Скорбная живучесть

«Ъ» стали известны подробности трагедии на глубоководной станции АС-31.

Скорбная живучесть
Пожар на лодках проявляется чаще и прежде всего не огнем, а дымом, и бороться с пожаром в отсеке приходится практически наощупь.

К сожалению, никто не может рассказать, как развивался пожар на АС-31, так как все находившиеся на борту погибли.

Возможно, проблемы возникли в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей, по мнению специалиста, мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.

Источники «Ъ» пояснили, что произошедшая авария, во всяком случае, в начальной ее стадии, не представляла большой опасности для экипажа. Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее ему продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.

Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте.

Как только командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, он доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар (на подводной лодке любое появление дыма сразу объявляется пожаром), приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.

По данным «Ъ», борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров-гидронавтов, которые продолжили борьбу за живучесть корабля. По данным источников «Ъ», командиром экипажа был капитан первого ранга Константин Сомов, а старшим на борту — капитан первого ранга Денис Долонский.

Их действия, по мнению специалистов, восстановить в точности уже не удастся, поскольку все десять погибли.

Состоявшийся уже после доставки АС-31 на базу осмотр станции показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения.

Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая). Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры «издышали», как говорят собеседники «Ъ», все изолирующие дыхательные средства. После того как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления. Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.

В команде, как следовало из их сообщения, были пострадавшие — несмотря на все средства защиты, люди надышались продуктами горения. Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа. Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, опять же неизвестно, поскольку спастись никому не удалось.

Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв. Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.

Как пояснили «Ъ» близкие к техническому расследованию специалисты, взрыв был очень мощным. Аккумулятор, очевидно, стал и источником нарастающего объемного горения.

Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз. Как поясняют специалисты, комиссией рассматриваются три традиционные в расследовании любой техногенной катастрофы версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.

Было установлено, что глубоководные станции типа АС-31 долгое время комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине.

После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи.

Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты, по данным источников «Ъ», обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность. Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «Ъ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.

Между тем, по мнению специалистов, к трагедии могли привести не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи. Так, например, оплавление изоляции токоведущих шин и возникающие в связи с этим короткие замыкания в сети могли вызвать непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и регулирующей ее автоматике. Нельзя исключать, что именно короткие замыкания привели к перезаряду батареи или подаче на ее клеммы токов с нештатными параметрами. Отмечается также, что в истории подводного флота еще не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями. До сих пор с помощью системы ЛОХ тушили только объемные пожары в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов вообще не было.

Наконец, некоторые участники расследования вообще сомневаются в том, что химические реакции в литий-ионных элементах вызвали столь значительный взрыв. Собеседники «Ъ» утверждают, что хотя террористическая версия трагедии и не рассматривается специалистами в качестве приоритетной, несколько предоставленных «Ригелем» для испытаний аккумуляторов уже были взорваны на полигоне тротиловыми шашками. Теперь экспертам предстоит сравнить обломки изделий, разрушенных на тестах и в реальной жизни.

Сергей Машкин


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Там, где рождаются атомные подводные лодки 19 окт. 2018 г.

Там, где рождаются атомные подводные лодки

Самый крупный, самый мощный, самый северный — всё это смело можно отнести к нашему сегодняшнему герою. При этом его можно и дальше хвалить, не останавливаясь. Первая атомная подводная лодка в стране, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая...

дальше...

10 крупнейших подводных флотов в мире 03 окт. 2014 г.

10 крупнейших подводных флотов в мире

Каждый год страны тратят миллиарды долларов на свои вооруженные силы. Армии, военно-воздушные силы и флот получают щедрые суммы финансирования для поддержания существующего уровня боеготовности, разрабатывая и закупая все новые образцы вооружения. За...

дальше...

ВМФ России получил первую подводную лодку проекта 636 22 авг. 2014 г.

ВМФ России получил первую подводную лодку проекта 636

Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»Головная подлодка проекта 636.3 «Новороссийск», построенная для Черноморского флота, передана ВМФ России, сообщает ИТАР-ТАСС. Церемония передачи лодки флоту и подъема Андреевского флага состоялась на...

дальше...

В Пентагоне опасаются, что российские подлодки могут вывести из строя кабели, по которым происходит обмен интернет-данными 26 окт. 2015 г.

В Пентагоне опасаются, что российские подлодки могут вывести из строя кабели, по которым происходит обмен интернет-данными

В воскресенье, 25 октября, американская газета The New York Times сообщила об опасениях Пентагона в связи с агрессивными маневрами, которые в последнее время совершают российские подводные лодки и корабли-шпионы близ...

дальше...

Охотой за подводными лодками будут заниматься автономные роботизированные морские суда 18 июля 2014 г.

Охотой за подводными лодками будут заниматься автономные роботизированные морские суда

Американская компания Leidos по заказу агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA) собирается построить первое в мире автономное роботизированное морское судно, задачей которого будет выслеживание очень тихих...

дальше...

Появились подробности задымления ТРЦ «Ногинский» в Подмосковье 13 апр. 2018 г.

Появились подробности задымления ТРЦ «Ногинский» в Подмосковье

В Подмосковье жители засняли на камеру задымление из торгово-развлекательного центра «Ногинский». Теперь стали известны подробности появления дыма.В Интернете распространились фотографии черного дыма, который идет с крыши торгового центра «Ногинский»...

дальше...

Крупнейшие катастрофы подводных лодок 18 дек. 2017 г.

Крупнейшие катастрофы подводных лодок

Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана Леонардо да Винчи. Впоследствии он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий подводной войны. Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе...

дальше...

Почему российский подводный шпионаж напоминает о холодной войне 28 окт. 2015 г.

Почему российский подводный шпионаж напоминает о холодной войне

Как сообщается в статье, опубликованной в воскресенье в The New York Times, российские подводные лодки и разведывательные корабли работают вблизи крайне важных подводных волоконно-оптических кабелей, которые используются для передачи основного объема...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 21 авг. 2019 г.