Долина мудрости



Палаточный лагерь в горах Сычуани стал крупнейшим в мире буддийским учебным заведением. И бельмом на глазу китайских коммунистов. Они приказали снести религиозный центр. Но тысячи монахов отстроили его заново

Трудно представить себе более страшное небо. Сотни стервятников, кружащих в вышине, вдруг разом устремляются вниз, приземляются и, неуклюже расталкивая друг друга когтистыми лапами, начинают потрошить клювами обнаженный труп человека, лежащий в пыли. Чтобы упростить задачу падальщикам, двое мужчин только что исполосовали кухонными ножами тело мертвеца.

Сопровождающая нас переводчица Вэнь Яо бежит прочь, чтобы не видеть этого ужаса. А вот наш проводник лама Чогьял, напротив, наблюдает за «небесным погребением» с умиротворенной улыбкой. Чувствуя, что я не понимаю смысл происходящего, он объясняет мне преимущества церемонии «джхатор». Оказывается, пройдя через этот погребальный обряд, бренные останки человека сразу же возвращаются в вечный круговорот жизни. К тому же «небесное погребение», по словам Чогьяла — самый практичный вариант похорон. Как это? «Видишь лес?» — говорит лама, когда из окна автомобиля открывается вид на Ларунг-Гар, крупнейший образовательный центр тибетского буддизма.

Я вижу здания института, окруженные маленькими домиками. Здесь живут и постигают духовную суть всех буддийских наук более десяти тысяч монахов, монахинь и послушников.

А выше по склону действительно виднеется хвойный лесок. На кремацию пяти умерших в неделю — такая здесь смертность — этих деревьев никак не хватило бы, объясняет Чогьял. Хоронить покойников в земле тоже трудно: в горах на высоте более четырех тысяч метров грунт остается промерзшим почти круглый год. Поэтому роль могильщиков и поручают стервятникам.

Что же могло подвигнуть Джигме Пхунцока  основать Буддийский образовательный институт пяти классических наук Ларунг в этой пустынной глуши на самом севере китайской провинции Сычуань, к востоку от Тибетского автономного района?

Некоторые верят, что гуру просто исполнил пророчество двухсотлетней давности, которое гласит, что «человек по имени Джигме будет нести свет учения Сутры и Тантры» в этих горах и что ученики будут стекаться к нему «с десяти сторон света». Ведь Джигме Пхунцока, сына кочевников, еще в детстве признали реинкарнацией одного из гуру школы Ньингма — древнейшей из четырех традиций тибетского буддизма.

Другие объясняют создание Ларунг-Гара изменениями во внутренней политике Китая. В 1950 году Китайская Народная Республика аннексировала Тибет и начала последовательно уничтожать тибетский буддизм. Взрывались монастыри, сжигались библиотеки, тысячи монахов были отправлены в «лагеря перевоспитания». Лишь после смерти Мао Цзэдуна политика Китая в Тибете стала либеральнее.

И Джигме Пхунцок не преминул этим воспользоваться. В 1980 году он вместе с несколькими учениками отправился в долину Ларунг, чтобы основать там «гар» — палаточный лагерь в традициях кочевников. Джигме понимал, что наследие тибетского буддизма находится под угрозой, поэтому решил, что его «палаточный институт» будет давать всеобъемлющее буддийское образование ученикам, независимо от того, к какой школе они принадлежат. И независимо от пола.

Это была маленькая революция. В тибетском патриархальном обществе не принято уделять особое внимание религиозному воспитанию женщин. Даже монахиням обычно отводится лишь роль прислужниц великого гуру. Однако в Ларунг-Гаре женщинам впервые дали возможность получать буддийское ученое звание «кхенпо», прослушав дополнительный трехлетний курс буддийской философии и логики.

Киу Суа благодаря этому обрела новую жизнь.

«Что привело вас сюда?» — спрашиваю я у нее. «Когда-то я работала в Пекине, в галерее искусств, — говорит Киу, не отрываясь от стирки белья в огромном чане. — Зарабатывала очень хорошо, но была недовольна своей жизнью». Услышав от подруги о Ларунг-Гаре, она сначала приехала сюда на экскурсию, а потом вернулась, «чтобы учиться». Это было семь лет назад.

И вот теперь Киу Суа к своим сорока пяти годам обрела наконец «душевный покой» и, «возможно, останется здесь навсегда».

По ее словам, женщин в Ларунг-Гаре уже больше, чем мужчин. Но проверить это сложно, ведь здесь нет службы регистрации. К тому же и монахи, и монахини обриты наголо и носят одинаковую одежду, поэтому сразу и не догадаешься, мужчина перед тобой или женщина. Но в самом поселении мужской и женский миры разделены невидимой границей.Читать дальше >>>

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Академия Ларунг Гар: крупнейшее учебное заведение для буддистов на планете 10 дек. 2015 г.

Академия Ларунг Гар: крупнейшее учебное заведение для буддистов на планете

Буддийская академия Ларунг Гар находится в городе Сертар – это одно из самых загадочных мест, куда крайне редко попадают путешествующие по Тибету туристы и одно из самых знаковых — для всего буддийского мира. Каждый год, на девятом месяце по тибетскому...

дальше...

Кого хоронили в "могилах вампиров" 13 авг. 2014 г.

Кого хоронили в "могилах вампиров"

Погребальные практики Средневековья оказались сложнее современных мифов.«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а может быть просто останки перевернутые лицом вниз...

дальше...

Небесное погребение в Тибете 16 нояб. 2013 г.

Небесное погребение в Тибете

«Небесное погребение» ((jhator (Вайли: bya gtor) – основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на...

дальше...

Впечатляющий тибетский монастырь Седа 25 мая 2015 г.

Впечатляющий тибетский монастырь Седа

Тибетский монастырь Седа, известный тибетцам как монастырь Сертар, расположен в западной китайской провинции Сычуань. Здесь находится крупнейшая школа тибетского буддизма в мире: в любой момент времени монастырь является домом для 40 000 монахов и монахинь...

дальше...

В Китае сгорел крупнейший буддийский институт 10 янв. 2014 г.

В Китае сгорел крупнейший буддийский институт

В одном из главных центров тибетского буддизма — буддийском институте Ларунг Гар — накануне вечером начался крупный пожар. Огонь уничтожил по меньшей мере 10 деревянных построек, о погибших и пострадавших не сообщается. В ликвидации возгорания принимали...

дальше...

Далай-лама предложил модернизировать буддизм 09 янв. 2017 г.

Далай-лама предложил модернизировать буддизм

Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцхо предложил превратить буддистские монастыри в центры образования, чтобы соответствовать XXI веку. Об этом он заявил в интервью корреспонденту «Ленты.ру».«В буддийской культуре первостепенную роль играет знание, буддизму присущ...

дальше...

Далай-лама XIV считает, что станет последним духовным лидером буддизма 17 дек. 2014 г.

Далай-лама XIV считает, что станет последним духовным лидером буддизма

"Институт далай-лам когда-нибудь кончится. Основанные людьми институты приходят к концу", - сказал далай-лама.МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Далай-лама XIV Тензин Гьяцо считает, что может стать последним духовным лидером тибетского буддизма, носящим...

дальше...

Далай-лама госпитализирован в США из-за проблем с простатой 21 янв. 2016 г.

Далай-лама госпитализирован в США из-за проблем с простатой

Тибетский духовный лидер Далай-лама XIV проходит в США обследование на предмет проблем с простатой, «обычных для мужчин его возраста».Соответствующее заявление сделала клиника Мейо, где он лечится.Говоря о состоянии 80-летнего...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 20 февр. 2018 г.