Освобождение

— Для Латвии  окончание Второй мировой войны  означает советскую реоккупацию. Что Латвии отмечать 8 мая?

— Во время Второй мировой  войны две тоталитарные державы  меняли карту Европы. Трагедия  Латвии в том, что в этой войне она не могла бороться за свободу и не обрела ее. Между латвийскими и российскими историками были дискуссии о том, принесло ли Латвии окончание Второй мировой войны освобождение. Российские коллеги признают повторную оккупацию, но подчеркивают: ведь было освобождение от нацизма! На мой взгляд, освобождение — это обретение свободы. Если людей переводят из тюрьмы с металлическими решетками в тюрьму с деревянными решетками, то можно долго спорить, какая из тюрем лучше, но это не освобождение. Для Латвии окончание Второй мировой войны означало также большую трагедию.

Во время войны люди жили с осознанием того, что им нужно понять, какой из тоталитарных режимов меньшее зло. Были такие, кто меньшим злом считал нацистскую Германию, и у них были большие основания считать так с учетом опыта 1940-1941 годов. В начале войны даже коллеги-дипломаты писали послу Латвии в Швеции Волдемарсу Салнайсу, что Латвия должна сотрудничать с Германией. В то время многие считали, что Советский Союз символизирует самое большое зло. Позже, когда стало ясно, что Германия войну проиграет, все равно многие воспринимали Советский Союз как зло и делали все, чтобы его избежать. По этой причине латышские легионеры воевали в вооруженных силах Германии, были сотни добровольцев, вступивших в легион уже летом 1944 года.

— До 1 июля 1941 года  Германия оккупировала большую  часть Европы. Почему многие в  Латвии летом 1941 года приветствовали  немецкую армию как освободительницу?


— Германия тех времен  была союзником СССР, немногие  знали о политике нацистской Германии в оккупированных странах, о холокосте и концлагерях. К тому же, война в Латвии началась всего лишь через неделю после депортаций 14 июня 1941 года. Год советской оккупации вызвал шок, а гитлеровское государство до лета 1941 года ничего плохого Латвии не сделало. Многие надеялись, что с изгнанием коммунистов появится возможность вернуть утраченное. Тогда многие думали, что с немцами будет лучше, чем с русскими. Генерал Рудольф Бангерский, генерал-инспектор латышского легиона, говорил: «У русских ты мог, как собака, умереть, а у немцев, по меньшей мере, ты можешь жить, как собака».

Изучая движение сопротивления в Латвии, я пришел к убежденности, что борьба за демократическое, независимое государство единственный путь, по которому мы должны были идти. Это легко сказать, но во время Второй мировой войны нелегко было идти по этому пути.

— Когда в августе 1941 года формировалась латышская  стрелковая дивизия Красной армии, многие латыши в России вступали  в нее с энтузиазмом. Они тогда  знали о депортациях, этнических чистках, пережили голод в России.


— Одна из причин —  они воспринимали немцев как  исторических врагов. Вторая — у латышей  была возможность быть вместе. Удивительно, что в то время  у многих выросших в Латвии  латышей не было государственного сознания. Они считали себя гражданами СССР. Я спрашивал у Инесе Спуре, комсомолки, которая служила в Красной армии: разве не было ясно, что СССР ликвидировал латвийское государство? Она ответила — нет. Спуре из семьи социал-демократов, о депортациях ничего не знала, верила советской идеологии. Были также латыши, придерживавшиеся коммунистических взглядов, которые считали, что в результате депортаций были вывезены только враги народа.

— Вы были одним из тех историков, которые разъясняли обществу, что мобилизация в латышский легион противоречила Гаагской конвенции, запрещающей призывать в чужие войска жителей оккупированных земель. Не была ли такой же незаконной мобилизация граждан Латвии в Красную армию?


— Были добровольцы, ушедшие  в 1940-1941 годах в Красную армию, потому что до этого они сотрудничали с советской властью, были и мобилизованные в принудительном порядке в 1944 и 1945 годах в Латгале и Видземе. Ответственность за то, что это различие не разъясняется, должны взять на себя СМИ. Когда я написал о советском терроре в Тукумсе в августе 1944 года, у одной из русских газеты были возражения — как кто-то осмелился в чем-то упрекать порабощенных в годы войны пленных! При этом игнорируется факт, что немцы передавали пленных красноармейцев крестьянским хозяйствам, где они выполняли вспомогательные работы и были сыты. Русские журналисты не знают или не хотят знать об этом.

И в отношении заключенных в Саласпилсский лагерь детей — после войны было всего несколько статей, где позитивно оценивалось то, что эти дети были преданы латышским крестьянам. Умалчивается, что многие не только помогли детям восстановиться, но и воспитали их как собственных детей. СМИ продолжают преподносить латышских крестьян, к которым попали дети из Саласпилса, чуть ли ни как рабовладельцев. По-моему, люди в нашей стране могли бы жить спокойнее и дружнее, если бы не позволяли раздражать себя недостоверными историческими фактами. Это относится не только к русским. И латыши о многом забыли или многое никогда не знали.

— С какими мифами вы столкнулись при изучении истории Саласпилсского лагеря?


— В русскоязычной прессе  звучат голоса только одной  категории узников Саласпилсского  лагеря — это увезенные из  Белоруссии дети. В лагерь было  заключено примерно 2000 легионеров, во время строительства лагеря там были евреи из Западной Европы, позже — также участники латышского и польского движений сопротивления, литовские офицеры и другие. Но, если почитать русскую прессу, то нередко складывается впечатление, что Саласпилс был лагерем, где детей в течение всей войны отбирали у матерей, и все время проводились медицинские эксперименты. Это правда, что несколько сотен — но не тысяч — детей умерло от голода и эпидемий, однако большинство детей проводили в лагере всего несколько месяцев, а потом их передавали в православный монастырь, детские дома и в крестьянские хозяйства.

— Вы писали, что  последствие многократной оккупации  это разделенное историческое  сознание. Как оно влияет на  работу историка?

— В результате Второй  мировой войны и смены двух  оккупационных властей мы потеряли балтийских немцев, евреев и других граждан Латвии, которые были депортированы, убиты, многие эмигрировали. Вместо них после войны в Латвию прибыли многие из СССР. Скажем честно: у одних есть связь с Латвией и ее историей, у других — нет. Часть живущих здесь русских по-прежнему считает, что самое большое зло в мировой истории символизирует нацистская Германия, а Советский Союз представлял демократические силы. Такое мнение части жителей и даже граждан Латвии свидетельствует о том, что политическая нация еще не сформировалась. Я живу недалеко от Памятника Победы, и, если есть возможность, 9 мая уезжаю в деревню. Как гражданин Латвии я осознаю, что Вторая мировая война и победа СССР в ней означали для моего государства. Это должны осознавать и политики, участвующие в мероприятиях 9 мая. Если бы политики хотели сплотить общество, то никто из них не участвовал бы в мероприятиях ни 16 марта, ни 9 мая.


Похожие новости
Рижские власти готовятся ко дню памяти латышских легионеров 05 марта 2014 г.

Рижские власти готовятся ко дню памяти латышских легионеров

Госполиция в преддверии 16 марта оценивает риск столкновений и готовится обеспечивать общественный порядок, заявил глава ведомства Интс Кюзис на заседании правительства. Об этом сообщает портал rus.db.lv. На заседании обсуждался не только вопрос о 16...

дальше...

Тест на легитимность: отреагирует ли НАТО на прославление министром обороны Латвии легионеров СС 05 окт. 2019 г.

Тест на легитимность: отреагирует ли НАТО на прославление министром обороны Латвии легионеров СС

Латвийская оппозиция и общественные движения ждут от руководства НАТО реакции на недавнее заявление министра обороны страны Артиса Пабрикса, который назвал легионеров СС «героями» и «гордостью» латышского народа. Реакция на подобную риторику должна стать...

дальше...

«Максималист, романтик и герой»: как боролся с нацизмом и погиб советский поэт Муса Джалиль 25 авг. 2019 г.

«Максималист, романтик и герой»: как боролся с нацизмом и погиб советский поэт Муса Джалиль

75 лет назад оборвалась жизнь поэта и борца с нацизмом Мусы Залилова, известного под литературным псевдонимом Муса Джалиль. Будучи известным литератором и ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, он в 1941 году добровольцем ушёл на фронт...

дальше...

Русский коллаборационизм во время Второй мировой 21 июня 2014 г.

Русский коллаборационизм во время Второй мировой

В ходе и после Второй мировой войны Сталин инициировал тотальную депортацию десяти народов Советского Союза, огульно обвиненных в сотрудничестве с фашистской Германией (немцы, корейцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы...

дальше...

Юбилей мракобесия: шествие в память легионеров Ваффен СС 16 марта 2014 г.

Юбилей мракобесия: шествие в память легионеров Ваффен СС

Сегодня – не только день исторического самоопределения Крыма и торжества российской политики. Сегодня, в день торжества здравого смысла на полуострове, в Латвии отметят юбилей мракобесия: пройдет юбилейное шествие в память легионеров Ваффен СС – ровно...

дальше...

МИД назвал позором шествие легионеров СС в Риге 16 марта 2014 г.

МИД назвал позором шествие легионеров СС в Риге

Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека Константин Долгов заявил, что Москва считает позором и циничным надругательством над памятью миллионов жертв Второй мировой войны шествие легионеров «Ваффен СС» и их сторонников в Риге.«В Риге опять...

дальше...

Вышел фильм о новых фактах зверств латвийских эсэсовцев 15 марта 2014 г.

Вышел фильм о новых фактах зверств латвийских эсэсовцев

В преддверии ежегодного шествия ветеранов легиона Ваффен СС в Риге 16 марта российский фонд «Историческая память» представил общественности фильм «SB. Особое обращение», в котором обнародуются новые документальные доказательства зверств латышских легионеров...

дальше...

День памяти легионеров в Риге: что, где, во сколько? 13 марта 2014 г.

День памяти легионеров в Риге: что, где, во сколько?

В воскресенье, 16 марта, в Риге состоятся традиционные мероприятия в память о латышских легионерах, а также акции их оппонентов. Портал mixnews.lv обобщил информацию о 16 марта в Риге. 6.00 – 13.00 – Общество Paspelesimies проводит возле памятника Свободы...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 27 янв. 2021 г.