Китай против трибунала по сбитому "Боингу" MH17

В катастрофе малайзийского «Боинга» над Украиной виновато ополчение – такие выводы, если верить СМИ, содержатся в докладе нидерландской комиссии. По странному совпадению, утечка появилась за два дня до годовщины трагедии, а также накануне голосования в СБ ООН по проекту резолюции о трибунале над ее виновниками. В этом смысле особенно интересной оказалась позиция Китая по этому поводу.
Китай против трибунала по сбитому "Боингу" MH17

В канун годовщины трагедии с малайзийским «Боингом», следовавшим рейсом МН-17 и потерпевшим крушение в небе над Украиной, поиск виновных в трагедии вошел в новую стадию. СБ ООН в ближайшее время назначит голосование по резолюции, подготовленной Малайзией и призывающей к созданию трибунала для расследования катастрофы, унесшей жизни 283 пассажиров и 13 членов экипажа. Россия выступает против этой идеи, так как не считает ее продуктивной. Эксперты уверены, что трибунал станет политизированным инструментом давления. К этой позиции присоединился и Китай.

Тем временем стали достоянием общественности некоторые детали доклада, который готовят Нидерланды. Телеканал CNN изучил доклад, представляющий собой увесистый документ объемом в несколько сотен страниц. Группа исследователей, изучавших катастрофу, пришла к выводу, что самолет был сбит ополченцами.

Кто сбил?

Источник, на который ссылается CNN, утверждает, что в докладе описывается точный тип ракеты, которой был сбит «Боинг», а также ее траектория. Указаны и координаты точки запуска ракеты. Утверждается, что эта зона в день крушения самолета находилась под контролем ополчения. При этом конкретные координаты места запуска ракеты телеканал не приводит, поэтому утверждать, о каком конкретно месте идет речь, нельзя – как и то, действительно ли это место контролировалось ополчением.

Источники CNN также сообщили, что часть вины за произошедшее возлагается на Malaysia Airlines, поскольку другие авиакомпании избегают полета над зонами вооруженных конфликтов. Интересно, что утечка произошла 15 июля – за два дня до годовщины катастрофы, а также накануне голосования в СБ ООН по проекту резолюции о трибунале. Официальная же версия нидерландского доклада должна быть опубликована только осенью 2015 года.

Нидерландская сторона не подтвердила, но и не опровергла информацию, опубликованную СМИ. «Мы не можем ничего подтвердить. Это конфиденциальный проект отчета. И мы сможем комментировать что-либо, только когда выпустим окончательный отчет», – передает слова представителя Совета безопасности Нидерландов Russia Today.

На публикацию CNN уже отреагировала одна из сторон непосредственного конфликта. «Мы не контролировали этот район. Там была полная чересполосица. Говорить о том, что какая-либо сторона контролировала тот или иной населенный пункт, стало возможно лишь месяца через три после трагедии», – заявил «Интерфаксу» спикер Народного совета ДНР Андрей Пургин. А заместитель командующего штабом ополчения ДНР Эдуард Басурин заявил РИА «Новости», что на момент катастрофы ополчение не располагало ни физической, ни технической возможностью сбить этот лайнер. «Мы уже не раз повторяли, и устали это делать. И говорим еще раз, что ополчение не причастно к сбитому «Боингу», – сообщил он.

СК РФ подтвердил, что у следствия есть приоритетная версия этой трагедии – и она разительно отличается как от того, что заявляется в вышеприведенной утечке, так и от выводов ряда российских экспертов. «У нас есть данные, в том числе основанные на результатах экспертиз, что самолет был сбит ракетой типа «воздух – воздух». Более того, эксперты предполагают, что установлен тип ракеты, и что эта ракета не российского производства, – сообщил ТАСС официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. – Все это еще раз подтверждает показания важнейшего свидетеля Евгения Агапова, проходившего военную службу в должности механика авиационного вооружения первой эскадрильи бригады тактической авиации ВВС Украины», – добавил он.

Отметим, что не только комиссия под руководством Нидерландов проводит расследование обстоятельств крушения рейса МН-17. Соответствующий доклад недавно подготовили специалисты российского концерна «Алмаз-Антей» – ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов «Бук». Группа исследователей сделала вывод, что самолет был сбит ракетой зенитного комплекса «Бук-М1». Судя по траектории, пуск был произведен с территории, на момент крушения подконтрольной киевским силовикам.

Результаты «Алмаз-Антей» передал международной комиссии по расследованию крушения «Боинга», однако доводы российской стороны были приняты в штыки представителями США. «Наша позиция была ясна с самого начала: MH17 был сбит ракетой класса «земля – воздух» с территории, которую контролировали сепаратисты на востоке Украины», – заявила официальный представитель Госдепартамента Мари Харф. США, по ее словам, уверены, что «никакие системы ПВО Украины не находились в районе падения самолета, а украинские силы не выпустили ни одной ракеты «земля – воздух» в ходе конфликта».

Тем временем постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил, что российские эксперты отстранены от расследования. «Мы всегда продолжали выступать за тесное международное сотрудничество (в расследовании) этой катастрофы, – отметил Чуркин в эфире «Россия-24». – Получилось так, что наши эксперты практически от этого отстранены, расследование прошло само по себе».

«Голландская комиссия гребет не туда»

Заслуженный пилот СССР, неоднократно расследовавший авиакатастрофы, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил политический характер доклада Нидерландов.

«На следующий день после катастрофы с малайзийским лайнером президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон определили и виновника, и причину трагедии. Не была даже создана комиссия по расследованию, не пощупали, образно выражаясь, останки погибших пассажиров, не изучили обломки самолета, но впервые за сто лет существования гражданской авиации мира определили виновника», – сказал Олег Смирнов.

Ветеран гражданской авиации перечислил четыре причины, которые показывают, что доклад Нидерландов не выдерживает никакой критики. «Нидерланды экспортируют идею, высказанную на второй день после трагедии на Украине. Весь авиационный мир, все профессионалы гражданской авиации смеются над этим. Первое: наши радары и спутники категорически и точно определили точку, с которой была выпущена ракета. Второе: ракеты этого типа в российских войсках не эксплуатируются более 10 лет», – отметил специалист.

«Третье: «Алмаз-Антей» провел исследование, которое заслуживает стопроцентного доверия. Оно делалось на протяжении долгого времени. Профессиональнее этих людей нет в мире никого. Они делали и химические, и математические исследования, и все это состыковывали с материалами, которые подавал космос. Был проведен анализ на молекулярном уровне! Такой компетентный материал должен был заставить голландскую комиссию прибежать к «Алмаз-Антею» и попросить эти материалы для своего расследования. Они сделали вид, что этого события не было. Одним словом, голландская комиссия гребет не туда», – подчеркнул Смирнов.

«Четвертое: пуск ракеты, в частности «Бука», – это дело непростое. Обычные шахтеры – люди неграмотные в военном плане и не обучены этому. Это система, которая состоит из нескольких блоков: это радар, сама ракета, энергообеспечение, сложнейшие компьютеры, интерфейс и т. д. Нужна целая команда и серьезные тренировки для пуска подобной ракеты. А кто воюет на стороне ополченцев? Шахтеры! Какой там «Бук», о чем вы говорите?» – подчеркнул эксперт.

Китай против трибунала

Утечка из доклада появилась в тот момент, когда активно обсуждается идея создания трибунала по сбитому самолету, выдвинутая Малайзией. К числу противников соответствующей резолюции добавился важный политический игрок – Китай.

«Крушение пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» MH-17 – настоящая трагедия. Китайская сторона выступает за то, чтобы провести независимое, справедливое и объективное расследование в соответствии с резолюцией 2166 Совета Безопасности ООН и привлечь к ответственности виновных», – заявили в пресс-службе МИД Китая. Пекин также выразил надежду на то, что «Совет Безопасности ООН сможет сохранить единство и обеспечит, чтобы вопрос по MH17 был решен должным образом», передает РИА «Новости».

В Пекине напомнили, что СБ ООН уже предпринял требуемые от него действия, приняв год назад резолюцию, приуроченную к катастрофе малайзийского авиалайнера. В ней содержатся требования прекратить все военные действия в районе, прилегающем к месту авиакатастрофы, обеспечить неприкосновенность места катастрофы и безопасность участников международного расследования.

Таким образом, в Китае согласились с официальной позицией России по этому вопросу. Напомним, что 14 июля МИД РФ заявил о том, что в деле о крушении пассажирского лайнера нужно придерживаться резолюции, принятой ранее Совбезом ООН. «Подтверждена приверженность выполнению всеми сторонами принятой по инициативе России резолюции 2166 СБ ООН, предусматривающей необходимость проведения всестороннего, независимого и тщательного международного расследования авиакатастрофы, обеспечения – на его основе – неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении этого преступления», – говорилось в заявлении российского внешнеполитического ведомства.

Тем временем уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов обвинил Запад в попытке «протащить» проект резолюции через СБ ООН. «Идею вбросили достаточно быстро, чтобы принять за считаные дни. Так не делается», – пояснил он. Инициаторы резолюции фактически проигнорировали призывы России работать над резолюцией 2166, отметил Долгов. «А теперь хотят «протащить под сурдинку» очень далеко идущий документ, который в случае принятия мог быть подвергнут самым широким трактовкам и толкованиям», – заявил он 15 июля.

В Москве и ранее подчеркивали, что считают преждевременной и контрпродуктивной постановку вопроса о международном трибунале. «Расследование еще продолжается, никаких выводов окончательно не сделано. Нидерланды лишь представили промежуточный вариант этого доклада, – напоминал неделю назад замглавы МИД России Геннадий Гатилов. – Они и сами признают, что окончательно смогут довести расследование и представить доклад только к концу года», – отметил он. Также Гатилов напомнил об отсутствии прецедентов создания подобных трибуналов в аналогичных случаях – как, например, в 2001 году при расследовании крушения самолета российской авиакомпании, следовавшего из Тель-Авива в Новосибирск.

«В пользу России»

Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, китаист Василий Кашин уверен: Китай предпринял очень серьезный шаг. «Инициатором создания резолюции является Малайзия. У Китая довольно-таки тесные отношения с этой страной: они соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону. В принципе, Пекин мог просто-напросто отсидеться в стороне, никто бы не был против. Китайская позиция показывает, что они не заинтересованы в том, чтобы Россия в ходе украинского конфликта потерпела поражение и ослабила свои позиции в мире», – сказал Кашин газете ВЗГЛЯД.

Собеседник подчеркивает, что Пекину невыгодно ослабление Москвы, так как это ударит по двусторонним отношениям России и Китая. Именно поэтому, уверен эксперт, Китай начинает все более явно и четко высказываться в пользу России. «Раньше они уходили от прямых политических заявлений, в то же время никогда не критиковали Россию. Сейчас ситуация меняется. Уже в конце 2014 года были заявления о том, что ситуация с Крымом не такая однозначная. Более того, были заявления, осуждающие экономические санкции против России, а также высказывания в поддержку политических усилий Москвы на Украине», – напоминает эксперт. – Они идут нам навстречу. Это явная и очевидная линия, которая усиливается».

Примечательно, что в вопросе о создании трибунала нет чисто китайского интереса, «они просто поддержали нас», подчеркивает Кашин. «Китай негативно относится к практике создания надгосударственных структур, которые могут использоваться в целях вмешательства во внутренние дела», – подытожил специалист по Китаю.

«Китай надеется на понимание и поддержку России»

Заведующий отделом востоковедения НИУ ВШЭ, специалист по Китаю Алексей Маслов, напротив, считает, что позиция Китая в отношении трибунала связана с интересами Пекина. Специалист также обратил внимание на то, что Китай впервые заявил о себе как о независимом политическом игроке, так как ранее он скорее придерживался позиции нейтралитета. «Пекин находится в непростой ситуации относительно ряда проблем в Южно-Китайском море. Он ведет себя довольно активно в отношении нескольких островов в этом регионе. Нельзя исключать в будущем вооруженные столкновения. И Китай надеется на понимание и поддержку России», – сказал Алексей Маслов газете ВЗГЛЯД.

«Идет репозиционирование Китая в мире. Пекин начинает все больше и больше играть роль модератора в мировой политике. Китайцы против того, чтобы какие-то общие собрания решали вопросы, относящиеся к взаимодействию двух стран. Они всегда опасаются подобного рода собраний. Китай жестко стоит на том, что вопросы островов касаются исключительно региональных игроков. Это относится и к другим конфликтам», – сказал Маслов.

«Конечно, идет наращивание политических взаимоотношений Москвы и Пекина. После саммитов ШОС и БРИКС Китай стал жестче формулировать свое отношение по вопросам мировой политики, – уверен он. – Пекин не хочет повторять ошибки США и поэтому пытается заручиться поддержкой целого ряда стран. Китайцы не хотят выглядеть диктаторами, они хотят действовать коалиционно. Последние саммиты этому пример», – отметил эксперт.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Malaysia Airlines подсчитала убытки после ЧП с ее лайнерами 29 авг. 2014 г.

Malaysia Airlines подсчитала убытки после ЧП с ее лайнерами

МОСКВА, 28 авг – РИА Новости. Авиакомпания Malaysia Airlines переживает нелегкие времена – ее убытки во втором квартале 2014 года составили 305,7 млн ринггитов (97,2 млн долларов), сообщает телеканал Al Arabiya.По мнению авиакомпании, это колоссальная...

дальше...

Уже пять государств призывают СБ ООН создать трибунал для виновников катастрофы малайзийского "Боинга" 15 июля 2015 г.

Уже пять государств призывают СБ ООН создать трибунал для виновников катастрофы малайзийского "Боинга"

Австралия, Бельгия и Украина призвали Совет Безопасности ООН создать трибунал для расследования катастрофы малазийского «Боинга» над территорией Украины 17 июля 2014 года. Об этом говорится в официальных заявлениях МИД этих стран....

дальше...

Крушение малайзийского "Боинга": реакция в мире 25 июля 2014 г.

Крушение малайзийского "Боинга": реакция в мире

Пассажирский самолёт авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился под Донецком 17 июля. В катастрофе предположительно сбитого ракетой «земля–воздух» «Боинга-777», на борту которого находились 298 человек...

дальше...

Путин лично выступил против учреждения международного трибунала по гибели малайзийского "Боинга" 16 июля 2015 г.

Путин лично выступил против учреждения международного трибунала по гибели малайзийского "Боинга"

Сегодня, 16 июля, президент России Владимир Путин лично высказался против учреждения международного трибунала по катастрофе «Боинга» авиакомпании Malaysia Airlines 17 июля 2014 года над территорией Донбасса, которая находилась под контролем...

дальше...

Совет Безопасности ООН перенес рассмотрение проекта резолюции по малайзийскому "Боингу" на конец июля 18 июля 2015 г.

Совет Безопасности ООН перенес рассмотрение проекта резолюции по малайзийскому "Боингу" на конец июля

Сегодня, 18 июля, ТАССсо ссылкой на осведомленный дипломатический источник в штаб-квартире ООН сообщил, что Совет Безопасности ООН отложил голосование по проекту резолюции о создании международного трибунала по расследованию...

дальше...

Опубликовано видео с места падения малайзийского «Боинга»
17 июля 2015 г.

Опубликовано видео с места падения малайзийского «Боинга»

Видео, снятое сепаратистами после падения малайзийского Boeing MH-17 на Украине, опубликовано на сайте News.com.au.На записи можно увидеть, как донецкие сепаратисты осматривают место крушения и забирают личные вещи пассажиров. За кадром звучит голос одного...

дальше...

Malaysia Airlines выплатит компенсации семьям жертв крушения MH17 28 июня 2015 г.

Malaysia Airlines выплатит компенсации семьям жертв крушения MH17

Министр транспорта королевства Лиоу Тионг Лай уточнила, что компенсации не получили всего несколько семей, из-за того, что необходимо уточнить, кто имеет право на получение компенсации.БАЛИ (Индонезия), 28 июн — РИА Новости. Малайзийская национальная...

дальше...

Нестыковки и загадки малайзийского "Боинга" 19 июля 2014 г.

Нестыковки и загадки малайзийского "Боинга"

Авиакатастрофа в Донбассе укладывается в классические сценарии теории заговора.С самого первого сообщения о катастрофе малазийского "Боинга" на Украине меня не отпускает ощущение нереальности. Словно я читаю не ленту новостей на kp.ru, а какой-то роман...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 20 окт. 2019 г.