Стало известно, какие изменения стоит ждать в ЕГЭ в 2019 году



Ещё в июле 2018 Рособрнадзор утверждал, что не планирует ничего менять в ЕГЭ — для стабильности экзамена. Однако в демоверсиях ЕГЭ-2019, опубликованных уже в августе на сайте ФИПИ, изменений хватает. Коснулись они популярных у выпускников предметов: русского, обществознания, истории, литературы, биологии и иностранных языков.

Да, до сдачи основного экзамена осталось еще достаточно времени, но готовиться выпускники начинают уже сейчас, ведь прекрасно осознают ответственность момента. Предварительный этап, традиционно, пройдет весной — пройти тесты смогут все желающие, интересующиеся уровнем своих знаний.

ЕГЭ 2019 — обязательные предметы

Опыт снижения количества обязательных предметов на ОГЭ показал, что уровень знаний девятиклассников по дисциплинам, не входящим в перечень вынесенных на экзамен, стремительно упал. В результате число обязательных предметов вернули и каждый год увеличивают, мотивируя таким образом учащихся более серьезно относится к процессу обучения.

Следует, что правительство, Рособрнадзор и ФИПИ не пойдут на подобные эксперименты с 11-тиклассниками и ЕГЭ в 2019 году быть, несмотря на ряд резонансных скандалов, которыми запомнился многим выпускникам и учителям прошлый 2018-2019 учебный год.

Разговоры о необходимости увеличения числа обязательных предметов, уже не один год не дают покоя выпускникам, передает сайт C-ib. Если в 2018 году обязательными были только русский язык и математика, то уже в 2019 году сдающим ЕГЭ может потребоваться срочно подтянуть историю и английский язык, хотя, скорее всего, такие нововведения опять отложат как минимум до следующего 2020 года.

В числе предметов по выбору основным новшеством будет проведение пилотного ЕГЭ по китайскому языку. Скорее всего, именно этому предмету в 2018-2019 учебном году отдадут предпочтение многие 11-тиклассники. Ввиду того, что ЕГЭ будет проходить в формате пробного проекта, они смогут рассчитывать на более мягкую систему оценивания, чем на экзаменах по другим иностранным языкам.

Хотя сегодня еще рано говорить о каких-либо окончательных решениях относительно итоговых испытаний, которые должны состояться в 2018-2019 учебном году, все же сотрудники Минобрнауки готовы слегка приоткрыть завесу таинственности. Нам удалось узнать, что в 2019 году в ЕГЭ точно появятся новые обязательные предметы. Общее количество обязательных предметов пока не определено. Над этим работает команда специалистов, взвешивающих все ЗА и ПРОТИВ введения новых испытаний по тем или иным предметам.

К обязательным предметам (базовой либо профильной математике и русскому языку) в 2019 точно добавится история. В Минобрнауки акцентируют внимание на том, что каждый гражданин должен знать историю своей страны и уметь отличать исторические факты от профанаций и фейков, которые в последние годы стали появляться все чаще на фоне противостояния стран в информационном поле.

В качестве предмета по выбору выпускники смогут выбрать: обществознание; физику; химию; информатику; иностранный язык; географию; биологию; литературу.

В списке доступных для сдачи иностранных языков будут присутствовать: английский, немецкий, французский, испанский и китайский. Как и ранее, испытания для будущих абитуриентов начнутся еще в начале зимы написанием уже ставшего традиционным стартом выпускной кампании декабрьским сочинением. Таким образом, уже сегодня, учась в 10-м классе, будущие выпускники должны определиться с тем, в каком направлении им хотелось бы продолжить обучение и определиться, сколько и каких предметов им для этого необходимо сдать на ЕГЭ в 2019 году.

Изменения ЕГЭ 2019 — чего ждать от экзаменов

Русский язык

Что поменяли

  • Изменили требования к сочинению и критерии, по которым его оценивали;
  • изменили формат заданий 2, 9–12;
  • добавили задание 21, где ученику нужно провести пунктуационный анализ текста;
  • расширили диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений и уточнили уровень сложности отдельных заданий;
  • съехала нумерация: задание 20 прошлого года стало заданием 6, все остальные съехали вниз.

Раньше в задании 2 предлагались варианты подстановки пропущенного слова (сочетания слов). Теперь ученики должны выбрать их самостоятельно — при этом задание строго указывает вид языковой единицы, которую необходимо подобрать.

Задания 9-12 также усложнили. Во-первых, расширили диапазон проверяемых знаний. Во-вторых, увеличили количество слов в ряду. В-третьих, лишили формальных подсказок: теперь нельзя сказать точно, сколько всего правильных ответов. Таким образом, вероятность случайно угадать правильный вариант всё ниже.

Новое задание: пунктуационный анализ текста

Чтобы выполнить 21-е задание, нужно уметь разобраться в причинах постановки того или иного знака. Как показывает опыт, это даётся многим ученикам с трудом: обычно все знаки препинания они расставляют интуитивно. Кроме того, раньше в ЕГЭ приходилось работать только с запятыми, а в этом задании могут встретиться и тире, и двоеточие. Повторите правила постановки этих знаков препинания!

Из мелочей:

  • Задание 1 теперь оценивается не в два балла, а в один. На общее количество баллов это не влияет, так как добавилось задание на пунктуационный анализ.
  • Изменились порядковые номера заданий: задание 20 на выявление речевой избыточности (плеоназма) переехало под номер 6 и сдвинуло нумерацию.

Обществознание

Что поменяли

  • Уточнили формулировки и систему оценивания заданий 25, 28, 29;
  • увеличили максимальный балл за 25-е задание с 3 до 4;
  • максимальный балл за экзамен также увеличился с 64 до 65.

Ещё в прошлом году было достаточно лишь правильно раскрыть смысл понятия и дополнить его двумя предложениями с информацией, которую требовали в задании. Даже несмотря на такие нечёткие требования, максимальный балл за задание получали всего 30% учеников. Теперь же критерии ужесточили и разделили на две группы.

Что касается раскрытия смысла (критерий 25.1), формулировать определение нужно научно, полно и недвусмысленно, используя родовую принадлежность понятия и все его существенные видовые признаки. Если указать лишь один существенный признак, максимальный балл получить уже не получится.

Вот полный список требований к определению понятия:

  • не принимаются словосочетания и нераспространённые предложения (об этом сказано даже в формулировке задания);
  • нельзя определять понятие через родовую принадлежность, повторяющую данное понятие («экономическая ответственность» — это НЕ «ответственность, которая…»);
  • нельзя использовать для характеристики признак, содержащийся в формулировке задания;
  • нельзя давать определение метафорично, аллегорично, этимологически или через отрицание.

Предложения, раскрывающие аспекты понятия, оценивают по критерию 25.2. Чтобы получить по нему максимальный балл, нужно предоставить информацию, корректную с точки зрения научного обществознания. Раскрывать аспекты понятия на бытовом уровне без привлечения обществоведческих знаний нельзя: такой ответ не засчитают.

Эти критерии взаимосвязаны. Если за раскрытие смысла понятия ученику поставили 0, он автоматически получит 0 за всё задание. В принципе, так было и раньше: если неправильно дать определение, всё остальное не засчитывали.

Из-за разделения критериев повысили максимальный балл за это задание с трёх до четырёх баллов, поэтому увеличился и общий балл работы — с 64 до 65.

Главное, что нужно сделать в 28 задании при составлении плана — это указать два обязательных пункта, которые раскрывают тему по существу. Но если раньше нужно было детализировать только один из этих пунктов, то теперь для максимального балла это нужно расписать оба.

Критерии 28.1 (раскрытие темы) и 28.2 (количество пунктов плана) в 2019 году объединили: акцент сместился на раскрытие темы по существу.

Каждый из критериев оценивания задания 21 ужесточили и уточнили. Вот что добавили к основным требованиям:

  • Обязательно раскрывать конкретное высказывание с учётом его специфики. За рассуждения общего характера и домашние заготовки — 0 баллов.
  • Нельзя перефразировать исходное высказывание и подменять этим раскрытие смысла.
  • Принимаются только корректные с точки зрения научного обществознания объяснения ключевых понятий и теоретические положения.
  • Рассуждения бытового характера и выводы без опоры на обществоведческие знания не засчитываются.

В основной части нужно привести связанные между собой, последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод.
Нельзя приводить однотипные примеры (дублирующие друг друга по содержанию).

Примеры должны не только быть связаны с рассматриваемой идеей, но и подтверждать её.

Раньше такой полноты и чёткости требований не было, чем, видимо, и пользовались ученики с низким уровнем подготовки. Чтобы улучшить качество проверки знаний, внесли эти уточнения. Теперь это действительно задание высокого уровня сложности.

Биология

Что поменяли

  • Изменили задание 2 и уменьшили максимальный балл за его выполнение;
  • добавили варианты задания 6;
  • уменьшили максимальный первичный балл за выполнение всей работы с 59 до 58.

Раньше задание 2 предполагало множественный выбор и оценивалось в два балла. Теперь в нём предлагается поработать с таблицей: ученик должен дополнить её, вставив подходящий термин. За это дают всего один балл, из-за чего и поменялся максимальный общий балл этого экзамена.

Теперь в задании 6 ученику может выпасть не текстовая задача, а работа с рисунком. Полагаю, так проверят умение работать с разными видами информации.

История

Что поменяли

  • В задание 21 добавили новое требование к оформлению ответа и дополнили критерии оценивания.

Ничего глобального: в 2019 году решили оговорить требования к выполнению задания 21. Поскольку ответ предполагает поиск информации в исходном тексте, создатели ограничили объём цитирования. Если вы включите в цитату, помимо верного элемента, излишнюю информацию, то ответ не засчитают. В связи с этим уточнили и формулировку.

Литература

Что поменяли

  • В заданиях 8 и 15 уточнили К1 и поменяли правила подсчёта фактических ошибок в К2;
  • в заданиях 9 и 16 учли возможные варианты изъянов в ответе;
  • добавили подсчёт логических ошибок в заданиях 17.1–17.4.

Вместо расплывчатой формулировки «ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей» в К1 теперь значится «ответ на вопрос дан». Не уверен, что это что-то меняет для учеников, но на всякий случай советую ученикам проверять свои тексты. Это должны быть не расплывчатые рассуждения по теме, а чёткий ответ на поставленный в задании вопрос.

Важнее то, что теперь за две фактические ошибки поставят ноль баллов. Раньше даже с двумя можно было получить один балл.

Судя по всему, в критериях решили отделить концептуальное (содержательное) сопоставление от формального (по внешним признакам). Даже если ученик правильно определит название и автора произведения, за формальное сравнение текстов он получит только один балл, а не два. И это только в том случае, если не искажена авторская позиция.

Теперь для того чтобы получить максимальный балл по К4, нужно не допустить ни одной логической ошибки. За одну-две ошибки поставят два балла вместо трёх, за три-четыре — один балл. Если логических ошибок больше четырёх, по этому критерию ученик получит ноль баллов.

Иностранные языки

Что поменяли

  • Уточнили формулировку и критерии оценивания задания 40 в письменной части экзамена.

Теперь при написании эссе можно будет выбрать одну из двух предложенных тем.

Незначительно уточнили критерии: для получения одного балла нужно допустить не больше четырёх нарушений нейтрального стиля. Раньше такого ограничения для одного балла не стояло.

Большинство изменений в этом году коснулись заданий с развёрнутым ответом. Уточнение критериев указывает на слабые места и навыки, которые нужно развивать современным школьникам: понимание и создание письменных текстов, использование научного языка и ведение дискуссии с помощью аргументированных, логично выстроенных доказательств.

Меня радует факт, что основной российский экзамен подталкивает к прокачке реально необходимых навыков. Да, требования жёстче, но у преподавателей появляются ориентиры, на которые мало «натаскивать» — надо учить. А это и есть наша работа.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Рособрнадзор: ЕГЭ по информатике, биологии и истории начался без сбоев 15 июня 2015 г.

Рособрнадзор: ЕГЭ по информатике, биологии и истории начался без сбоев

ЕГЭ по информатике, биологии и истории проходят в 85 регионах России, биологию сдают 143 тысячи человек, информатику - 64 тысячи, историю - почти 162 тысячи выпускников.МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. Единые государственные экзамены (ЕГЭ) по информатике...

дальше...

Рособрнадзор: ЕГЭ можно будет пересдавать круглогодично 20 мая 2014 г.

Рособрнадзор: ЕГЭ можно будет пересдавать круглогодично

Для поступления в вуз абитуриенкты смогут использовать лучший результат по ЕГЭ, пояснил он. Сдать экзамен выпускники смогут сразу по окончании изучения определенного предмета. Кравцов привел в пример географию, которую заканчивают изучать раньше одиннадцатого...

дальше...

Результаты ОГЭ 2016 по паспортным данным иожно узнать на официальном сайте 15 июня 2016 г.

Результаты ОГЭ 2016 по паспортным данным иожно узнать на официальном сайте

Узнать результаты ОГЭ 2016 по паспортным данным онлайн уже можно в Сети. Результаты ОГЭ 2016 по паспортным данным, официальный сайт 2016: девятиклассники могут узнать результаты ОГЭ онлайн На минувшей неделе большинство учеников девятых классов...

дальше...

Результаты ЕГЭ-2015 по химии и обществознанию появились в Интернете 20 июня 2015 г.

Результаты ЕГЭ-2015 по химии и обществознанию появились в Интернете

Результаты ЕГЭ-2015 по химии и обществознанию уже известны. Они загружены на официальный сайт. Выпускники могут узнать, как сдали эти экзамены, онлайн, вбив на портале свои фамилию, имя, отчество и паспортные данные. Отмечается, что в 2015...

дальше...

Результаты ЕГЭ 2016: сайт с официальными результатами ЕГЭ по паспортным данным, 12 июня 2016 г.

Результаты ЕГЭ 2016: сайт с официальными результатами ЕГЭ по паспортным данным,

Многие школьники после сдачи ЕГЭ задаются вопросом, когда же станут известны их баллы. Отметим, что результаты ЕГЭ-2016 по математике будут доступны не позднее 21 июня. Результаты ЕГЭ по географии и литературе озвучат 8 июня.Отметим, что в ближайшую среду...

дальше...

Результаты ЕГЭ 2016 по паспортным данным, официальный сайт 2016, где смотреть в интернете? 09 июня 2016 г.

Результаты ЕГЭ 2016 по паспортным данным, официальный сайт 2016, где смотреть в интернете?

Многие школьники после сдачи ЕГЭ задаются вопросом, когда же станут известны их баллы. Отметим, что результаты ЕГЭ-2016 по математике будут доступны не позднее 21 июня. Результаты ЕГЭ по географии и литературе озвучат 8 июня. В среду, 15 июня, школьники...

дальше...

Результаты ЕГЭ 2016 узнать по паспортным данным: официальный сайт ЕГЭ 2016 13 июня 2016 г.

Результаты ЕГЭ 2016 узнать по паспортным данным: официальный сайт ЕГЭ 2016

Результаты ЕГЭ 2016:  многие школьники после сдачи ЕГЭ задаются вопросом, когда же станут известны их баллы. Отметим, что результаты ЕГЭ-2016 по математике будут доступны не позднее 21 июня. Результаты ЕГЭ по географии и литературе озвучат 8 июня...

дальше...

ЕГЭ по русскому языку сдают липецкие выпускники 29 мая 2014 г.

ЕГЭ по русскому языку сдают липецкие выпускники

ЕГЭ по обязательному предмету русскому языку сегодня предстоит сдать одиннадцатиклассникам в Липецке. В том случае если школьник по уважительной причине, подтвержденной документально (болезнь, смерть близкого родственника и др.) не смог прийти на экзамен...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 10 дек. 2018 г.