Ленин, Сталин и Путин идут в оперу



Ленин, Сталин и Путин идут в оперу
Жестокий и бесчувственный? Дьердь Лукач (Györgi Lukács) в своем знаменитом очерке, написанном на смерть Ленина (1870-1924), указывает, что он человеком с чувством юмора, любившим жизнь, несмотря на тяготы Гражданской войны, свободным от ненависти.

Он вспоминает случай, рассказанным Горьким о том, как Ленин говорил о своей любви к музыке. Особенно ему нравилась «Апассионата» Бетховена, которую он мог слушать каждый день, но от этого у него шалили нервы. Возникавшие эмоции делали Ленина слабым, а революционер позволить себе этого не может.

Славой Жижек (Slavoj Zizek): именно эта неспособность одновременно слушать музыку и заниматься политикой свидетельствует о несомненном гуманизме Ленина.

На этом фоне поистине чудовищным выглядят привычки некоторых высокопоставленных нацистов (например, Гейдриха), которые после напряженного трудового дня (в гетто или концлагере), как ни в чем не бывало, вместе со своими соратниками исполнял струнные квартеты Бетховена.

В ленинской теории это явление получило название варварство высокой культуры.

Развивая свою мысль, Жижек представляет немецких солдат в развалинах Сталинграда (1942-43 годов), слушающих цикл песен Шуберта «Зимний путь», исполнитель которых скитается в зимнее время.

Звучит музыка. Солдаты на передовой, с оледеневшими от холода руками и ногами, предпочитают уйти в мир эмоций, чем думать о своем нынешнем положении, о причинах, по которым они оказались в морозной России, о продолжающемся истреблении евреев. Только так им удается выжить.

Одновременно, примерно в 600 километрах к северо-западу, в городе Куйбышеве, временной столице СССР, Дмитрий Шостакович (1906-75 года) наблюдает за успехом своей 7-й симфонии, изначально посвященной Ленину, а потом Ленинграду, находившемуся в кольце жестокой немецкой блокады.

По возвращении в Москву (удача уже отвернулась от немцев) он садится за написание 8-й симфонии, отличающейся по тональности и музыкальному языку. Она вовсе не торжествующая. Лишь по пропагандистским соображениям композитор в итоге посвящает ее Сталинграду.

Любопытный факт: Сталин с легкостью разделывается со всеми (Горького, например, он приказал отравить). Лагеря, помимо обычных людей, забиты литераторами и театральными деятелями, но вот музыкантов он предпочитает держать при себе.

Шостакович в итоге спасся благодаря смеси приспособленчества и удачи. Свое творчество и жизнь он приблизительно делит на государственные симфонии и частные струнные квартеты. На это он направляет всю свою эмоциональную энергию, пытаясь улучшить свою судьбу. Сохранив собственное лицо, он становится одним из лучших советских композиторов.

Но все равно за ним постоянно следят. В 1936 году, во время одного из представлений «Леди Макбет Мценского уезда» Сталин встал со своего кресла и ушел. Композитора тут же обвинили в формализме. Такое же обвинение выдвинули против него в 1948 году.

Любопытный факт: в России идеологическая борьба за социалистический реализм в искусстве начинается и сосредоточивается в столь труднопостижимой (и неосязаемой) области, как классическая музыка.

Чтобы снискать расположение советской власти, он соглашается написать «Песнь о лесах», кантату, посвященную планам восстановления лесов в СССР после войны, в которой Сталин восхваляется как Великий садовник.

И по прошествии шести десятилетий это произведение продолжает вызывать противоречивые оценки.

Когда в 2011 году Пааво Ярви (Paavo Järvi), дирижер, уехавший с семьей из советской Эстонии, собрался исполнить «Песнь о лесах» с оригинальным текстом (этого так и не произошло), на него посыпались огульные обвинения в восхвалении Сталина и России.

То же самое происходит в 2015 году в связи с конфликтом на Украине и недавно выпущенным звукозаписывающей компанией Erato Records диском «Шостакович: кантаты», в который входит посвященное Сталину произведение «Над Родиной нашей солнце сияет», а также вокально-симфоническая поэма — якобы антисоветская- «Казнь Степана Разина».

Вот что думает по этому поводу Ярви: Эти кантаты показывают два лица Шостаковича и весьма показательны для нынешнего путинского режима и новых военных притязаний России, включая всплеск нового тоталитаризма (!) (The Guardian, 15/5/15).

Чисто прибалтийская паранойя? Вовсе нет (хотя насчет тоталитаризма, конечно.... мда): в путинской России вовсю идет реабилитация Сталина, мощной национальной фигуры, подобной царям. И это не случайно. Сталинский период, наступивший после революционных экспериментов, является возвращением к корням, имперскому величию, великорусскому наследию, традиционным ценностям (семья — да; гомосексуализм — нет), Церкви и классическим канонам (Пушкин, Чайковский).

Путин — после эпохи неолиберальных экспериментов и неудавшейся попытки ввести западные нормы — воплощает тот же самый разворот в сторону консерватизма. Наглядным свидетельством этого является возврат (2000) к старому напыщенному советскому гимну, сочиненному композитором Александровым и отобранным лично Сталиным (1944). Изменился лишь текст.

Ленину нравились шутки, он любил иронизировать, в том числе и над самим собой, причем прямо на заседаниях Политбюро. При Сталине единственным разрешенным юмором был хохот победителей (чтобы приспособиться к этому, Шостаковичу пришлось отказаться от своего музыкального сарказма); при Путине власть приобрела все тот же мрачноватый оттенок.

В ходе всероссийского опроса 2008 года «Имя Россия» Сталин оказался на третьем месте, Ленин — на шестом. Первое занял Александр Невский (1220-1263), второе — Петр Столыпин (1862-1911).

Столыпин, известный как великий государственный деятель и реформатор (в 2011 году Путин открыл ему памятник напротив здания правительства РФ, пообещав следовать его заветам), развязал репрессии после революции 1905 года.

Его излюбленным методом решения проблем стала виселица (отсюда выражение «столыпинский галстук»). В период 1906-09 годов он отправил на казнь через повешение около 5 тысяч социалистов и других лиц, вызывавших подозрения.

Столыпин знал, что боевики следят за ним (он пережил около 10 покушений). И, несмотря на это, однажды сентябрьским вечером отправляется в киевскую оперу, где и встречает свою смерть. Исполняли «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова. На представлении присутствовал сам Николай II.

Одним словом, музыка в России — вещь серьезная.

Мацек Вишневски — польский журналист.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Болельщикам сборных России и Англии перед матчем Евро 2016 грозит атака ИГ 31 мая 2016 г.

Болельщикам сборных России и Англии перед матчем Евро 2016 грозит атака ИГ

Террористическая группировка «Исламское государство», запрещенная в России, планирует атаки на болельщиков футбольных сборных России и Англии в Марселе перед встречей команд в рамках группового этапа чемпионата Европы 2016 года. Террористическая...

дальше...

Соратник Немцова Касьянов передал США дополнения к "списку Магнитского" 24 апр. 2015 г.

Соратник Немцова Касьянов передал США дополнения к "списку Магнитского"

При этом, как отмечают СМИ, Касьянов со своим списком затерялся в коридорах "вашингтонского обкома".Сопредседатель российской партии "РПР-Парнас" Михаил Касьянов передал в США новые фамилии к "списку Магнитского" и надеется, что он будет дополнен. Он...

дальше...

Неоконченная симфония Франца Шуберта 31 янв. 2017 г.

Неоконченная симфония Франца Шуберта

31 января 1797 года в Австрии родился знаменитый композитор, основоположник романтизма и одна из ключевых фигур классической музыки Франц Шуберт.Он проживет всего 32 года, но за это время создаст несколько симфоний,...

дальше...

Латынина: негодование кремлевских ботов о блокаде 02 февр. 2014 г.

Латынина: негодование кремлевских ботов о блокаде

Ю.ЛАТЫНИНА: Добрый вечер. Юлия Латынина, «Код доступа» как всегда в это время по субботам. +7 985 970-45-45. Главная российская новость – это, конечно, DDoS-атака на «Дождь», осуществленная силами разных кремлевских ботов. Собственно, понятно, что, собственно...

дальше...

Такой блокады мир не знал 27 янв. 2014 г.

Такой блокады мир не знал

Полное избавление Ленинграда от блокады немецко-фашистских войск в январе 1944 года означало завершение самой грандиозной и кровопролитной битвы в ходе многочисленных войн, которые вела Россия за свою Северную столицу. Построенный "назло надменному соседу"...

дальше...

Блокада от Дождя 30 янв. 2014 г.

Блокада от Дождя

"Надо ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?" - этот вопрос был задан телеканалом "Дождь" к 70-летнему юбилею освобождения города от блокады. До того, как вопрос исчез с сайта, на него позитивно ответили 54%. В сети развернулась бурная...

дальше...

Правнук знаменитого композитора Тихона Хренникова выступит в Донецкой филармонии со своей симфонией 28 мая 2019 г.

Правнук знаменитого композитора Тихона Хренникова выступит в Донецкой филармонии со своей симфонией

Донецк, 28 мая – ДАН. Автор произведений в различных жанрах академической музыки Тихон Хренников – правнук известного советского композитора Тихона Хренникова – выступит сегодня в столичной филармонии. Об этом он сообщил на пресс-конференции в ДАН...

дальше...

Украинцы: заблудшие братья или народ-нацист? 08 нояб. 2014 г.

Украинцы: заблудшие братья или народ-нацист?

«Когда один народ объединяется вокруг ненависти к другому народу, это становится началом его конца, предотвратить который удается, лишь заплатив огромным количеством человеческих жизней», - считает главный редактор «Украина.ру» Алена БерезовскаяОшибаются...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 16 июня 2019 г.