"Пианист" с Майдана: "Наверное, я единственный гранатометчик, у которого остался музыкальный слух"

Одним из участников созданного военнослужащими проекта «Музыка воинов» стал боец батальона «Донбасс» с позывным «Пианист». Парня запомнили со времен Майдана, где он играл на фортепиано. «Лунная соната» Бетховена в исполнении «Пианиста» произвела впечатление даже на сепаратистов, в плен к которым он попал

Фотографии парня, играющего на фортепиано перед отрядом «Беркута» во время Майдана, в свое время облетели мировые СМИ. Позже выяснилось имя пианиста. Это был 24-летний Игорь из поселка Куты Ивано-Франковской области. В революционные дни он исполнял на раскрашенном в сине-желтые цвета фортепиано сонаты Шопена и Бетховена. Когда к музыканту подходили журналисты, парень смущался: «Не привык давать интервью. Лучше что-нибудь вам сыграю…»


*Декабрь 2013 года, Киев, улица Банковая. Послушать классическую музыку приходили десятки протестующих

— Я не занимаюсь музыкой профессионально, играю только для себя и близких, — говорит Игорь. — На Майдане сел за фортепиано, чтобы поднять дух протестующих. Но, отправляясь на восток страны, даже представить не мог, что буду играть и там. И находясь при этом… в плену.

«С Майдана уехал только в июне. И сразу на восток»

Недавно в Интернете появился видеоролик, на котором Игорь в камуфляжном костюме играет «Лунную сонату» Бетховена. Запись была сделана совсем недавно в рамках проекта бойцов АТО «Музыка воинов». Как говорит его инициатор военнослужащий Александр Ткачук, акция призвана показать, что у украинской армии есть душа.

— Видео с Игорем как нельзя лучше это иллюстрирует, — заметил Александр Ткачук. — У бойцов, стоявших рядом с Игорем, когда он играл, на глаза наворачивались слезы. Мы снимали это видео уже после того, как нашего «Пианиста» освободили из плена.

— «Пианист» — это мой позывной, — объясняет Игорь. — Я играл, чтобы поднять ребятам настроение. Я с детства люблю музыку, особенно классическую. Хотя всеобщее внимание мне не очень нравится. Но когда увидел на Майдане выкрашенное в сине-желтый цвет пианино, не сдержался — сел за него и начал играть Шопена. Это было мое первое публичное выступление.

— А чем вы занимались до событий на Майдане?

— Я только закончил юридический факультет Черновицкого национального университета и искал работу. После того как на Майдане избили студентов, понял, что не могу просто так сидеть дома, будто ничего не произошло. Третьего декабря приехал в Киев и с тех пор фактически жил на Майдане. Участвовал в противостояниях на улицах Банковой и Грушевского, дежурил на баррикадах. А потом увидел пианино… С тех пор на Майдане все время звучали знаменитые произведения Баха, Шопена и Бетховена. Играл даже по ночам. Рядом собирались ребята, пили горячий чай, знакомились, разговаривали. На улице стоял мороз, а нам было тепло и весело.

«Пианист» (тогда это еще был не позывной, а просто прозвище, которым Игоря нарекли его новые друзья) играл до тех пор, пока на Майдане не начались расстрелы. Накануне трагических событий парень заболел воспалением легких.

— Никто не знает, что было бы со мной, окажись я на Майдане в те страшные дни, — продолжает Игорь. — Мог и погибнуть. Хотя в тот момент об этом не думал — хотел находиться вместе с ребятами, но был настолько слаб, что не мог ходить. Сутками играя на фортепиано, не чувствовал холода, но все же простудился. Усугубил ситуацию газ, которым нас травили спецназовцы. Кашель усилился, поднялась температура. Я боялся идти в больницу — слышал, что оттуда похищали протестующих. Но 18 февраля стало совсем плохо, и меня госпитализировали.

Полностью вылечиться и вернуться на Майдан смог только через месяц. К тому времени революция победила, но я решил, что останусь в Киеве как минимум до президентских выборов. Опять играл на своем любимом пианино. С Майдана уехал только в июне. И сразу на восток.

Игорь, который не служил в армии, записался в батальон «Донбасс». По его словам, четырех недель обучения на полигоне ему хватило.

— За это время я стал гранатометчиком, — признается Игорь. — Главное — желание. Если оно есть, научиться можно всему. В зоне АТО первым моим населенным пунктом стал Артемовск. Затем — штурм Попасной. Нам удалось прорваться только с третьей попытки. Были «трехсотые», «двухсотые»… Одного парня из моего взвода не нашли до сих пор. Несколько раз я и сам мог погибнуть. Например, в Иловайске. Помню, проснулись, сели завтракать, как вдруг начался обстрел из вражеской артиллерии. Мина упала совсем рядом, но мы с ребятами успели отскочить. После обеда поехали в дозор, и в сорока метрах от меня разорвался снаряд. Следующий лег еще ближе, метрах в пяти. А вечером чуть не поймал пулю — пролетела в нескольких сантиметрах, я даже слышал ее свист. И опять высшие силы меня уберегли.

Когда мы оказались в Иловайском котле, все вели себя по-разному. Кто-то думал, что это конец, другие бойцы, наоборот, были уверены, что прорвемся. Для меня в те дни важно было хоть иногда звонить папе и говорить короткую фразу: «Я жив, все в порядке». Понимал, что они с мамой ночами не спят, волнуются. Звонил им до последнего. Но когда 29 июля попал в плен, связь оборвалась.

«Меня и других пленных боевики повезли в Иловайск: «Будете отстраивать город, который сами разрушили!»

Обо всем, что ему пришлось пережить в плену, «Пианист» пока рассказать не может. Даже на вопрос о том, били ли его, не отвечает. Говорит: это ради безопасности побратимов, двое из которых до сих пор в плену.

— Одного нашего парня с позывным «Семерка» посадили в тюрьму, — вспоминает Игорь. — В так называемой «ДНР» ему вынесли приговор: 20 лет лишения свободы. За то, что он толкнул какого-то сепаратиста и тот, дескать, по его вине сломал ногу. Теперь не знаю, когда его освободят, и освободят ли вообще. А второй побратим до сих пор сидит в подвале вместе с другими пленными. Он родом из Донецка. К боевикам не раз приходили его родители, просили освободить. Но безрезультатно. В плену, конечно, всякое бывало… Относились к нам по-разному. Но одно могу сказать точно: там, в плену, меня спасла… музыка.

Конечно, находясь в сыром подвале, о сонатах Баха и Бетховена думал в последнюю очередь. Там все мысли об одном: когда освободят? С первых дней плена мы слышали от сепаратистов фразу: «Будем вас менять. Собирайтесь». Но всякий раз в последний момент что-то не получалось, и мы оставались в подвале. Так было раз десять, не меньше. То ли действительно срывались переговоры, то ли это была такая моральная пытка… Чтобы понимать, сколько дней прошло, мы рисовали на стенах палочки. Один день — одна палочка. В подвале нас было 113 человек. Спали на металлических полках для архивов, питались противными разбавленными кашами, которые приносили сепаратисты. Эти каши невозможно было есть, но и не есть было нельзя: чтобы продержаться, нужны силы. Я нарисовал на стене 46 палочек. На 47-й день меня и еще нескольких сослуживцев боевики повезли в Иловайск: «Будете отстраивать город, который сами разрушили!»

В Иловайске он снова увидел пианино. Благодаря чему ситуация изменилась.

— Нас отправили ремонтировать обстрелянную из «Градов» музыкальную школу, — рассказывает Игорь. — Я уверен, что эту школу разрушили не украинские войска. Но вариантов у нас не было: будучи военнопленными, должны были делать то, что нам говорили. Помню, мы с ребятами разобрали старую полуразрушенную крышу, начали делать каркас. И через несколько дней на третьем этаже здания я увидел пианино. Грязное, пыльное, но целое. Так захотелось сыграть! Как тогда, на Майдане. «Интересно, хоть что-то еще помню?» — подумал.

Спросил у конвоира: «Можно что-нибудь сыграть?» Посмотрев на меня как на сумасшедшего, сепаратист кивнул головой: дескать, можно. Я сел за пианино. И понял, что ничего не забыл — пальцы все помнили и чувствовали инструмент. Начал играть Шопена. Затем Моцарта, Баха. Побратимы оставили работу, стояли и слушали. Но, что самое поразительное, сепаратисты тоже. Раньше они все время нас подгоняли, а тут как будто вообще забыли, что мы должны работать. В глазах одного конвоира даже заблестели слезы. «А ну сыграй еще», — попросил он. Я играл несколько часов подряд — как когда-то на Майдане. Мне стали аплодировать не только боевики, но и сотрудницы разрушенной школы. До этого они всем своим видом старались показать, что не любят украинских военных. А тут начали говорить: «Молодец! Играй еще, мы давно такого не слышали». Потом сотрудница школы попросила меня посмотреть еще одно фортепиано, дескать, можно ли его настроить. Я с удовольствием это сделал и сыграл несколько сонат. Боевики не возражали.

«Люди, которые прошли войну, играют по-особенному. Их исполнение трогает до слез»

С тех пор, по словам Игоря, сепаратисты изменили свое отношение не только к нему, но и к его побратимам. Больше не было ни оскорблений, ни издевательств. Более того, ребятам сказали, что они могут не возвращаться в подвал, а продолжать ремонтировать школу.

— Мне сообщили, что я могу реставрировать музыкальные инструменты и играть на них, — продолжает Игорь. — До этого был для них просто «укроп» или «эй, ты», а тут стали называть по имени или «Пианист». Начали гораздо лучше кормить. Потом привели российских и французских журналистов — чтобы я сыграл и для них. Как тогда правильно заметил один французский журналист, музыка объединяет. Так и есть. Учительница музыкальной школы, которая считала нас «укропами» и фашистами, принесла мне телефон: «Мальчик, позвони своим родителям. Они, наверное, за тебя переживают».

— Кому вы позвонили?

— Маме. Услышав мой голос в трубке, она не поверила, что это я. «Сынок!» — закричала. И расплакалась… Я тоже плакал. Сказал, что со мной все в порядке, руки-ноги целы. Хотели друг друга о многом спросить, но в тот момент обо всем забыли. Я не стал рассказывать, чем занимаюсь. Думаю, она бы и не поверила, что я не сижу в холодном подвале, а реставрирую музыкальные инструменты в школе.

В этом Игорю помогал его друг, столяр по профессии. Он тоже воевал на востоке и попал в плен. По просьбе Игоря сепаратисты привезли его в школу. Несколько месяцев ребята занимались реставрацией. Снятый иностранными журналистами видеоролик об украинском военном пианисте мгновенно облетел Интернет. И когда Игоря наконец обменяли и он вернулся домой в Ивано-Франковскую область, ему предложили принять участие в проекте «Музыка воинов».

— Этот проект мы придумали, когда узнали о талантах некоторых наших бойцов, — говорит создатель проекта военнослужащий Александр Ткачук. — Кто-то, оказывается, прекрасно поет, кто-то играет на виолончели и на пианино. Знаете, люди, которые прошли войну, делают это по-особенному. Их исполнение трогает до слез. Пригласив Игоря в военный госпиталь, мы попросили сыграть знаменитую «Лунную сонату» Бетховена. Несмотря на усталость и проблемы со здоровьем, он сразу согласился. И, думаю, вдохновил многих бойцов.

— Я и на Майдане успел побывать, — улыбается Игорь. — Там моего сине-желтого пианино уже нет. Но мне разрешили сыграть в Украинском доме. Теперь буду заниматься музыкой. Наверное, я единственный стрелок-гранатометчик, у которого остался музыкальный слух (смеется). Грех этим не воспользоваться.

Правда, если Игорь и пойдет учиться в консерваторию, то не сразу. После реабилитации в санатории он уехал на полигон в Днепропетровскую область. И даже после всего, что ему пришлось пережить, готов снова вернуться на фронт.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
МВД отрицает, что "Беркут" отказывался разгонять Майдан 11 дек. 2013 г.

МВД отрицает, что "Беркут" отказывался разгонять Майдан

Министерство внутренних дел опровергло информацию о том, что "Беркут" из Кировограда отказался освобождать Майдан в Киеве от протестующих. Об этом говорится в сообщении пресс-службы МВД Украины. "Речь, прежде всего, идет о распространении некоторыми...

дальше...

Японcкие специалисты разработали фортепиано, на котором можно играть без рук 19 дек. 2014 г.

Японcкие специалисты разработали фортепиано, на котором можно играть без рук

Японские специалисты из университета Цукуба разработали уникальную систему, позволяющую играть на фортепиано, не притрагиваясь руками к клавишам. Об этом сообщают японские СМИ.Пианист должен надеть перед игрой специальные очки, которые отслеживают движения...

дальше...

Совет сотен Майдана заявил о создании батальона "Майдан" 07 мая 2014 г.

Совет сотен Майдана заявил о создании батальона "Майдан"

Центральный совет сотен Майдана объявил о создании объединенного батальона "Майдан", заявил представитель Контрольно-ревизионной группы совета майдана "Спартак"."Этот батальон будет создан на базе сотен, которые сейчас находятся на территории Майдана...

дальше...

"Поцреотизм" гасит революционный сигнал 06 марта 2014 г.

"Поцреотизм" гасит революционный сигнал

Надо отдать должное кремлёвским пропагандистам. Они сумели настроить российское общественное мнение против украинской революции. Это очень хорошо заметно в интернете. Русский сегмент сети просто разрывается от призывов расправиться с «бендеровцами» и...

дальше...

Как банки и население переживают украинскую революцию 03 февр. 2014 г.

Как банки и население переживают украинскую революцию

Портал Банки.ру решил выяснить, как население, банки и курс гривны переживают очередную украинскую революцию. Оказалось, что гривна в революцию обесценилась меньше, чем рубль в стабильность, а жители Украины, вопреки острому политическому кризису в стране...

дальше...

Расстрел Майдана: задержан еще один экс-беркутовец 26 июня 2015 г.

Расстрел Майдана: задержан еще один экс-беркутовец

Сегодня в Киеве Служба безопасности Украины в ходе спецоперации задержала одного из руководителей полка милиции особого назначения Беркут, причастного к расстрелам на Майдане в феврале 2014 года.Как сообщает пресс-служба СБУ, и.о. председателя СБУ Василий...

дальше...

Майдан, Киев. Из-за чего столько  шума? 27 дек. 2013 г.

Майдан, Киев. Из-за чего столько шума?

Никакая демократическая страна мира не позволит перекрывать центральный проспект на месяц и занимать центральную площадь свезенными ордами и бандами Майдан, собравшийся в Киеве 21 ноября - уже третий за историю независимой Украины, но далеко не последний...

дальше...

Есть ли фашизм на Майдане? 19 февр. 2014 г.

Есть ли фашизм на Майдане?

Для меня, наблюдателя из сытого свободами да правами Запада, то, что творится на Украине, — дикость. Умирать, убивать, воевать за свободу? В сердце Европы, в 2014 году? Мне и дико, и стыдно. Стыдно, потому что Европа способствовала этой войне. Сначала...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 28 марта 2020 г.