Покупатели живут сегодняшним дном



Индекс потребительского доверия достиг исторического минимума.

Покупатели живут сегодняшним дном

Рост налогов и продолжающееся падение реальных доходов привели к снижению индекса потребительского доверия россиян до исторического минимума — 62 пунктов в первом квартале 2019 года. В улучшение финансовых перспектив верят только 25% покупателей, а доля готовых тратить деньги упала до 14%. Негативный эффект от повышения НДС не закончился и доверие потребителей в этом году останется слабым, считают аналитики.

По итогам первого квартала 2019 года индекс потребительского доверия россиян опустился с 65 до 62 пунктов, говорится в исследовании The Conference Board и Nielsen, с которым ознакомился «Ъ». Показатель побил антирекорд и достиг исторического минимума. Как следует из данных аналитиков, в течение 2014−2017 годов он опускался с 83 до 69 пунктов. В первом квартале прошлого года индекс снизился до 68 пунктов, во втором — вырос на 2 пункта, в третьем — снова сократился до 67 пунктов. Предыдущий минимум в 63 пункта был в первом и четвертом кварталах 2016 года. Как отмечается в исследовании, в январе—марте 2019 года ухудшились два из трех показателей, на основе которых складывается индекс. Доля россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив на ближайшие полгода, сократилась на 5 процентных пунктов (п. п.), до 25% относительно четвертого квартала 2018 года. Доля потребителей, готовых тратить деньги, за тот же период снизилась с 21% до 14%. При этом на 2 п. п., до 20% выросло число опрошенных, с оптимизмом оценивающих перспективы на рынке труда в ближайшие полгода.

«В текущей экономической ситуации потребители все меньше ожидают благоприятных финансовых перспектив, считая, что сейчас не лучшее время тратить деньги. Вследствие чего они сокращают повседневные расходы и продолжают экономить», — констатирует директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия Марина Волкова. По словам начальника отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарека Авакяна, из-за роста налоговой нагрузки у бизнеса остается все меньше возможности увеличивать расходы, в том числе зарплаты сотрудникам, которые формируют львиную долю доходов населения. По данным Росстата, в первом квартале 2019 года реальные доходы упали на 2,3% год к году. При депрессивном состоянии этой сферы и настроение, и доверие, и ожидания потребителей также будут очень слабыми, отмечает господин Авакян.

По оценкам The Conference Board и Nielsen, доля потребителей, у которых есть свободные деньги, в первом квартале 2019 года сократилась с 77% до 72%.

Число россиян, стремящихся экономить, за то же время увеличилась с 62% до 69%. В частности, на 2 п. п., до 57% выросла доля респондентов, переключающихся на более доступные продукты. В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магните» подтверждают, что покупатели продолжают оставаться чувствительными к ценам. Тенденция более рационального подхода к покупкам сохраняется: спросом пользуются товары собственных торговых марок сетей, а также продукты на вес, добавляют в Auchan. Коммерческий директор московского торгового центра «Мозаика» Ольга Стариченко согласна, что объем «свободных денег» у покупателей уменьшился.

Выручка на квадратный метр отдельных сегментов и операторов снижается, это касается ювелирных украшений, подарков, книг и пр., что явно говорит о сокращении спонтанных покупок, указывает она.

В целом доля российских потребителей, которые считают, что страна находится в состоянии рецессии, в первом квартале 2019 года выросла на 3 п. п., до 79%, говорится в исследовании The Conference Board и Nielsen. Одновременно с 4% до 6% увеличилось число респондентов, уверенных в улучшении экономического положения в течение года. По мнению Марины Волковой, рост доли россиян, уверенных в выходе экономики из кризиса, может говорить о позитивной динамике индекса потребительской уверенности в будущем. Но руководитель группы потребительского сектора Deloitte Оксана Жупина считает, что показатель выйдет на положительную динамику в этом году только на фоне благоприятных ожиданий, связанных с внешней политикой и ростом реальных доходов населения. В 2019 году доверие потребителей будет довольно слабым, так как негативный эффект от повышения НДС еще не закончился, согласен Нарек Авакян. Серьезного улучшения ситуации аналитик ждет не ранее 2022 года.

Анатолий Костырев


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Индекс потребительского доверия в США упал 17 янв. 2014 г.

Индекс потребительского доверия в США упал

Индекс потребительского доверия в США упал в январе до 80,4 пункта по сравнению с 82,5 пункта месяцем ранее. Об этом свидетельствуют предварительные данные Мичиганского университета. Эксперты, опрошенные агентством Bloomberg, ожидали изменения показателя...

дальше...

Индекс потребительских настроений в США в марте оказался лучше прогноза 27 марта 2015 г.

Индекс потребительских настроений в США в марте оказался лучше прогноза

Индекс потребительских настроений Мичиганского университета (Michigan Consumer Sentiment Index), отражающий степень доверия домохозяйств к экономике США, в марте, по окончательной оценке, сократился до 93 пунктов с февральской оценки в 95,4 пункта, говорится...

дальше...

Индекс KASE продолжает бить рекорды 16 июля 2014 г.

Индекс KASE продолжает бить рекорды

По итогам торгов 15 июля 2014 года, индекс биржи вырос почти на 1,5 процента и составил 1 185,60 пункта. В этот день объем сделок с акциями, которые входят в представительский список индекса KASE, вырос относительно предыдущего торгового дня на 41,6...

дальше...

Индексы РФ разнонаправлены на росте рубля и колебаниях нефти 08 апр. 2015 г.

Индексы РФ разнонаправлены на росте рубля и колебаниях нефти

Российский рынок акций в среду торгуется разнонаправленно по основным индексам на фоне укрепления рубля и колебаниях нефти у отметки открытия.Индекс ММВБ к 13.34 мск снижался на 1,21% - до 1675,13 пункта, индекс РТС рос на 1,18% - до 982,74 пункта относительно...

дальше...

Потребительский оптимизм в США подскочил до максимума за 15 лет 27 дек. 2016 г.

Потребительский оптимизм в США подскочил до максимума за 15 лет

Показатель потребительской уверенности в США в декабре достиг отметки в 113,7 пункта, значительно превысив ожидания аналитиков, сообщает CNBC. Последний раз такой уровень фиксировался в стране в августе 2001 года.Причиной тому является как ускорение роста...

дальше...

Потребительские настроения россиян рухнули 31 марта 2015 г.

Потребительские настроения россиян рухнули

Всего за четыре месяца индекс потребительских настроений (ИПН), указывающий на то, насколько оптимистично люди оценивают состояние своих личных финансов и готовность тратить деньги, рухнул в Москве сразу на 45 пунктов, сообщает компания GfK. Если в ноябре...

дальше...

Индекс потребдоверия в США вырос до 85,2 пункта 24 июня 2014 г.

Индекс потребдоверия в США вырос до 85,2 пункта

Индекс потребительского доверия США в июне 2014 г. повысился до 85,2 пункта - максимального значения с января 2008 г., сообщила исследовательская организация Conference Board, которая рассчитывает этот индикатор.Согласно пересмотренным данным в мае показатель...

дальше...

Рынок акций РФ начал неделю в минусе, "Мечел" побил антирекорд 22 сент. 2014 г.

Рынок акций РФ начал неделю в минусе, "Мечел" побил антирекорд

Акции «Мечела» в течение торгов побили исторический антирекорд на опасениях банкротства компании, упав почти до 25 рублей.Индекс ММВБ по итогам дня снизился на 1,31% и составил 1412,83 пункта, индекс РТС — на 1,63%, до 1151,16 пункта, свидетельствуют...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 20 мая 2019 г.