Объединенная авиастроительная госкорпорация

«Ростех» поглощает авиапром России.

Объединенная авиастроительная госкорпорация

После полутора лет дискуссии «Ростех» получит более 92% акций Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в «Ростех». Владимир Путин подписал соответствующий указ, на консолидацию отведено 18 месяцев. Однако для «Ростеха» это выльется не только в усиление авиакластера, на который уже приходится почти половина выручки госкорпорации, но и в проблемы поиска финансирования, например для проекта нового среднемагистрального самолета МС-21.

Владимир Путин подписал указ о передаче «Ростеху» акций ОАК «в качестве имущественного взноса РФ». По данным «Ъ», проект указа, разработанный в правительстве, был передан в администрацию президента около месяца назад. Госкорпорация должна получить 92,31% акций ОАК, принадлежащих Росимуществу, оставшиеся доли сохранятся у прежних владельцев в лице ВЭБа (5,11% акций) и частных акционеров. На преобразования отводится 18 месяцев, это «стандартный срок для прохождения весьма обширного набора юридических процедур», сказал Ъ топ-менеджер одного из предприятий авиапрома. В ВЭБе отказались комментариев не дали.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов назвал это событие «важнейшим моментом для авиапрома», поскольку «создается авиастроительное объединение национального масштаба — крупнейшее в России». Он заявил Ъ, что консолидация «позволит сконцентрировать усилия государства, производителей авиатехники и ее компонентов для решения стратегических задач, стоящих перед отраслью». В «Ростехе» уточнили, что госкорпорация берет на себя серьезные обязательства, связанные с финансированием и реализацией госпрограмм и проектов в авиастроении, в первую очередь, среднемагистрального самолета МС-21. В него «Ростех» готов инвестировать более 50 млрд руб. до 2025 года.

Президент ОАК Юрий Слюсарь заявил Ъ, что в корпорации «рады возможности стать частью большой команды “Ростеха”». «Проведенные расчеты показывают наличие синергетического эффекта от вхождения ОАК в “Ростех” за счет доступа к технологическим, индустриальным и сервисным платформам, которые выстроила госкорпорация. Помимо достижения прямых эффектов от “умной консолидации”, появляются возможности для заметного сокращения административных издержек и получения ощутимой прибавки в операционной эффективности», — подчеркнул глава ОАК.

«Вхождение ОАК в периметр госкорпорации усилит производственную кооперацию авиастроителей с поставщиками комплектующих из “Ростеха”, — заявил вчера Ъ вице-премьер по ОПК Юрий Борисов.— А эффективность работы авиапредприятий повысится за счет оптимизации инвестпрограмм и сокращения операционных издержек». По предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в «Ростех» в период до 2025 года «может достигнуть порядка 120 млрд руб.», уточнил он.

Обсуждение возможной передачи ОАК «Ростеху» шло с весны 2017 года. Тогда Сергей Чемезов впервые назвал вопрос вхождения ОАК в «Ростех» «целесообразным», но «не сегодня» (см. «Ъ» от 15 марта 2017 года). Схожего мнения придерживался и глава Минпромторга Денис Мантуров, возглавляющий наблюдательный совет «Ростеха» и совет директоров ОАК, а также ряд других чиновников правительства. Господин Чемезов в интервью Ъ говорил, что вхождение ОАК в «Ростех» позволит сделать «единую компанию, типа Boeing или Airbus», которая сконцентрирует в себе полный цикл производства в одних руках и в одном месте.

Но при реализации идеи возникали сложности, связанные с различными вариантами интеграции. Как сообщал Ъ 1 февраля, речь заходила даже об объединении ОАК с холдингом «Ростеха» «Вертолеты России», но от этого отказались, чтобы не спровоцировать обязательный выкуп акций у частных инвесторов холдинга. Фонду Mubadala из ОАЭ принадлежит 12,5% акций «Вертолетов России», и арабы, как рассказывали источники Ъ, «начали волноваться», поскольку «их мнения никто не спросил». Появлялся и риск возникновения права частных акционеров ОАК требовать выкупа акций, что могло обойтись в 30 млрд руб. (см. «Ъ» от 5 июля). Также отмечалось, что «Ростех» уже находится под западными санкциями, в отличие от ряда предприятий ОАК, что осложнит работу корпорации «Иркут» (производитель МС-21) и авиакомплекса им. Ильюшина (отвечает за развитие транспортной авиации).

По словам источника Ъ в оборонной промышленности, в итоге ОАК войдет в авиационный кластер «Ростеха», который возглавляет экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков. По объему выручки за 2017 год этот кластер является ведущим в госкорпорации: 229,8 млрд руб. от «Вертолетов России», 234,9 млрд — от Объединенной двигателестроительной корпорации, 115,1 млрд руб.— от концерна «Радиоэлектронные технологии» и 31,6 млрд руб.— у «Технодинамики». «После вхождения ОАК с выручкой примерно в 452 млрд руб., этот показатель только по авиационному кластеру превысит 1 трлн руб., — говорит один из собеседников Ъ.— Такой цифрой очень удобно оперировать перед потенциальным инвестором».

Впрочем, вместе с большими цифрами, «Ростех» получит и «тяжелый хомут» в виде необходимости изыскивать средства под реализацию ключевых авиапроектов, прежде всего в гражданской сфере — это среднемагистральный МС-21, российско-китайский CRC-929 и новые модификации SSJ-100, говорит топ-менеджер одного из авиастроительных предприятий. «Финансово-экономический блок правительства поддержал такую схему только потому, что им нужно было снять нагрузку с бюджета, — подтверждает сотрудник Белого дома.— “Ростех”, конечно, никто не бросит наедине с проблемами, но расчет на то, что решать их им придется преимущественно самостоятельно». Юрий Борисов подтвердил вчера Ъ, что «в условиях ограниченных ресурсов федерального бюджета» «Ростех» готов дополнительно «инвестировать в ключевой проект российского авиастроения — МС-21 — десятки миллиардов рублей».

Иван Сафронов, Анастасия Веденеева, Ольга Никитина



Похожие новости
МС-21 увяз в узлах 29 нояб. 2018 г.

МС-21 увяз в узлах

Доработка самолета сдвигает его сертификацию на год.Как выяснил «Ъ», среднемагистральные российские самолеты МС-21 из-за неготовности отдельных узлов поступят на российский рынок не в 2019 году, а во второй половине...

дальше...

"Ростеху" передали 92,3% акций ОАК 22 нояб. 2018 г.

"Ростеху" передали 92,3% акций ОАК

МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости. Правительство России передало 92,31% акций Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) госкорпорации «Ростех», соответствующее распоряжение опубликовано на сайте кабмина.«Передать государственной корпорации по ...

дальше...

Главы госкорпораций объяснят свои большие зарплаты 06 февр. 2020 г.

Главы госкорпораций объяснят свои большие зарплаты

В годовые отчёты этих государственных компаний войдут сведения о расходах, зарплатах, социальной ответственности и соблюдении экологических требованийГоскорпорациям придётся рассказать об использовании бюджетных средств и о взаимосвязи зарплат руководства...

дальше...

В ОАК рассказали о поставках самолётов МС-21 в ближайшие годы 26 нояб. 2019 г.

В ОАК рассказали о поставках самолётов МС-21 в ближайшие годы

Советник генерального директора Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Валерий Окулов рассказал о поставках самолётов МС-21 в ближайшие несколько лет.Об этом сообщает РИА Новости.«Поступление МС-21 в 2021 году — шесть машин, в 2022 году ...

дальше...

Путин запретил «Ростеху» бесконечно расширяться 07 дек. 2017 г.

Путин запретил «Ростеху» бесконечно расширяться

Госкорпорация «Ростех» должна точно соответствовать своим целям, сказал президент России Владимир Путин. Об этом сообщает «Интерфакс».«Нельзя расширяться бесконечно, бесконтрольно, и нужно точно понимать, для чего корпорация создана, куда она должна двигаться...

дальше...

"Ростех" сдает винтовки и пистолеты 26 сент. 2014 г.

"Ростех" сдает винтовки и пистолеты

Как стало известно «Ъ», под давлением западных санкций «Ростех» решил отказаться от контроля над Ижевским механическим заводом, продукция которого занимает около 50% отечественного рынка стрелкового оружия и экспортируется в США и Германию. Почти 75%...

дальше...

Крымские турбины обернулись вокруг "Ростеха" 24 авг. 2017 г.

Крымские турбины обернулись вокруг "Ростеха"

«Ъ» выяснил схему, которая позволила ООО ТПЭ (входит в «Ростех») утверждать, что турбины для Таврической и Балаклавской ТЭС в Крыму были закуплены на вторичном рынке. Немецкий Siemens настаивает на том, что ...

дальше...

«Российские прорывные продукты»: авиалайнер МС-21 и двигатель ПД-14 08 февр. 2017 г.

«Российские прорывные продукты»: авиалайнер МС-21 и двигатель ПД-14

Депутат Госдумы Владимир Гутенев сообщил, что во время кризиса российская промышленность сумела выйти на новые прорывные продукты. Речь, в частности, идет о новейшем гражданском самолете МС-21 и авиадвигателе ПД-14.Гутенев отметил, что еще до начала кризиса...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 21 окт. 2021 г.