Шире Севморпуть



Чиновники ждут все больше грузов в Арктике.

Шире Севморпуть

Правительство и «Росатом», отвечающий теперь за инфраструктуру Севморпути, уверены, что целевой грузопоток в 80 млн тонн в год к 2024 году будет не только достигнут, но и превышен. Однако эксперты отмечают, что учтенные «Росатомом» в прогнозах проекты остаются «достаточно спорными».

«Росатом» ставит целью перевозку к 2024 году по Севморпути не 80 млн, а 92,6 млн тонн грузов. Об этом заявил, выступая на сессии Международного арктического форума в Петербурге, глава госкорпорации Алексей Лихачев. Как следует из его презентации, «Росатом» рассчитывает на 41 млн тонн СПГ, 17,1 млн тонн нефти, 3,5 млн тонн металла, строительных грузов, снабжения и транзита, 23 млн тонн угля и 8 млн тонн «железнодорожных грузов».

В представленной на другой сессии презентации главы дирекции Севморпути «Росатома» Вячеслава Рукши уточняется, что по Ванкорскому месторождению требуется принять «отдельное решение о реализации», а для привлечения грузов с железной дороги — построить вторую очередь Северного широтного хода (СШХ-2).

Несмотря на эти значимые детали, руководство «Росатома» уже планирует дальнейший рост. «В горизонте 2030-х годов мы рассчитываем добавить значимую часть международного транзита и выйти только в восточном направлении — растущих рынков Юго-Восточной и Восточной Азии — на 110−120 млн тонн», — заверил Алексей Лихачев.

Как раз к 2030 году «Росатом» надеется создать флот атомных ледоколов, который позволит использовать СМП круглый год: «50 лет Победы», пять новых универсальных судов по 60 МВт и сверхмощный «Лидер» на 120 МВт.

Согласно майскому указу президента, грузооборот по СМП к 2024 году должен достигнуть 80 млн тонн. Основным грузоотправителем должен стать НОВАТЭК. На форуме глава и совладелец компании Леонид Михельсон обещал, что к 2030 году ее производство СПГ в Арктике достигнет 70 млн тонн в год.

План-график Росморречфлота от начала 2019 года предполагал, что грузопоток на СМП к 2024 году составит 81,9 млн тонн, включая северный завоз, транзит и т. п., из них на вывоз полезных ископаемых придется 76,7 млн тонн. Но компании и министерства были более осторожны, говоря о 53,8−66,3 млн тонн (см. «Ъ» от 21 января).

Сомнения в достижении 80 млн тонн высказывали в Минприроды. По данным РБК, в конце 2018 года министерство рассчитывало всего на 52 млн тонн. В частности, чиновники не были уверены в реализации планов «Востокугля» Дмитрия Босова по добыче 30 млн тонн угля в год на Таймыре к 2024 году, а также «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова по добыче 7 млн тонн нефти с Пайяхского месторождения.

Однако в Минприроды быстро вернулись к генеральной линии, в марте подтвердив прогнозы по грузопотоку в 82 млн тонн с учетом Ванкорского кластера «Роснефти» и все-таки Пайяхи, освоение которых может быть объединено (см. «Ъ» от 28 февраля). В начале апреля глава «Роснефти» Игорь Сечин обещал Владимиру Путину к 2030 году добывать на Таймыре и 100 млн тонн нефти в год (см. «Ъ-Онлайн» от 1 апреля).

В результате и чиновники, и компании отринули последние сомнения и в своих прогнозах ниже цифры 80 млн тонн в год уже не опускаются. Так, вице-премьер Максим Акимов, выступая на форуме, заверил: «Мы уверено вышли на 20 млн тонн, выйдем и на 80 млн тонн». «Важный момент — это привлечение нового груза, который шел в восточном и северо-западном направлениях, путем реализации проектов СШХ-1 и СШХ-2, реализации перспективных проектов “Баренцкомур” и “Белкомур”, а также привлечение транзитного груза, — завил вице-премьер.— Если мы сложим эти три компонента — сырьевую базу, транзит и новый нетрадиционный груз, который сможем перенаправить, — то задачу в 80 млн тонн решим». Правда, признал чиновник, для этого нужны «новая портовая инфраструктура, развитие железнодорожного и авиатранспорта и т. д.». В Минприроды поддерживают эту позицию, подчеркивая: в публичных заявлениях министр Дмитрий Кобылкин уже говорил, что 80 млн тонн грузопотока по СМП — далеко не предел.

Однако независимые эксперты сохраняют осторожность оценок. Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев полагает, что «немного завышены» планы по СПГ-проектам НОВАТЭКа, кроме того, по-прежнему не обеспечены заявленные объемы добычи ресурсной базы «Востокугля». Также, подчеркивает эксперт, далеки от определенности железнодорожные проекты. О СШХ, например, можно говорить, только если ОАО РЖД получит от «Газпрома» железнодорожную ветку Бованенково—Обская и будет построен СШХ-2 до Сабетты, поясняет господин Григорьев.

Более того, добавляет он, для расширения грузопотока придется модернизировать как центральную часть арктической морской системы (собственно СМП), так и порты обеспечения на западных и восточных флангах.

Анастасия Веденеева, Санкт-Петербург


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Ильхам Алиев: "Мы достигнем всех поставленных целей" 16 нояб. 2014 г.

Ильхам Алиев: "Мы достигнем всех поставленных целей"

По словам главы государства, несмотря на это, Азербайджан реализует большие инфраструктурные и инвестиционные проекты: «Почему? Потому что это нужно нашему народу, нашему государству. Наше государство должно стать еще сильнее, экономика должна стать...

дальше...

Ледокол мощностью 99 миллиардов 15 окт. 2018 г.

Ледокол мощностью 99 миллиардов

«Ъ» узнал стоимость «Лидера».Как стало известно «Ъ», предельная стоимость первого атомного ледокола «Лидер» без НДС и дополнительных расходов планируется в 98,6 млрд руб., которые должен выделить бюджет с 2020 года. Контракт на ...

дальше...

Атомные ледоколы России 28 нояб. 2014 г.

Атомные ледоколы России

Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке...

дальше...

Атомные ледоколы России 28 нояб. 2014 г.

Атомные ледоколы России

Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке...

дальше...

У Счетной палаты возникли вопросы к «Росатому» 
21 мая 2018 г.

У Счетной палаты возникли вопросы к «Росатому»

«Росатом»В докладе о проверке деятельности «Росатома» за 2017 год аудиторы Счетной палаты ставят ряд вопросов к корпорации, сообщает REGNUM.В частности, внимание аудиторов привлекли финансирование ледоколов-«долгостроев» и источник средств для расширения...

дальше...

Росатомфлот: сдвигов по срокам сдачи новых ледоколов не будет 04 февр. 2015 г.

Росатомфлот: сдвигов по срокам сдачи новых ледоколов не будет

Новые ледоколы, которые получили имена "Арктика", "Сибирь" и "Урал", способны преодолевать почти трехметровые многолетние льды. Согласно планам Росатомфлота, первый универсальный атомный ледокол типа ЛК-60Я, который строится на Балтийском заводе, планируется...

дальше...

Российский взгляд на роль Китая в Арктике 30 сент. 2014 г.

Российский взгляд на роль Китая в Арктике

Первого сентября российский президент Владимир Путин и вице-премьер Госсовета Китая Чжан Гаоли дали старт строительству одного из крупнейших совместных газовых проектов в мире — трубопровода «Сила Сибири». По этому трубопроводу природный газ из расположенной...

дальше...

Сенатор: Росатом имеет нужные компетенции для проекта освоения Арктики 17 февр. 2015 г.

Сенатор: Росатом имеет нужные компетенции для проекта освоения Арктики

Разрабатываемая в "Росатоме" программа направлена на повышение эффективности строительства и функционирования объектов, сооружаемых в Арктике, энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктур за счет внедрения новых технологий.МОСКВА, 17...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 26 апр. 2019 г.