По прозрачности госзакупок Беларусь серьезно отстает от Украины и Грузии

По прозрачности госзакупок Беларусь серьезно отстает от Украины и Грузии

Лидером данного рейтинга с показателем прозрачности 86,2% является Украина, где в последнее время система госзакупок подверглась серьезному реформированию. Немного от Украины отстает Грузия с показателем около 85%. Беларусь оказалась на четвертой позиции с показателем 70,5%. Он сходный с уровнем Молдовы, оказавшейся на третьем месте. Пока. Сегодня аутсайдерами по прозрачности госзакупок в странах Восточного партнерства являются Армения и Азербайджан, однако, очень вероятно, что они скоро догонят группу «середнячков», пишет Thinktanks.by.

Об этом в ходе презентации Рейтинга прозрачности госзакупок рассказал руководитель проекта «Кошт урада» экономист Владимир Ковалкин. Он отметил, что исследование было комплексным и проводилось сразу в шести странах Восточного партнерства. Его целью являлась разработка и применение общего стандарта оценки национального законодательства о госзакупках (ЗГЗ) для выявления актуальных проблем и выработки рекомендации по улучшению. За белорусскую часть отвечал Исследовательский проект BIPART.

Как отметил Владимир Ковалкин, в ходе исследования в каждой стране были изучены 64 показателя, которые затем разделили на 5 групп:

  • Однородность законодательной базы.
  • Эффективность.
  • Прозрачность.
  • Подотчетность и честность.
  • Конкурнтоспособность и беспристрастность.

В результате основные проблемы белорусского законодательства о госзакупках выглядят так:

Эффективность

Электронные средства не являются основным способом проведения процедуры государственной закупки и обмена документами и сведениями между организаторами и участниками торгов.

В ЗГЗ не предусмотрен подход к выбору победителя на основе метода затраты-выгоды в том случае, когда критерием оценки является не только цена, но и качество.

Прозрачность

ЗГЗ не обязывает публикацию данных машиночитаемом виде.

ЗГЗ не обязывает публиковать информацию о субподрядчиках.

Подотчетность и честность

В ЗГЗ не предусмотрены механизмы консультаций с бизнесом и гражданским обществом.

В ЗГЗ отсутствуют нормы, предусматривающие санкции за нарушение ЗГЗ.

В ЗГЗ не предусмотрено, что обоснование использования неконкурентной процедуры закупки должно быть обнародовано закупающей организацией.

ЗГЗ не содержит запрета на участие в процедурах госзакупок на разумное время для бывших государственных служащих.

Конкурентоспособность и беспристрастность

Преференции «отечественным» производителям (15%).

ЗГЗ не предусматривает, что приглашение к участию в закупках должно включать: условия оплаты, срок поставки или выполнения работ, а также срок исполнения контракта.

Однородность законодательной базы

ЗГЗ не охватывает закупки при строительстве.

ЗГЗ не предусматривает выделение в штате специального сотрудника, обладающего достаточной компетентностью для проведения госзакупок.

Невозможно обжалование процедуры закупки любой заинтересованной стороной вплоть до подписания контракта.

Комментируя проблемы, Владимир Ковалкин особое внимание уделил тому, что из-за отсутствия охвата белорусским законодательством госзакупок в строительстве, МАРТ терпит крах в попытках соблюсти однородность законодательной базы.

«Это просто ужасно», — резюмировал экономист и продемонстрировал таблицу, на которой виден «прогресс» в деле прозрачности закупок. Согласно представленным данным, если в 2013 году закрытые госзакупки составляли в Беларуси около 55%, то в 2014 году возросли примерно до 68%. В это же время открытые тендеры сократились примерно с 19% до 7%. Но это по количеству закупок. «По деньгам около 90% тендеров идут по закрытой процедуре», — отметил Владимир Ковалкин.

Рекомендации

Он также представил ряд рекомендаций, сделанных на основе исследования. Среди них — вернусть в сферу действия законодательства о госзакупках закупки в строительстве; ввести аттестацию на право занимать должность руководителя и секретаря конкурсной комиссии на знание ЗГЗ и антикоррупционного законодательства; улучшить ИТ-инфраструктуру и создать единый портал государственных закупок; исключить преференции и отдельные списки товаров, создающие дискриминационные условия в отношении иностранных поставщиков; запретить бывшим госслужащим участвовать в процедурах госзакупок или влиять на их результаты в течение 5 лет после увольнения с государственной службы, а также ряд других предложений, вытекающих из нынешних проблем в сфере госзакупок в Беларуси.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
В Азербайджане повысился прожиточный минимум и критерий нуждаемости 07 нояб. 2014 г.

В Азербайджане повысился прожиточный минимум и критерий нуждаемости

Как передает SalamNews, председатель Парламентского комитета по социальной политике Хады Раджаблы отметил, что в 2008 году минимальный прожиточный минимум составил 70 манатов.«После рассмотрения инфляции маната в последний период стало ясно, что нынешние...

дальше...

Великобритания будет и дальше применять эмбарго на поставку военного оборудования в Азербайджан и Армению 04 июля 2014 г.

Великобритания будет и дальше применять эмбарго на поставку военного оборудования в Азербайджан и Армению

Заявление с таким содержанием распространил государственный министр по делам Европы в аппарате Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании Дэвид Лидингтон, передает Vesti.Az со ссылкой на news.am.По его словам, что касается поставок...

дальше...

«Восточное партнерство» — дифференцированный подход 27 мая 2015 г.

«Восточное партнерство» — дифференцированный подход

«Восточное партнерство»Latvijas avīze (21.05) публикует обращение министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича, которое он распространил накануне рижского саммита. Происходящие за восточной границей ЕС процессы вызывают тревогу, отметил глава МИДа...

дальше...

«Сделка» ЕС-Азербайджан за счет интересов Армении 25 мая 2015 г.

«Сделка» ЕС-Азербайджан за счет интересов Армении

В Риге завершился саммит Восточного партнерства. Вместо подытоживания результатов взаимодействия мы увидели обострение внутренних проблем и то, что Брюссель не в состоянии решить накопившиеся в настоящий момент проблемы, и программа «Восточного партнерства»...

дальше...

Госдеп заявил о давлении России на страны Восточного партнерства 23 мая 2015 г.

Госдеп заявил о давлении России на страны Восточного партнерства

Российская Федерация оказывает давление на страны Восточного партнерства. Об этом идет речь в комментарии официального представителя внешнеполитического ведомства США Мари Харф по итогам прошедшего в Риге саммита."США выражают решительную поддержку усилиям...

дальше...

Заседание комитета по сотрудничеству Армения-ЕС пройдет в Брюсселе 09 дек. 2014 г.

Заседание комитета по сотрудничеству Армения-ЕС пройдет в Брюсселе

На вильнюсском саммите "Восточного партнерства" Армения и Евросоюз в совместном заявлении подтвердили готовность развивать и укреплять всеобъемлющее сотрудничество в сферах, представляющих взаимный интерес.ЕРЕВАН, 9 дек — РИА Новости, Гамлет Матевосян...

дальше...

"Азербайджан должен сделать свой выбор" 11 июня 2014 г.

"Азербайджан должен сделать свой выбор"

В интервьюModerator.azдепутат Али Масимли заявил: «России кажется, что после оккупации Крыма она находится в преддверии большой победы. И в продолжении этому, она будет давить на Украину, и на ее Востоке создаст НОВОЕ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, и присоединит...

дальше...

Беларусь не будет участвовать в саммите "Восточного партнерства" в Праге 24 апр. 2014 г.

Беларусь не будет участвовать в саммите "Восточного партнерства" в Праге

24 апреля откроется двухдневный саммит программы ЕС "Восточное партнерство". В очередном саммите в Праге, как ожидается, примут участие президенты: Армении - Серж Саргсян, Молдавии - Николай Тимофти, Грузии - Георгий Маргвелашвили, Азербайджана - Ильхам...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 15 окт. 2019 г.