Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков



Бывший министр обороны стал председателем совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации.

Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков

13 мая 2019 года пресс-служба Объединенной авиастроительной корпорации сообщила о состоявшемся несколькими днями ранее заседании совета директоров компании. Главной новостью стало избрание нового председателя совета директоров: эту должность занял экс-министр обороны России (в 2007—2012 годах) Анатолий Сердюков. «Известия» разбирались в перспективах нового назначения.

Интеграция структур

Осенью 2018 года Объединенная авиастроительная корпорация, контролирующая подавляющую часть предприятий российского самолетостроения, была фактически передана в состав «Ростеха»: госкорпорация, последовательно объединившая в себе, помимо прочего, большую часть поставщиков авиапрома, в итоге получила контроль над отраслью в целом.

«Интеграция ОАК в состав “Ростеха” переходит в активную фазу, — отметил в беседе с корреспондентом “Известий” главный редактор портала avia.ru, авиационный эксперт Роман Гусаров. — Очевидно, что Сердюков будет возглавлять этот процесс не только снаружи, как руководитель авиационнного кластера “Ростеха”, но и изнутри».

С точки зрения Гусарова структура ОАК в обозримой перспективе серьезно изменится: «У нас много производств, и каждое предприятие хотело бы иметь финальный продукт, но у нас нет сейчас такого количества продуктов, чтобы загрузить все предприятия. При этом усиление кооперации необходимо. Если говорить, например, о таком проекте, как МС-21, то мы понимаем, что один «Иркут» с запланированным темпом не справится, надо распределять производство агрегатов и узлов, в том числе крупных, — таких как крыло, части фюзеляжа — в рамках кооперации. Это общемировая практика, достаточно посмотреть, как организовано сборочное производство, например, у «Боинга», — отметил собеседник редакции.

Как отметил глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, назначение Сердюкова на должность председателя совета директоров было ожидаемо: «Понятно, что, после того как ОАК вошел в состав госкорпорации “Ростеха”, вопросы интеграции вышли на первый план. Позицию председателя совета директоров занимает представитель мажоритарного акционера. Вопросы, входящие в его компетенцию, также в целом понятны. Это вопросы собственности, ключевые сделки, ключевые кадровые вопросы», — сказал Пантелеев.

Говоря о ключевых проблемах, которые в ближайшие годы предстоит решить в рамках реформирования ОАК, Пантелеев выделил следующие: «Это задача сокращения себестоимости выпускаемой продукции. Это выбор приоритетов и исключение дублирования, ведущего к росту расходов. Ресурсы, контролируемые ОАК, вполне достаточны, чтобы при их концентрации в сжатые сроки создать конкурентоспособный продукт, но для такой концентрации необходима соответствующая политическая воля и полномочия. Отдельно стоит выделить проблему налаживания послепродажного обслуживания гражданской техники, и здесь может помочь опыт “Вертолетов России”, уже сформировавших свои структуры для этой цели в ряде регионов мира», — отметил собеседник редакции.

Кроме того, по мнению специалиста, важнейшей задачей станет разделение производственных дивизионов в рамках ОАК с тем, чтобы вывести гражданскую часть авиапрома из-под санкционного удара.

Сокращение производств, рост производства

Едва ли не самой болезненной задачей из тех, что в ближайшие годы придется решать российскому авиапрому в целом, включая и вертолетную, и самолетную составляющие, является трансформация производственной структуры, о чем в беседе с корреспондентом «Известий» заявил ряд специалистов, включая сотрудников отрасли и военного ведомства.

Российский авиапром унаследовал советскую структуру КБ и заводов, выстроенную для решения совершенно иных задач и по иным принципам, следование которым в сегодняшних условиях невозможно.

Если обращать внимание на мировой опыт реформирования структур подобного масштаба, то и в США, и в Европе послевоенный период, особенно начиная с 1960—1970-х годов, характерен активным процессом слияния и поглощения авиационных производителей, с резким сокращением числа финальных производств — вслед за усложнением и удорожанием авиатехники.

Советский авиапром этот период пропустил — в СССР не возникло ни кооперативной структуры, подобной европейскому «Эрбасу», ни корпорации по типу «Боинга» или «Локхид-Мартина», поглотивших большую часть ранее независимых американских производителей, включая таких гигантов отрасли, как «Макдоннел Дуглас» (также образованный слиянием двух крупных компаний), и т. д.

Постсоветский период также не способствовал стратегическим решениям в авиапроме — 1990−2000-е годы характерны скорее выживанием отрасли с переходом к новому этапу долгосрочного проектирования лишь в конце этого периода.

Разобщенность производственных единиц сказывается на возможностях промышленности в целом до сих пор. Так, независимое развитие «Иркута» и «Сухого» привело к серьезному расхождению двух ветвей истребителей на платформе Т-10 — в виде Су-30МКИ — Су-30СМ в Иркутске и Су-35С в Комсомольске-на-Амуре. Эти машины оснащаются разными двигателями, имеют разное бортовое оборудование, включая радар, и различаются гораздо сильнее, чем одноместный F-15C и двухместный ударный F-15E.

Эти различия были продиктованы не в последнюю очередь тем, что Иркутск длительное время развивал свою машину как экспортный продукт, в то время как Су-35С создан в первую очередь под потребности собственных вооруженных сил, но в итоге сегодня в серии находятся фактически два тяжелых истребителя, серьезно отличающихся по своему облику, что явно «слишком» для не самого богатого российского военного бюджета.

Тот же вопрос придется решать и с производством вертолетов, где сегодня в серии для отечественного заказчика находятся три типа боевых машин: Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52.

Необходимо понимать, что любые интеграционные решения, которые повлекут за собой сокращение номенклатуры выпускаемых самолетов и вертолетов, перенос производств и переориентацию многих предприятий с финальной сборки на поставку комплектующих, будут весьма болезненными и неизбежно вызовут жесткое противодействие.

Если учитывать этот аспект проблемы, то Анатолий Сердюков, на счету которого имеется столь же болезненная и непопулярная, но доказавшая в итоге свою эффективность реформа вооруженных сил, это именно тот руководитель, который способен реформировать отрасль. Особенно учитывая, что и на посту главы военного ведомства, и в должности руководителя авиационного кластера «Ростеха» он имел достаточно времени для того, чтобы ознакомиться с принципами ее функционирования.


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Объединенная авиастроительная госкорпорация 24 окт. 2018 г.

Объединенная авиастроительная госкорпорация

«Ростех» поглощает авиапром России.После полутора лет дискуссии «Ростех» получит более 92% акций Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в «Ростех». Владимир Путин подписал соответствующий указ, на консолидацию отведено 18 месяцев. Однако...

дальше...

Бывший министр обороны Сердюков возглавил российское авиастроение 13 мая 2019 г.

Бывший министр обороны Сердюков возглавил российское авиастроение

Экс-министр обороны России, индустриальный директор авиационного кластера корпорации "Ростех" Анатолий Сердюков возглавил совет директоров ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация".Кандидатуру Сердюкова одобрил совет директоров ОАК еще 8 мая, однако...

дальше...

Экс-министр обороны Сердюков стал стратегом и кадровиком в "Ростехе" 23 авг. 2016 г.

Экс-министр обороны Сердюков стал стратегом и кадровиком в "Ростехе"

«Утвердить председателем Комитета по кадрам и вознаграждениям при Совете директоров АО “ОДК” индустриального директора по авиационному комплексу Государственной корпорации “Ростех” Сердюкова Анатолия Эдуардовича», — говорится...

дальше...

"АвтоВАЗ" выкупил у "Ростеха" завод по выпуску сборочных роботов 21 нояб. 2014 г.

"АвтоВАЗ" выкупил у "Ростеха" завод по выпуску сборочных роботов

Как выяснили «Известия», крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» приобрел единственного в России поставщика сборочных роботов, штампов и пресс-форм для автопрома — Волжский машиностроительный завод (ВМЗ). Его компания продала в 2013 году за...

дальше...

Сердюков лишится двух должностей в «Ростехнологиях» 21 июня 2014 г.

Сердюков лишится двух должностей в «Ростехнологиях»

Бывший министр обороны Анатолий СердюковЭкс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков покинет советы директоров двух дочерних предприятий госкорпорации «Ростехнологии». Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на материалы «Ростеха». Сердюков не оказалось в...

дальше...

Санкции США против российского МС-21 оказались «технологическими ограничениями» 18 янв. 2019 г.

Санкции США против российского МС-21 оказались «технологическими ограничениями»

Меры, введенные Министерством промышленности и торговли США в отношении поставщика компонентов для российского гражданского самолета МС-21, являются не санкциями, а «технологическими ограничениями», сообщил еженедельнику «Аргументы и Факты» гендиректор...

дальше...

Аэрокосмическая выставка Aero India 2019 01 марта 2019 г.

Аэрокосмическая выставка Aero India 2019

Aero India 2019 — уже 12-я по счету аэрокосмическая выставка в индийском Бангалоре. Необыкновенное авиационное шоу и миллиардные контракты.Фотографии и текст Марины Лысцевой1. Airbus A330neo — семейство улучшенной версии широкофюзеляжного самолёта Airbus...

дальше...

Вертолетный кластер решено создать на Дону 08 сент. 2014 г.

Вертолетный кластер решено создать на Дону

На Гидроавиасалоне-2014 в Геленджике Минпромторг РФ, правительство Ростовской области и корпорация «Ростех» подписали меморандум о сотрудничестве по созданию вертолетостроительного кластера. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 19 мая 2019 г.