовых территорий?

— Мы активно работаем с компанией из Объединённых Арабских Эмиратов «Lamprell Energy», реализовав в кооперации с ней проект по строительству двух самоподъемных буровых платформ для Каспийского моря. Одна из этих платформ после сборки ушла в море с нашей верфи всего два месяца назад. То есть, мы заканчивали этот проект уже в условиях введенных санкций.
Важным для нас партнером является еще одна арабская компания - «Dragon Oil» - оператор месторождений в туркменском секторе Каспийского моря. Будем надеяться, что и в дальнейшем санкции не повлияют на нашу работу.

— А это точно, что денег дополнительных не потребуется? Например, на реализацию проектов с тем же «Лукойлом» в Каспийском море?

— Прежний менеджмент «Каспийской энергии» вывел в офшор 5,3 млрд рублей. Кое-кого из них уже арестовали. Возбуждены уголовные дела. Непросто, конечно, будет возместить этот ущерб.
Плюс кредиты, которые были взяты прежним руководством — это еще примерно 2 млрд рублей. Я возглавил «Росшельф» — еще года не прошло. Приходится, тем не менее, выполнять все взятые ранее финансовые обязательства, обязательства по контрактам. Справляемся.

— Спать не мешает эта сумма?

— Как не мешает спать? Мешает. Но особенно переживаю за людей, сейчас произошла большая смена команды. Мы менеджмент почти весь обновили, и сейчас со мной единомышленники. Те, которые хотят работать реально, хотят чего-то добиться. Есть курирующий судостроение вице-премьер, которому отрасль небезразлична. Я думаю, он нас не бросит.

— Вы сказали, что «Росшельф» готов осваивать Арктику, но ваша компания, все ее дивизионы — производственный, проектный, сервисный — вообще-то располагаются в Астрахани, на теплом Каспийском море, а не за полярным кругом.

— Не имеет значения. Мы и в других теплых морях работаем — на Черном, на Азовском. Но мы готовы работать и в Арктике при поддержке ОСК. Заводы «Севмаш» и » Звездочка» участвовали в строительстве платформ «Приразломная» и «Арктическая». Но сейчас эти предприятия загружены гособоронзаказом. Строят и ремонтируют военные корабли и подводные лодки. Поэтому нужен другой мощный оператор, который будет заниматься гражданским судостроением. Мы предлагаем себя. У нас есть технологии, есть опыт. Нам нужна только строительная площадка.

На базе действовавшего в Советском Союзе завода «Красная кузница» в Архангельске мы создадим новое мощное предприятие, которое будет называться «Энергия Арктики». Там есть необходимая площадка и глубина у причала. По этому вопросу ведём переговоры.

У нас есть руки, у нас есть голова и мы готовы работать. Мы хотим сначала с заказчиком определиться и какие конструкции мы будем блочно варить на астраханских мощностях. У нас есть большие заводы – Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО), судостроительный завод «Лотос» и «Строительно-судоремонтный завод им. III Интернационала». И мы сможем в год совместно производить металлоконструкций до 60 тысяч тонн.

— А не проще перенести уж тогда все производство в Архангельск?

— Все можно делать в Астрахани. Дальше загружаем металлоконструкции на баржи, и потом через каналы везем на север. В последующем создадим судостроительные мощности в Архангельске.

ОАО «РОСШЕЛЬФ» является дочерним предприятием ОАО «ОСК», акционером Группы «Каспийская Энергия» и осуществляет управление её... 

— Из Астрахани в Архангельск?

— Да, ничего страшного. Просто логистика. Из Астрахани в Архангельск, на барже, там собрали, блочная сборка, и все! Элементарные вещи. Минимальные затраты. У нас же есть свой флот, есть свой морской оператор. Пожалуйста, загрузили и повезли, куда угодно.

— Почему активно приглашают к разработке шельфа зарубежных партнеров, а наши частные компании не пускают?

— Какие компании допускать или не допускать – это компетенция правительства, которое определяет правила игры. Мое частное мнение – в любом случае необходима конкуренция, но постоянно будет стоять вопрос в наличии необходимых ресурсов у частных компаний.

— Как думаете, госкомпании смогут самостоятельно освоить шельфовые месторождения?

— Из-за сложности проектов, будут создаваться консорциумы. Ни одна, даже самая крупная компания, в одиночку не потянет настолько сложные и весомые по инвестициям проекты. Конечно же, будет необходимо стимулирование льготами – отмена НДПИ, создание особых экономических зон, какие-либо другие механизмы.

— Достаточен ли уровень экологической безопасности российских шельфовых проектов?

— При разработке шельфовых месторождений, вопрос экологической безопасности всегда выносится в первую очередь. Мы хорошо помним аварию в мексиканском заливе и тот экологический и финансовый ущерб, который был причинен. Могу в целом положительно оценить деятельность WWF и Гринпис, которые не дают расслабляться операторам месторождений. Их задача, в первую очередь, вовремя реагировать на потенциальные угрозы и информировать об этом общественность, тем самым, стимулируя ужесточение правил проектирования и эксплуатации. Повышение уровня безопасности проектов выгодно и для нас, как подрядчиков – с ростом сложности растет и стоимость проектов.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
СМИ: Белоусов поддержал обращение ЛУКОЙЛа по доступу к шельфу Арктики 26 марта 2015 г.

СМИ: Белоусов поддержал обращение ЛУКОЙЛа по доступу к шельфу Арктики

По данным Белоусова, на 1 января действовало 137 лицензий на разработку шельфа, из которых 49 - у частных компаний. Эти лицензии выданы до принятых в 2008 году поправок к закону "О недрах", по которым работать на шельфе могут только госкомпании.МОСКВА...

дальше...

Глава Роснедр положительно относится к допуску НК к шельфу Арктики 02 апр. 2015 г.

Глава Роснедр положительно относится к допуску НК к шельфу Арктики

Глава Роснедр Валерий Пак положительно относится к инициативе либерализации допуска нефтяных компаний к Арктическому шельфу."Я - положительно. Я считаю, что на самом деле приоритет государства обеспечен. То есть порядка 80% перспективных зон шельфа получили...

дальше...

Обама запретил бурение нефтяных скважин в Арктике и Атлантике 21 дек. 2016 г.

Обама запретил бурение нефтяных скважин в Арктике и Атлантике

Фото: The White HouseПрезидент США Барак Обама своим указом запретил бурение новых скважин в федеральных водах в Арктике и Атлантическом океане, пишет «Би-би-си».Канадский премьер Джастин Трюдо также присоединился к запрету. В совместном заявлении лидеров...

дальше...

Заявку РФ на шельф Арктики удовлетворят, если не вмешается политика 09 дек. 2014 г.

Заявку РФ на шельф Арктики удовлетворят, если не вмешается политика

Заявка России на расширение шельфа Арктики прекрасно подготовлена и, скорее всего, будет удовлетворена, если не вмешаются политические факторы, считает специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур...

дальше...

В ЯНАО задержан гендиректор дочернего предприятия «Газпром нефти» 18 нояб. 2017 г.

В ЯНАО задержан гендиректор дочернего предприятия «Газпром нефти»

В ЯНАО задержали гендиректора дочернего предприятия «Газпром нефти» и обвинили в получении взятки в размере одного миллиона рублей.Уголовное дело возбуждено против Павла Крюкова, который является гендиректором «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», а также...

дальше...

Глава Apple Тим Кук зарабатывает меньше, чем руководители российских госкомпаний «Газпром», «Роснефть» и Сбербанк 27 нояб. 2016 г.

Глава Apple Тим Кук зарабатывает меньше, чем руководители российских госкомпаний «Газпром», «Роснефть» и Сбербанк

Глава крупнейшей в мире корпорации Apple Тим Кук заработал за 2015 год меньше, чем руководители трех российских госкомпаний «Газпром», «Роснефть» и Сбербанк. Такие данные приводит издание Forbes.Глава Apple Тим Кук, годовой доход $10,3 млнЖурнал опубликовал...

дальше...

Донской: Допуск частных компаний на шельф Арктики требует обсуждения 16 авг. 2015 г.

Донской: Допуск частных компаний на шельф Арктики требует обсуждения

Вопрос допуска частных компаний к работе на Арктическом шельфе требует дополнительной оценки, предположительно правительство может вернуться к его рассмотрению осенью, сообщил РИА Новости министр природных ресурсов РФ Сергей Донской.В июне Донской анонсировал...

дальше...

Минфин и Минэнерго пошли на уступки "Роснефти" 24 июня 2014 г.

Минфин и Минэнерго пошли на уступки "Роснефти"

Минфин и Минэнерго России согласовали новые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли. Об этом в номере от 24 июня пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.Издание отмечает, что выгодный для нефтегазовых компаний маневр приведет к...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 17 окт. 2019 г.