Заморозка горючего: удержание цен на бензин не решает главную проблему

Нефтяной бизнес с каждой новой мерой становится убыточным, считают эксперты.

Заморозка горючего: удержание цен на бензин не решает главную проблему

31 марта истекает срок действия соглашения о сдерживании цен на топливо. Договоренности соблюдались с ноября, нефтяники согласились продлить их на один квартал. Эксперты сомневаются, что соглашение и другие меры по сдерживанию цен будут эффективны. На независимые АЗС договоренности не распространяются, а нефтяной бизнес тем временем становится убыточным.

Второй заход

7 ноября 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил соглашение властей с нефтяными компаниями о стабилизации ситуации на рынке топлива. Стороны договорились зафиксировать оптовые цены на уровне июня 2018 года. В случае отказа власти грозились ввести заградительные пошлины на экспорт, подчеркивая, что все нефтяные компании несут «солидарную ответственность».

Для сдерживания роста цен на топливо и предотвращения дефицита была принята еще одна мера. 1 января 2019 года начала действовать новая система обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. В Минэнерго намерены изменить ее формулу — снизить цены отсечения. Предположительно, с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну бензина и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей — дизтоплива, что должно сократить потери нефтяников. С таким заявлением министр энергетики Александр Новак выступил по итогам совещания с представителями нефтяных компаний, которое прошло во вторник, 26 марта.

Кроме того, рассматривается возможность снижения нормы по поставкам топлива на внутренний рынок. По словам Новака, речь идет о том, чтобы зафиксировать ее на уровне 2017 года плюс 3% или снизить темпы по росту поставок. Однако решения на этот счет пока не принято.

Издержка за издержкой

В ФАС ситуацию на розничном рынке оценивают как стабильную. Однако эксперты подчеркивают: независимые АЗС, которые занимают более половины розничного рынка, «солидарную ответственность» по соглашению не несут и продают топливо со своей наценкой. То есть покупают его по «замороженной» стоимости, а далее оно идет в розничную продажу с наценкой, которая приносит им доходы.

По оценкам исследовательской группы «Петромаркет», все нефтеперерабатывающие заводы, которые ориентированы на поставки бензина на внутренний рынок, генерируют отрицательную маржу переработки — проще говоря, работают себе в убыток.

Динамика стала только хуже после введения демпфирующей надбавки: в первые два месяца она оказалась отрицательной, в результате производители тратят еще больше. Внутренние цены на бензин оказались ниже «замороженной», в итоге надбавки ничего не дали, наоборот — по подсчетам Vygon Consulting, производители отдали в бюджет 10 млрд рублей.

О том же говорят в Российском топливном союзе, который изначально выступал против соглашения о стабилизации ситуации на рынке топлива и каких-либо подобных договоренностей. «Да, у них [нефтяников] есть прямые убытки, когда они вынуждены доплачивать, держа низкие цены из-за высоких вот этих базовых цен отсечения, которые были раньше, — говорит президент организации Евгений Аркуша. — Это, конечно, несправедливо и неправильно».

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков считает излишними меры, которые принимаются для регулирования рынка. «С одной стороны, мы должны принимать инвестиционные решения и осуществлять инвестиции в модернизацию. С другой стороны, правительство делает всё, чтобы убить экономику нефтепереработки и делать эти инвестиции неэффективными», — заявил он журналистам в четверг, 28 марта.

По мнению специалистов «Петромаркета», розничные цены вырастут как минимум на 10%, если довести маржу АЗС хотя бы до нулевой отметки.

Повышение цены или же ее фиксация и на уровне АЗС проблем не решит, уверены эксперты. По их расчетам, действительно необходимо скорректировать формулу расчета демпфера. «Его нужно перевести в положительную зону, а также обеспечить компенсацию производителям автобензина хотя бы половины дисконта в отпускной цене относительно экспортного нетбэка, — предлагают в “Петромаркете”. — В этом случае рост цен в опте, хоть и произойдет, но куда более скромный».

Гарантия сдерживания

Корректировку демпфирующей формулы пока не одобрили в Минфине. Не будет корректировки — не будет и соглашения о сдерживании цен, считает замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов. Тогда к маю взлетят оптовые цены, а вслед за ними и розничные — к лету спрос растет, объясняет он. Аналитик агентства АКРА Василий Танурков добавляет, что цены на нефть (от которых напрямую зависит стоимость бензина) могут подскочить в мае еще и потому, что тогда вступит в силу полный запрет США на закупку иранской нефти. Власти опасаются, что цены вырастут, при этом надбавка ничего не даст, потому решили продлить соглашение, предполагает Танурков.

Продлевать договоренности правительство будет и дальше, считает аналитик «Финама» Алексей Калачев. Другого выхода нет — иного рыночного механизма для сдерживания цен пока нет, объясняет специалист.

«Решение о продлении заморозки, скорее всего, связано с желанием сгладить эффект от повышения НДС. Примерно к середине года эффект от роста инфляции из-за НДС будет в основном скомпенсирован, и тогда, скорее всего, переход к более свободному ценообразованию будет воспринят бизнесом и гражданами менее болезненно», — полагает советник гендиректора «Открытие брокер» Сергей Хестанов.

Член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев объясняет: нельзя не учитывать того, что с 1 января выросли налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость, тарифы на перевозку по железной дороге и акциз. Цены при этом «заморожены», а значит, все издержки на нефтяниках. Этот бизнес становится убыточным, что впоследствии может привести к резкому снижению поступлений в бюджет.

Елена Винница


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
ФАС предлагает снизить импортные пошлины на ряд овощей и фруктов 20 февр. 2015 г.

ФАС предлагает снизить импортные пошлины на ряд овощей и фруктов

ФАС предлагает снизить импортные пошлины на ряд овощей и фруктов до нового урожая в связи с ограничениями на импорт, сообщил Артемьев.ФАС предлагает снизить импортные пошлины на ряд овощей и фруктов до нового урожая в связи с ...

дальше...

Медведев пригрозил пошлинами на нефть из-за подорожания бензина
29 окт. 2018 г.

Медведев пригрозил пошлинами на нефть из-за подорожания бензина

Дмитрий МедведевПремьер-министр РФ Дмитрий Медведев пригрозил ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты, если нефтекомпании не повлияют на цены на бензин, передает «Интерфакс».Глава правительства напомнил о соглашении «о поддержании сложившегося...

дальше...

ФАС сможет предлагать корректировку пошлин для регулирования цен 23 янв. 2015 г.

ФАС сможет предлагать корректировку пошлин для регулирования цен

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву разработать меры на случай роста цен на топливо внутри страны, в том числе таможенно-тарифного регулирования."Да, можно думать, как можно воздействовать...

дальше...

Счетная палата прогнозирует резкий рост цен на бензин в 2019 году 15 окт. 2018 г.

Счетная палата прогнозирует резкий рост цен на бензин в 2019 году

Счетная палата опубликовала заключение на проект бюджета на 2019−2021 гг. В ведомстве уже в следующем году ожидают новую волну роста цен на бензин из-за повышения акцизов.ЦБ:$ 65.7508 -0.22€ 76.0540 -0...

дальше...

Минфин освободит экспортеров бензина от заградительных пошлин 23 апр. 2014 г.

Минфин освободит экспортеров бензина от заградительных пошлин

Независимые владельцы АЗС считают, что предложение ведомства повысит цены на топливо на внутреннем рынке и приведет к его дефициту.Минфин предлагает отменить действующую с 2011 года заградительную вывозную пошлину на автомобильный бензин, которая сегодня...

дальше...

Минэнерго предлагает снизить таможенные пошлины на бензин 20 мая 2014 г.

Минэнерго предлагает снизить таможенные пошлины на бензин

Глава ведомства Александр Новак предлагает с помощью этих мер бороться с дефицитом бензина. Эксперты уверяют, что новации приведут лишь к росту цен на топливо. Минэнерго предлагает снизить таможенные пошлины на бензин, а также акцизы на нефтепродукты...

дальше...

Власти могут задействовать новый механизм сдерживания цен на топливо 29 окт. 2018 г.

Власти могут задействовать новый механизм сдерживания цен на топливо

Речь идет о лицензировании экспорта. Ранее нефтяники сообщили, что не смогут долго держать розничные цены на внутреннем рынке при росте оптовой стоимости. Поможет ли новый инструмент?Оптовые цены на бензин в сентябре...

дальше...

Цены на бензин перестали сдерживать 03 апр. 2019 г.

Цены на бензин перестали сдерживать

Правительство не стало продлевать соглашение с крупнейшими нефтяными компаниями о сдерживании оптовых и розничных цен на бензин, впервые достигнутое в ноябре прошлого года, пишет газета «Ведомости». Это, однако, пока не ...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 16 сент. 2019 г.