Скованные одной цепью. Подорожают ли товары после маркировки



В России в тестовом режиме заработала система «сквозного контроля» и отслеживания движения товаров. Что это означает для бизнеса: снижение административной нагрузки или дополнительные затраты?

Скованные одной цепью. Подорожают ли товары после маркировки

Цифровая революция претворила в жизнь мечту всех стран с крупным товарооборотом: система полного контроля цепочки перемещения товаров от производства до прилавка стала реальностью. Прозрачная и доступная властям, потребителю и бизнесу система способна заблокировать потоки контрафакта, снизить «серый импорт» и не оставляет места для коррупции. Работа ведется сразу по всем фронтам — создаются национальные системы и параллельно дружественные страны замыкают эти цепочки в наднациональные системы.

В России в пилотном режиме система заработает в ближайшие полгода, а на рассмотрение в Госдуме уже лежит соглашение об интеграции России в систему прослеживаемости стран ЕАЭС. Как это часто бывает, чтобы устремиться в светлое будущее, нужно для начала сбросить груз прошлого. В частности, разобраться с системой классификации товаров, которая сегодня представляет из себя запутанный клубок разных подходов.

В России подготовка системы прослеживаемости товаров проходила в форсированном режиме — выход на пилотный режим работы занял два года. Это потребовало политической воли и объединения налоговой и таможенной служб под крышей Минфина для ускорения интеграции данных двух главных фискальных ведомств страны. Дальше — дело техники.

Один из ключевых элементов системы — маркировка товаров — для нашей страны уже давно не является новинкой. Например, алкогольную продукцию Россия маркирует акцизными марками еще с 2006 года через автоматизированную систему ЕГАИС — ведя учет объема производства и оборота алкоголя. С 2016 года, в рамках работы над системой прослеживания, правительство начало запускать пилотные проекты по маркировке товаров современными методами — радиочастотными метками.

Первопроходцами стали товары из меха, на долю которых приходилась существенная доля «серого» товарооборота. Несмотря на технические сложности, которые возникли в самом начале, «пилот» сработал: легальный оборот вырос почти в 10 раз.

Спустя год, в мае 2017 года, стартовал второй проект — маркировка лекарственных препаратов. В ходе работы вскрылись правонарушения на сумму свыше 500 млн рублей, а итогом «пилота» стало создание реестра лицензированных медицинско-фармацевтических организаций.

В мае 2018 года правительство России обнародовало уже целый список товаров, которые со следующего года подвергнутся обязательной маркировке. В список вошли табачные изделия, обувь, одежда, фотоаппараты, парфюмерия, постельное и кухонное белье. Первыми из списка пойдут табачные изделия и обувь, то есть наиболее рисковые товары с точки зрения контрафакта и «серого импорта». В будущем планируется существенное расширение списка вплоть до мяса. Система будет отслеживать процесс производства мяса, учитывать особенности корма и антибиотиков. Все это позволит определять себестоимость товара и его происхождение.

Наднациональный подход

Одновременно с этим на площадке ЕАЭС активно велась работа над созданием наднационального подхода в маркировке товаров. Конечная цель та же — создание прозрачной системы движения товаров среди стран-участников союза. В Госдуму России недавно вынесли законопроект о ратификации соглашения о маркировке товаров в рамках ЕАЭС. В проекте зафиксированы обязательные для пяти стран категории товаров, подлежащих маркировке, а также сам порядок маркировки.

Чтобы эта система заработала, страны-участники должны будут объединить базы данных национальных таможенных органов, а также провести интеграцию с другими заинтересованными ведомствами, в первую очередь — с налоговыми службами. Вторая часть задачи — привести системы учета к единому функционалу.

Особенности российской маркировки

Европейский союз для прослеживаемости товаров тоже использует инструменты маркировки. Особое внимание европейцы уделяют продовольственной продукции — в приоритете пищевая безопасность потребителей. В России же упор делается на группы товаров с большой величиной нелегального оборота, а требования к маркировке товаров зачастую формируют более узкие группы участников рынка. Крупные розничные сети вырабатывают свои системы спецификации, поэтому одни и те же товары у разных ретейлеров могут маркироваться по-разному.

Поэтому строгая стандартизация, за которую могут ратовать потребители и государство, вызывает сомнения со стороны бизнеса. Многие опасаются того, что соглашение о маркировке с повсеместным расширением категорий товаров и общими требованиями к процессу приведут к значительным затратам. А эти затраты в итоге лягут на плечи конечного потребителя.

Оборудование для маркировки, равно как и программное обеспечение для интеграции с автоматизированной информационной системой, потребует от компаний ощутимых инвестиций. А для малого и среднего бизнеса они могут оказаться вполне внушительными. Представители российских ведомств в свою очередь уверяют, что роста конечной стоимости либо не будет, либо он будет незначительным.

Общий знаменатель

Вопрос создания прозрачной системы с помощью маркировки сложнее, чем кажется на первый взгляд. Несмотря на успехи маркировки радичастотными датчиками, у нас есть определенные проблемы, уходящие корнями в прошлое. После развала Советского союза со строгой номенклатурой наш свободный развивающийся рынок не успел создать собственную систему классификации товаров.

Сегодня у нас существует множество классификаторов — ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), общероссийский классификатор, отраслевые классификаторы. Они описывают одни и те же товары по-разному. Причем, чем сложнее товар, тем больше нюансов возникает даже в случае небольших модификаций, например, при классификации 3G-модуля или адаптера для Wi-Fi. В этом непросто разобраться даже российским специалистам, не говоря уже о попытке интегрироваться в международную систему. Это подводит нас к потребности создания единого классификатора, и пока этот вопрос не будет однозначно решен, мы вряд ли сможем двигаться дальше.

В странах Европейского союза четко выработанная система стандартов уже давно используется как механизм защиты внутреннего рынка и инструмент конкурентной борьбы с товарами иностранного производства. Наличие жестких стандартов позволяет однозначно понять, что за товар производится, каким способом изготавливается и каким требованиям он соответствует.

Протекционистская политика, реализуемая через усиление нетарифных барьеров, решает вопросы, связанные с контролем качества продукции, поставляемой из-за рубежа. Поставщику продукции приходится доказывать соответствие импортируемых товаров национальным требованиям, получать определенные сертификаты соответствия.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Создан Греко-Евразийский деловой совет для работы в ЕАЭС 08 дек. 2014 г.

Создан Греко-Евразийский деловой совет для работы в ЕАЭС

В Греции учрежден Греко-Евразийский деловой совет для работы на пространстве Евразийского экономического союза.АФИНЫ, 8 дек — РИА Новости, Геннадий Мельник. В Греции учрежден Греко-Евразийский деловой совет, его участники намерены работать на ...

дальше...

Страны ЕАЭС договорились об общих экономических целях 31 мая 2016 г.

Страны ЕАЭС договорились об общих экономических целях

Главы государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) утвердили основные ориентиры макроэкономической политики на 2016-2017 годы. Об этом во вторник, 31 мая, сообщил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, передает...

дальше...

Товарооборот ЕС с Россией упал на 10 процентов 16 мая 2014 г.

Товарооборот ЕС с Россией упал на 10 процентов

Страны ЕС по итогам января-февраля 2014 года зафиксировали снижение объема торговли с Россией. Об этом сообщил Евростат, передает РИА Новости.Снижение объемов торговли с Россией как ЕС, так и еврозоны, оказалось максимальным среди основных торговых партнеров...

дальше...

Уральские заводы отказываются от украинского импорта 31 марта 2014 г.

Уральские заводы отказываются от украинского импорта

Уральские предприятия готовятся замещать импортную машиностроительную продукцию для оборонно-промышленной отрасли из Украины на комплектующие собственного производства. Об этом 31 марта сообщает пресс-служба губернатора Свердловской области.Как заявил...

дальше...

Как взять барьер интеграции и остаться в седле 08 дек. 2013 г.

Как взять барьер интеграции и остаться в седле

Ситуация на Украине заставляет задуматься об оптимизации сочетания политических и экономических факторов в региональной интеграции. Курьезность в данном случае заключается в экономической ущербности навязываемого Украине европейского вектора интеграции...

дальше...

С контрафактной одеждой предлагают бороться с помощью маркировки 07 окт. 2014 г.

С контрафактной одеждой предлагают бороться с помощью маркировки

Минпромторг считает необходимым введение маркировки на товары легкой промышленности на всей территории Таможенного союза.По экспертной оценке Союзлегпрома, доля незаконно произведенного и ввезенного товара на территорию России составляет 35% от розничного...

дальше...

Досым Сатпаев: ЕАЭС раскалывается на две группировки 16 авг. 2017 г.

Досым Сатпаев: ЕАЭС раскалывается на две группировки

Проходившая на этой неделе астанинская встреча на уровне премьер-министров является промежуточной между несколькими саммитами глав государств, входящих в ЕАЭС. Первый саммит в этом году прошел в апреле в Бишкеке, где было...

дальше...

В Узбекистане намерены снизить пошлины на импорт товаров 01 апр. 2018 г.

В Узбекистане намерены снизить пошлины на импорт товаров

Проект постановления Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» опубликован для обсуждения.Согласно документу...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 19 окт. 2018 г.