На замену «Протону»: как идёт подготовка к запускам ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный

В России начали производство новых экземпляров двигателей РД-191, предназначенных для ракеты тяжёлого класса «Ангара-А5». Она будет запускаться с космодрома «Восточный», где сейчас идут работы по возведению стартового стола для этого носителя. Эксперты называют «Ангару-А5» «прорывным проектом», в котором используются новейшие технологии. По их словам, ракета сможет заменить устаревший «Протон», от которого она отличается большей грузоподъёмностью и экологичностью.
На замену «Протону»: как идёт подготовка к запускам ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный

Российское НПО «Энергомаш» приступило к производству новых экземпляров двигателей РД-191, предназначенных для использования на ракетах-носителях семейства «Ангара-А5», которые будут запускаться с космодрома «Восточный». Соответствующая информация появилась на сайте госзакупок.

На портале указывается, что «закупка сортового проката литейных сталей и сплавов» производится заказчиком для «комплектации РД-191 в рамках опытно-конструкторской работы «Амур» (так называется проект по адаптации ракет семейства «Ангара» для пусков с космодрома «Восточный»). Стоимость закупки оценивается в 17,5 млн рублей.

РД-191 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на паре «кислород + керосин», разработка которого началась в конце 1990-х годов. Его сертификация была завершена в 2011 году.

В 2009 году двигатель успешно прошёл лётные испытания на южнокорейской ракете-носителе «Наро-1». Однако спутник на орбиту тогда так и не был выведен из-за неполадок, которые не имели отношения к российской части ракеты.

В августе 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 заявил, что количество производимых РД-191 для «Ангары» должно увеличиться кратно с 2023 года, когда эти ракеты начнут выпускать серийно.

На замену «Протону»: как идёт подготовка к запускам ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук Натан Эйсмонт в интервью RT пояснил, что одним из предшественников РД-191 является двигатель РД-170, «который по своим характеристикам признан лучшим в мире».  

«Это однокамерный двигатель, у которого улучшены характеристики, в том числе и удельная тяга. Кроме того, у него усовершенствовано управление, что даёт серьёзное преимущество», — рассказал эксперт.

Эйсмонт отметил, что работы над РД-191 продолжаются, однако, по его мнению, с ним никаких проблем не предвидится, поскольку многие его узлы уже были ранее опробованы.

«Возможно, будут какие-то незначительные доработки, однако никаких дополнительных операций не потребуется. Сейчас «Ангара-А5» практически готова к серийному использованию», — отметил он.

По мнению академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова, данный аппарат выгодно отличается от конкурентов своей ценой.

«РД-191 надёжен, отвечает современным требованиям и относительно дешевый», — заявил он в беседе с RT.

Модульная «Ангара»

Проект «Ангара» берёт своё начало в первой половине 1990-х годов, когда в России был объявлен конкурс на создание космического ракетного комплекса тяжёлого класса. Его необходимость объяснялась тем фактом, что после распада СССР часть предприятий космической отрасли, а также космодром Байконур оказались за пределами России. Поэтому с точки зрения стратегической безопасности страна нуждалась в ракетах, которые бы целиком производились в России и запускались с российских космодромов.

В 1994 году в конкурсе победил проект ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, который и стал головным разработчиком комплекса. На подготовительном этапе концепция несколько раз менялась, пока в 1997 году конструкторы не пришли к нынешнему варианту, который представляет собой ракету-носитель на базе универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями. Проект включает носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого, грузоподъёмность которых варьируется от 1,5 т до 35 т.

В зависимости от класса «Ангары» и массы, меняется и число универсальных ракетных модулей, на которых устанавливаются двигательные установки. Так, для носителей лёгкого класса «Ангара 1.1» или «Ангара 1.2» достаточно одного УРМ, для ракеты среднего класса «Ангара-А3» — уже три, а конструкция тяжёлой «Ангары-А5» предусматривает установку сразу пяти таких блоков.

На замену «Протону»: как идёт подготовка к запускам ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный

Авторы проекта «Ангара» предполагали, что ракеты этого семейства смогут заменить всю линейку использовавшихся на тот момент в России носителей. Так, «Ангара-А5» и «Ангара-А7» должны были заменить «Протоны». «Ангара-А3» и «Ангара А1.2» пришли бы на замену производившимся на Украине «Зениту-2» и «Циклону-2/3», а «Ангара А1.1» заняла бы место «Космоса-3М», снятого с производства ещё в 1990-х годах.

Первый запуск состоялся 9 июля 2014 года: лёгкая ракета «Ангара-1.2ПП» успешно стартовала с «Плесецка» и по баллистической траектории долетела до полигона Кура на Камчатке.

Следующий пуск «Ангары» с космодрома в Плесецке намечен на декабрь 2019 года, на этот раз с макетом спутника. Третий старт будет произведён в 2020 году.

Пуск с «Восточного»

В июне 2019-го на космодроме «Восточный» начались работы по возведению универсального стартового комплекса для ракет-носителей «Ангара-А5» и её модификаций. Согласно планам, объекты должны быть сданы в эксплуатацию к 2022 году. Как сообщил начальник отдела Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Кирилл Филенков, первый пуск этой ракеты с «Восточного» намечен на четвёртый квартал 2023 года.

Как пояснил Эйсмонт, «Ангара-А5» была уже «успешно испытана, но без полезного груза». По его словам, она должна будет прийти на смену используемым сейчас «Протонам».

«По своим характеристикам эти ракеты близки друг к другу. Разница в том, что «Ангара-А5» может выводить на низкую орбиту немного больше полезной нагрузки. Кроме того, у неё нетоксичные компоненты, в то время как у «Протона» они токсичные, — пояснил эксперт. — «Ангара-А5» по некоторым оценкам может оказаться дороже, но если вспомнить про вопросы экологии и безопасности, то это несущественно. Нужно учитывать затраты, которые необходимы, чтобы с наименьшей долей риска использовать ракету». 

На экологичность «Ангары-А5» указал и руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

«Основное её преимущество, которое всегда указывается, — экологичность. В перспективе она должна иметь много интересных технических особенностей: модульность, возможность строить на одной базе и средний, и лёгкий класс», — заявил эксперт в беседе с RT.

На замену «Протону»: как идёт подготовка к запускам ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный

По его мнению, для завершения испытаний «Ангары-А5» потребуются ещё несколько запусков.

«Сейчас идёт этап лётных испытаний ракет «Ангара-А5». В 2014 году в рамках этого этапа была запущена одна ракета без полезной нагрузки, но, чтобы этот этап пройти и выйти на эксплуатацию, нужно ещё 2—3 запуска. Если они ускорятся, то за 2—3 года смогут завершить работы», — заявил он в интервью RT.

Эйсмонт обрисовал спектр задач, которые будут решаться с помощью «Ангары-А5».

«Для научных задач — это удобный инструмент реализации запусков в космическое пространство. Вся наука в космосе может быть реализована исключительно с помощью «Ангары». Кроме того, она сможет выполнять задачи народнохозяйственного назначения», — сказал аналитик.

В свою очередь, Моисеев одним из главных эксплуатантов «Ангары-А5» назвал российское Министерство обороны.

«Ангару-А5» будут использовать для внутреннего рынка, например Минобороны, Минсвязи в лице предприятия космической связи, потому что она может выводить на орбиту спутники», — рассказал он.

Он так же указал на то, что при создании «Ангары-А5» используются самые современные разработки. По его мнению, этой ракетой могут заинтересоваться и за рубежом.

«Ангара-А5» — это прорывной проект, потому что это совершенно современный носитель, в котором представлены технологии последних лет, — отметил Эйсмонт. — У неё будут и иностранные заказчики. Если не будет политического противодействия, то заказчики и в США найдутся, поскольку «Ангара» вполне конкурентоспособна». 


Похожие новости
У «Ангары-А5» обнаружили «опасную проблему» 18 янв. 2019 г.

У «Ангары-А5» обнаружили «опасную проблему»

Двигатель РД-191 второй ступени российской тяжелой ракеты «Ангара-А5» при старте из-за вибраций способен разрушить носитель. Такая информация содержится в тезисах доклада специалистов «Энергомаша», подготовленных для XLIII «Академических чтений по космонавтике»...

дальше...

Генконструктор: все системы "Ангары-А5" отработали без сбоев 16 янв. 2015 г.

Генконструктор: все системы "Ангары-А5" отработали без сбоев

Тяжелая "Ангара" способна выводить с территории России полезную нагрузку на геостационарную орбиту. Она призвана заменить в отдаленной перспективе применяемую для этих целей ракету-носитель "Протон", запускаемую с "Байконура" (Казахстан).МОСКВА, 16 янв ...

дальше...

СМИ: главой НПО "Энергомаш" может стать экс-гендиректор "Красмаш" 17 февр. 2015 г.

СМИ: главой НПО "Энергомаш" может стать экс-гендиректор "Красмаш"

НПО "Энергомаш" - российское предприятие, являющееся ведущим разработчиком и производителем жидкостных ракетных двигателей. В настоящее время исполнительным директором "Энергомаша" является генеральный конструктор предприятия Владимир Чванов.МОСКВА, 17...

дальше...

Кабмин: НПО "Энергомаш" и Orbital обсудят поставки двигателей РД-181 30 дек. 2014 г.

Кабмин: НПО "Энергомаш" и Orbital обсудят поставки двигателей РД-181

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о переговорах российской НПО "Энергомаш" и американской Orbital Sciences по поставкам двигателей РД-181.МОСКВА, 30 дек — РИА Новости. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о переговорах...

дальше...

Путин в День космонавтики ознакомился с перспективными разработками НПО "Энергомаш" 12 апр. 2019 г.

Путин в День космонавтики ознакомился с перспективными разработками НПО "Энергомаш"

Президент России Владимир Путин в День космонавтики посетил АО "НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко", где ознакомился с перспективными проектами в области создания ракетных двигателей, сообщает ТАСС.В цехе окончательной сборки президента...

дальше...

«Ангару-А5» продули и изменили 25 дек. 2018 г.

«Ангару-А5» продули и изменили

После испытаний моделей ракеты «Ангара-А5», проводимых в большой гиперзвуковой и ударной аэродинамических трубах, конструкцию ракеты изменили, сообщает Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).Ученые организации «определили на траектории выведения...

дальше...

Европа окончательно определилась с дизайном конкурента «Ангары-А5» 08 апр. 2016 г.

Европа окончательно определилась с дизайном конкурента «Ангары-А5»

Изображение: ASLЕвропейское космическое агентство (ЕКА) определилось с дизайном тяжелого носителя Ariane 6, являющегося потенциальном конкурентом «Ангары». Об этом, как сообщает BBC News, глава ЕКА Йоханн-Дитрих Вернер рассказал в ходе посещения строящегося...

дальше...

Тяжелая ракета "Ангара-А5" стартовала с космодрома Плесецк 23 дек. 2014 г.

Тяжелая ракета "Ангара-А5" стартовала с космодрома Плесецк

МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/. Первый испытательный запуск новой российской ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара- А5" произведен с космодрома Плесецк, сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли."Старт ракеты-носителя состоялся в расчетное время...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 28 сент. 2020 г.