Ленская: слияние школ должно быть продуманным и медленным



В канун Двенадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра" на вопросы корреспондента РИА Новости ответила декан факультета "Менеджмент в сфере образования" и руководитель отдела развития МВШСЭН Елена Ленская.

Во многих регионах России сегодня проходит реструктуризация школ и детских садов, на месте отдельных образовательных учреждений образуются крупные комплексы. Как меняются задачи директора школы в этих условиях? Что нужно сделать, чтобы слияние школ проходило без вреда для учеников? Речь об этом пойдет на Двенадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра", которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) 19-20 февраля. В канун форума на вопросы корреспондента РИА Новости Анны Курской ответила декан факультета "Менеджмент в сфере образования" и руководитель отдела развития МВШСЭН Елена Ленская.

- Елена Анатольевна, как изменились функции и роль директора школы за последние годы, с принятием Закона об образовании, новых образовательных стандартов?

— Действительно, многое изменилось. Новый закон определяет возможности и степени свободы директора школы, которыми до сих пор наши директора не очень привыкли пользоваться. Сейчас у них стало гораздо больше пространства для переговоров и сотрудничества с родителями и со всеми, кто заинтересован в успехах их школ. Но для того, чтобы новые преимущества начали приносить пользу, нужно, чтобы все директора хорошо поняли, что такое новое законодательство и какие возможности в нем заключены.

- Происходит ли это на практике?

— Сейчас во многих регионах, начиная с Москвы, идет реструктуризация школьной и вообще образовательной сети, создаются большие образовательные комплексы. К сожалению, далеко не всегда это происходит продуманно. И директора не всегда знают, какие рычаги они могут использовать, чтобы придать трансформациям действительно осмысленный характер, как планировать развитие своего образовательного комплекса таким образом, чтобы выигрыш для детей был понятен и прозрачен. А если выигрыш не очевиден, директора не всегда знают, как оспаривать создание комплекса и противостоять экономическому давлению.

- Каковы негативные стороны проходящей реструктуризации?

— Там есть много подводных камней. У педагогов существуют опасения, что от нее может пострадать сеть дошкольного образования, потому что при слиянии школ и детских садов очень часто детские сады начинают обслуживать школу, сажать детей за парты, и пропадает та самоценность детства, на которую нацелен новый стандарт дошкольного образования.

Угроза для дополнительного образования заключается в том, что, войдя в состав образовательного комплекса, кружки и студии могут начать обслуживать только этот комплекс, чего раньше не было. Вся прелесть организаций дополнительного образования как раз и заключалась в том, что круг своих клиентов они определяли сами, и кто угодно мог войти в их число. Все эти угрозы могут сбыться, а могут и не сбыться при условии умелого руководства и умелого лидерства. Это мы, в частности, будем обсуждать на конференции.

- Можно ли, анализируя происходящие перемены, опираться на зарубежный опыт?

— Действительно, процессы, которые происходят в России, происходят и во всем мире. Поэтому мы пригласили на конференцию специалистов из тех стран, в которых подобные трансформации уже прошли. Но важно отметить, что за рубежом темпы преобразований, даже если речь шла об оптимизации школьной сети, принципиально другие. Раньше, чем у школ возникает осмысленный план такого объединения, его не происходит.

Тем не менее, зарубежные специалисты говорят о том, что даже в их странах темп слияния школ был слишком высоким. Боюсь, что наш темп просто беспрецедентен. И другие процессы в нашей системе образования на практике очень сильно отличаются и от наших замыслов, и от зарубежного опыта.

- При каких условиях присоединение детского сада к школе могло бы пойти на пользу дошкольному учреждению?

— Самое главное, чтобы план развития комплекса предшествовал слиянию, а не возникал как следствие, когда объединение уже произошло, и надо срочно придумывать, что со всем этим делать.

Все-таки планировать объединение должны люди, которые берут на себя ответственность за дальнейшие успехи детей, которые в этом комплексе будут обучаться. К сожалению, в Москве иногда объединяли несколько школ, достаточно разнесенных по территории, а в новом комплексе возникали школы ступеней. В принципе, это неплохо. Но семьи, в которых несколько детей, оказывались в трудной ситуации, когда один ребенок ходит в одно здание, другой – в другое, третий в третье.

Стоило бы продумать хотя бы этот момент до принятия решений о слиянии. А на практике эти решения часто принимались поспешно, под административным давлением. Школе надо учиться отстаивать интересы учеников.

- Как это можно сделать?

— В школах есть управляющие советы, и они могли бы влиять на образовательную политику не только на бумаге. К сожалению, у нас любят создавать "ручные" управляющие советы, которые делают то, что скажет директор. Очень часто родители просто боятся возвысить голос, потому что им кажется, что тем самым они своего ребенка ставят под удар. Но в сложившейся ситуации их роль должна, на мой взгляд, существенно вырасти.

Объединение школ должно происходить только тогда, когда представители всех управляющих советов объединяющихся учреждений согласятся на такое решение, подпишутся и скажут: "Да, мы считаем, что так для наших детей будет лучше". Конечно, и выбирать туда надо не удобных родителей, а компетентных родителей. Им тоже предстоит чему-то научиться.

- Что такое компетентный родитель?

— Например, в Англии членами управляющего совета, как правило, становятся родители, которые имеют преподавательский или экономический опыт, то есть специалисты, а не просто люди, у которых есть свободное время, как это часто бывает у нас. Но участие в управляющем совете предполагает и большую степень социальной ответственности, а мы еще этому до конца не научились. В Англии управляющий совет несет в том числе и финансовую ответственность за свои действия.

- Сегодня часто говорят о том, что директору школы нужнее навыки управленца, чем педагога. Этим навыкам директоров сегодня где-нибудь специально обучают?

— Это одна из тем, которую мы, представители вузов, которые уже обучают директоров школ управленческим компетенциям, собираемся обсудить на конференции. Но тут есть одна проблема.

Действительно, успешно руководить образовательным комплексом может человек с хорошей подготовкой управленца. Но в то же время исследования показывают, что самыми успешными руководителями бывают люди с качествами лидера, которые, в отличие от "чистых управленцев", имеют видение необходимого будущего и примерно понимают, как туда прийти, то есть ставят себе и своему коллективу задачи развития. Менеджер, как правило, успешно реализует задачи, поставленные кем-то другим.

Что будет с лидерской компетенцией, и как ее развивать на фоне всех этих замечательных управленческих навыков, чтобы не потерялось главное – умение видеть перспективу? Вот об этом надо думать.

Есть и еще одна причина для озабоченности. Директору большого комплекса собственная занятость не позволит следить за тем, что происходит на уроках, насколько те или иные учителя справляются со своими обязанностями. Он и раньше не много этим занимался, но все-таки у него на это какое-то время было.
Не случайно, например, в Финляндии не бывает школ, в которых учатся более чем по 900 учеников. Там придают большое значение тому, чтобы директор участвовал в педагогическом процессе. Есть даже такой термин – "педагогическое лидерство", которое считается одной из важнейших функций директора. Будет ли это педагогическое лидерство присутствовать в новых комплексах? Я не уверена.

- Какие новые задачи директорам школ придется решать в будущем?

— Прежде всего, им предстоит научиться планировать развитие, учитывая очень большой спектр разнообразных интересов. Если раньше они работали с достаточно ограниченным числом учеников одной возрастной категории, то сейчас их стало намного больше и возраст у них стал менее однородным — это и дошкольники, и взрослые люди, посещающие кружки и секции. Директорам предстоит научиться примирять интересы различных групп лиц в образовании.
Самое главное, с чем они столкнутся и уже сталкиваются, — это проблема управления кадрами. Предотвращение на первой стадии, по крайней мере, серьезных конфликтов, справедливое распределение ресурсов и так далее – это новые задачи, которые раньше настолько остро не стояли.

Мне кажется важным, чтобы директор мог сохранять лидерские качества в ситуации, когда он рискует превратиться в классического менеджера, который только решает извне поставленные задачи.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Реморенко: результаты слияния школ можно будет оценить через 10-20 лет 27 февр. 2015 г.

Реморенко: результаты слияния школ можно будет оценить через 10-20 лет

Слияние школ и детских садов оказало влияние как на российскую систему образования в целом, так и на задачи и роль руководителей образовательных учреждений. О проблеме школьного лидерства корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал ректор Московского...

дальше...

Факультет неугодных людей 02 июля 2014 г.

Факультет неугодных людей

Несколько дней социологический факультет МГУ обсуждает кадровые перемены. 27 июня об отставке сообщил декан факультета Владимир Добреньков. В этот же день рассказал о своем увольнении профессор факультета Александр Дугин. И если первый заявил, что уходит...

дальше...

Посвящение в студенты КемГУ: администрация отменила выездные посвящения студентов, уволен декан истфака КенГУ (ФОТО) 07 сент. 2016 г.

Посвящение в студенты КемГУ: администрация отменила выездные посвящения студентов, уволен декан истфака КенГУ (ФОТО)

КемГУ, посвящение в студенты: уполномоченный по правам студентов в РФ жестко высказался по поводу "голого" посвящения в уральском Подъяково. Посвящение в студенты КемГУ: декан истфака уволен из-за голых первокурсников Декан факультета истории...

дальше...

Декан: Караулова оформила академический отпуск, в МГУ не появлялась 03 июля 2015 г.

Декан: Караулова оформила академический отпуск, в МГУ не появлялась

Академический отпуск студентка Варвара Караулова оформила несколько дней назад, заявил декан философского факультета МГУ Владимир Миронов. По его словам, в МГУ не располагают сведениями о дальнейших планах Карауловой; о том, намерена ли она продолжать...

дальше...

Декан соцфака МГУ освобожден от должности 01 июля 2014 г.

Декан соцфака МГУ освобожден от должности

Владимир ДобреньковДекан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков официально освобожден от должности приказом ректора вуза Виктора Садовничего, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу вуза. Добреньков покинул пост декана факультета...

дальше...

Преподаватели ДВГГУ планируют возродить факультет "Народов Дальнего Севера и Амура" 24 июля 2014 г.

Преподаватели ДВГГУ планируют возродить факультет "Народов Дальнего Севера и Амура"

Декан факультета искусств, рекламы и дизайна Наталья Мартынова рассказала корреспонденту СИ Rigma.info о проблемах потенциальных студентов из низовий Амура и о путях их решения.— Ребятам из нанайских поселений крайне тяжело привыкнуть к городским условиям...

дальше...

СПбГУ объединит исторический и философский факультеты 16 нояб. 2013 г.

СПбГУ объединит исторический и философский факультеты

Здание СПбГУИсторический и философский факультеты Санкт-Петербургского государственного университета могут объединить в Институт истории и философии. Об этом 15 ноября сообщает «Интерфакс». В пресс-службе вуза пояснили, что в случае объединения новое...

дальше...

Россия: Проблемы в экономике — залог реструктуризации 29 дек. 2014 г.

Россия: Проблемы в экономике — залог реструктуризации

Экономисты считают, что введение международных санкций против России, резкое снижение цены на нефть и падение курса рубля за короткий промежуток времени приведут к экономическому спаду в этой стране, однако после его завершения структура российской экономики...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 19 февр. 2018 г.