Алексей Морозов: «Я согласен на все в рамках закона»

Алексей Морозов: «Я согласен на все в рамках закона»

Как коротали время на карантине?

— Сначала весело коротал время — первые две недели были самые приятные, потому что до этого было очень много работы, и вдруг она закончилась. Первые две недели мы с супругой замечательно отдыхали, валялись и с большим удовольствием самоизолировались. Затем начался период волнений и чуть ли не депрессий, потому что работы так и не было — и третий месяц так и нет. Чувствовалось нервное напряжение. Несмотря на то, что киноиндустрия встала, было большое количество предложений, связанных с удаленными пробами — мы записывали огромное количество «самопроб», так что стали настоящими мастерами. (Смеется.) Даже купили специальное световое оборудование и чуть ли не еженедельно записывали ролики. В принципе, можно теперь вообще не приезжать на пробы, а просто записывать самопробы дома — это круто!

У вас есть хобби? И помогло ли оно вам занять себя во время самоизоляции?

— Есть, и оно тоже связано с карантином. Мое главное хобби — это музыка. За эти три месяца я разучил несколько новых композиций на фортепиано, которое мне подарила моя прекрасная супруга Дана Абызова, великолепная актриса. Я разучил две композиции Баха из «Хорошо темперированного клавира» (сборник клавирных пьес И. С. Баха, — прим. авт.) и сейчас начинаю разучивать Моцарта «Фантазию Ре-минор». Я играю на музыкальных инструментах, в частности на электрогитаре, которую мне также подарила моя супруга. Она помогает мне развиваться творчески и художественно.

А что обычно делают актеры, когда случаются перерывы в съемках, чем занимаетесь вы?

— Я пишу самопробы и играю на фортепиано. Также читаю специальную литературу по актерскому мастерству. Из последнего — «Мастерство актера. Двенадцать шагов к Голливуду» Ивана Чаббака. Довольно любопытная книга, где собраны лучшие мысли Станиславского, Немировича-Данченко, Михаила Чехова и объединены в двенадцать шагов. Из этих шагов мне больше всего нравится последний, двенадцатый, который звучит как: «Будь что будет». Нравится это шаг тем, что на сцене или съемочной площадке про все предыдущие пункты нужно забыть — они в тебе уже есть, нужно лишь сыграть «здесь и сейчас». Самое ценное в искусстве актера — игра здесь и сейчас.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Алексей Морозов (@morozzzofff)17 Ноя 2019 в 3:51 PST

Сейчас на видеосервисе START вышел сериал «Надежда» с вашим участием. Расскажите о своем персонаже.

— «Надежда» — это драма о женщине, которая ведет двойную жизнь: заботливая жена и мать, она в то же время хитрый и безжалостный киллер. И после 18 лет такой «кровавой» работы она хочет отказаться от темной стороны своей жизни и посвятить себя семье. Мой герой — муж Нади, сорокалетний басист, музыкант, играющий в группе, но ничего, по большому счету, не добившийся. Я никогда не играл подобных персонажей. В сорок лет он «в коротких штанишках» продолжает «лабать» на басу. (Смеется.) В то же время он очень чистый и добрый человек, абсолютно доверяющий своей жене, а она оказывается киллером. Об этом он, конечно, не знает, по легенде его жена — стюардесса. Его метания и сомнения по отношению к собственной супруге показались мне очень интересными. Арка моего персонажа довольно серьезная — тот муж Надежды, которого мы видим в конце, довольно сильно отличается от наивного басиста, который предстает в начале истории. Эта роль не такая героическая, какие я обычно играю. В конце с ним происходит метаморфоза — именно из этого абсолютно негероического человека вырастает герой. Он меняется и становится человеком, способным нести ответственность за любимую женщину, за ребенка и за жизнь всей семьи.

Виктория Исакова — идеальный партнер?

— Конечно! С Викой было замечательно работать. Это тот случай, когда актриса занимается не собой и своим персонажем, а тобой, партнером. Она целиком растворяется в партнере, и это очень помогает мне растворяться в ней. Это такое абсолютно актерское партнерство, и его ничем не заменишь — никакими постановочными, визуальными эффектами, режиссерскими ходами. Если нет живой жизни между партнерами в кадре — фильм провалится. Тьфу, тьфу, тьфу, вроде у нас получилось наметить эту «живую жизнь» с Викой.

Можно сказать, что все было безоблачно, или все же во время съемок возникали сложности?

— Незадолго до «Надежды» я снимался в фильме «Эксперт», где мой герой хромал на одну ногу, и, придя на съемочную площадку «Надежды», я продолжил хромать. И Лена Хазанова, режиссер, сказала мне: «Леша, почему ты хромаешь? У тебя же рука сломана!». Ведь действительно, по сюжету в «Надежде» мне ломают руку, и я должен со сломанной рукой играть. Вот это была забавная техническая сложность. (Смеется.) Действительных сложностей не возникало, потому что собралась потрясающая команда, все работало как часы! Все цеха были на месте и работали как единый слаженный механизм.

Что запомнилось от работы, от самого съемочного периода, перерывов, атмосферы, царившей на площадке?

— В первую очередь, атмосфера доверия друг к другу и ощущение, что каждый находится на своем месте. У нас не было простоев, переработок, хотя сами сцены были сложные — не по постановке, а психологически. Все мои сцены были связаны с психологическим развитием героя. В то же время у Вики Исаковой было много сцен, связанных с трюками, с выстрелами и «посадками» — это когда на тело крепят специальный механизм, взрывающийся при стрельбе в актера. У меня не было таких сцен. Также мне очень запомнилась «европейская» слаженность. Лена Хазанова — международный режиссер, и у меня было ощущение, что снимаешься в хорошем европейском кино.

Алексей Морозов: «Я согласен на все в рамках закона»

Что нравится и что не терпите в партнерах?

— Мне нравится, когда партнер занимается тобой, а ты занимаешься им. Когда вы не думаете, как выглядите в кадре, а взаимодействуете с партнером на площадке. Не нравится, когда партнер занимается только собой и своими переживаниями, что-то параллельно тебе играя, сам по себе, не взаимодействуя с партнером. Это «мертвит» все происходящее вокруг.

Вы когда-нибудь отказывались от роли из-за артиста-партнера, который вам неприятен? Или к чему прибегаете, чтобы скрыть неприязнь и сделать работу?

— Таких партнеров, к счастью, не было. Если возникают неприятные моменты, я стараюсь использовать их в работе — относиться к своему партнеру, используя неприязнь. Ведь это сильная эмоция. Стараюсь ее переплавить в то, как мой персонаж испытывал бы неприязнь к этому человеку, даже если по сценарию он его любит. От любви до ненависти — один шаг. Играть чистую любовь не так интересно. Все, что со мной происходит, я стараюсь переплавить в материал для роли.

Вы вообще терпеливый человек?

— Можно сказать, что да. Готов терпеть достаточно долго, но потом резко вспыхиваю. Когда терпению приходит конец, рву все личные связи. Это факт. Как говорил Высоцкий: «Я положительно отношусь к человеку, пока тот не докажет обратное».

Все, кроме диктатуры

Что можете простить режиссеру, а чего — никогда?

— Режиссеру можно простить многое, кроме, пожалуй, диктатуры. Не выношу тупой вертикальной диктатуры, когда последний аргумент это: «Я — начальник, а ты — дурак. Почему? Потому что я режиссер!». Такого простить не могу. Я сторонник горизонтального управления, и когда сам выступаю режиссером проекта, стараюсь создать на площадке доверительную атмосферу, без напоминания о том, кто главный. Все и так понимают, кто главный, это не нужно дополнительно декларировать. Это относится и к театру, и к кино.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Алексей Морозов (@morozzzofff)15 Янв 2020 в 10:04 PST

Есть любимые режиссеры? Если да, то, что вы сами вкладываете в смысл этого слова по отношению к ним?

— Есть режиссеры, с которыми мне приятно работать. Лена Хазанова, режиссер сериала «Надежда» — одна из них. Во многом это связано с ее открытыми личными человеческими качествами, ее европейским взглядом на кино и организацию кинопроцесса. Также есть замечательный режиссер Влад Фурман, который снял «Таинственную страсть», и я бы поработал с ним еще. Он пример горизонтального демократического управления. И, конечно же, Рэйф Файнс! На площадке ему не нужно добиваться определенного отношения к себе, потому что он не только внимательный режиссер, но еще и выдающийся британский актер. Я помню, как во время съемок понял, что мне не хватает сигары и коньяка в качестве реквизита, чтобы помочь себе в этой сцене. Рэйф выслушал меня, и через минуту на площадке появился необходимый реквизит, а сцена заиграла другими красками. С Рэйфом мне тоже хотелось бы поработать еще.

На что готовы ради роли?

— Я согласен на все в рамках закона. Прыгнуть в ледяную воду без дублера — пожалуйста. Если нужен крупный план мокрого лица и тела после проруби, например — я всегда готов. Все ради кадра — мой девиз!

Предлагаете режиссеру свое видение роли?

— В качестве актера на съемочной площадке стараюсь погасить такие амбиции и заниматься развитием своего персонажа, проживать его. Всегда обсуждаю сцену и роль с режиссером еще до начала съемок, «на берегу». Во время съемочного процесса на это нет времени.

Обмен ролями

Как вы относитесь к тому, что вас сравнивают с другими актерами? Вам, как творческому человеку, это обидно или лестно? Например, многие считают вас с Сергеем Перегудовым чуть ли не родственниками.

— С Сережей Перегудовым нас действительно постоянно сравнивают. А однажды у нас была забавная история, связанная с Пашей Деревянко. Я пришел в театр, где работал, а мне говорят: «Ой, Леша, ты так хорошо сыграл Батьку Махно! Вообще замечательно!». Я говорю: «Ребята, вы что обалдели! Это Паша Деревянко сыграл, я и рядом не стоял». (Смеется.) И Кира Плетнева в ту же компанию. Пора нам сыграть в «Братьях Карамазовых» — Иван, Дмитрий, Алеша и Смердяков, чтобы все поняли, что мы — четыре разных актера. Я отношусь к этому с юмором.

Как поступаете, когда по роли вас наряжают в несвойственные вам и нелюбимые одеяния?

— Да замечательно! В каждой роли нужно идти от себя — и как можно дальше. Чем дальше от моего собственного стиля в одежде, тем проще найти в себе новые грани. Система перевоплощения сейчас уже не работает в кино, а в театре работает. В кино перевоплощаться можно только в самого себя. На одной из репетиций Петр Наумович Фоменко сказал Людмиле Максаковой: «Людочка, ты перевоплощайся в себя!». Я с удовольствием взял этот девиз как свой собственный.

Алексей Морозов: «Я согласен на все в рамках закона»

А вообще какой стиль в одежде вам близок?

— Раньше я предпочитал классический стиль, но в последнее время есть возможность менять свой стиль каждый день. Один день щеголять в классике, второй — в рэп-стиле, третий — еще в чем-нибудь. Моя теща Марина Станчиц — великолепный стилист, часто консультирует меня в одежде, поэтому я стараюсь выглядеть на все сто ежедневно.

Театр стоит у вас на первом месте?

— Не могу сказать, что я разделяю первое и второе место между театром и кино, или между музыкой и преподаванием. Все это — часть большого художественного творческого поля. Театр для меня, без сомнения, важен, но также важны и кино, и другие виды искусства.

Почему вы уходили из профессии на некоторое время? Чем занимались в те несколько лет, чего добились, что приносило удовольствие?

— Это случилось в начале 2000-х годов, когда были большие проблемы в театральной среде и киноиндустрии — мало что снималось и ставилось. Спектакль ставили не за три-четыре месяца, как сейчас, а за два-три года. У Льва Абрамовича Додина, к примеру, были постановки с длительным репетиционным процессом, театр не был обеспечен финансово. Когда я стал понимать, что художественных и финансовых перспектив нет, ушел на три года в сферу рекламы и PR. Стал PR-директором крупной группы рекламных компаний в Москве, у меня были подчиненные — PR-менеджеры, которые выполняли мои задания. Купил книгу «PR для чайников», изучил ее и все эти годы играл роль PR-директора, не будучи им в полной мере.

Что произошло, почему решили вернуться обратно в театр?

— Роль PR-директора давалась мне хорошо, но я осознал, что PR и реклама — не совсем то дело, которым я хочу заниматься всю жизнь. Как раз в то время мне подвернулась история с ролью Шута в «Короле Лире» у Льва Абрамовича Додина в Малом Драматическом театре, театре Европы в Санкт-Петербурге. Я был приглашен на пробы, прошел их и остался в театре.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Алексей Морозов (@morozzzofff)6 Июл 2019 в 6:40 PDT

А это правда, что вы всегда хотели быть ведущим телевизионных программ?

— Действительно, с детства я хотел вести интересные телепрограммы. И преуспел в этом, потому что многое в моей жизни было связано с телевидением. Во-первых, детская театральная студия «Вообрази» при Петербуржском телевидении, где в лихие 90-е мы, будучи подростками, читали стихи Мандельштама, Гумилева, Ахматовой, Маяковского и Дона-Аминадо, поэта-эмигранта, переехавшего в Париж. Позже я вел передачу «Есть упоение в бою» об истории русских дуэлей и карточных игр. Затем была передача «Неприкосновенный запас», издательство «Новое литературное обозрение» Ирины Прохоровой, где моя речь начиналась примерно так:

«Здравствуйте, меня зовут Алексей Морозов, и мы с вами поговорим о локальном индивидууме фрустрационной концепции, который должен игнорировать тенденцию парадоксальной иллюзии». Вот такими терминами я оперировал в довольно юном возрасте. (Смеется.) После этого была передача «Заповедная область с Алексеем Морозовым» на канале «Россия — Санкт-Петербург». Для этой передачи я ездил по Ленинградской области и рассказывал свои впечатления о культурных, исторических и религиозных памятниках. Это было тоже довольно любопытно. Одной из последних передач была «Петроград 17-го», где я ездил по различным революционным адресам, связанным с революцией, и рассказывал об истории этого места. Так что телевидение сыграло для меня очень важную роль.

Готовы были ради этого распрощаться с актерством?

— Нет, конечно, не готов. Это было скорее дополнительным занятием. Театр и кино всегда стояли для меня на первом месте. Но мое телевизионное видение, участие в телевизионных программах — тоже важная часть моей жизни.

Вас можно назвать актером со счастливой театральной судьбой, а как бы вы назвали вашу кинокарьеру?

— Мою кинокарьеру я бы назвал «спорадической». Выходят какие-то мощные проекты, но не так часто, как хотелось бы. С другой стороны, не хочется часто мелькать из кадра в кадр, из фильма в фильм: зритель от этого устает, а у актера не остается времени настроиться на каждую работу в кино. Таким образом можно «выхолоститься» как актер. Создавать мощные киноработы раз в один-два года — вполне достаточно.

Как отбираете роли, на что не соглашаетесь. Что первично?

— В первую очередь, мне важна сама история и роль моего персонажа в этой истории. Это первое, на что я обращаю внимание. Есть ли «арка» персонажа? Развивается ли мой герой от начала к финалу? Смотрю на то, играл ли я похожие роли до этого. Если не играл подобное — соглашаюсь незамедлительно. А если были похожие роли, есть место для раздумий, и соглашаюсь, только если есть интересная история. В каждом герое я стараюсь найти новые проявления, которые не использовал в предыдущих фильмах.


Похожие новости
Ученый: некоторые произведения Баха создала его жена 27 окт. 2014 г.

Ученый: некоторые произведения Баха создала его жена

Несколько самых известных произведений немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха созданы, вероятно, его второй супругой, Анной Магдаленой Бах. Об этом заявил австралийский ученый, профессор музыки Мартин Джарвис, который провел анализ почерка композитора...

дальше...

Самоизоляция и карантин: как Светлана Лобода, Ксения Собчак, Яна Рудковская и другие  звезды встретили коронавирус 16 марта 2020 г.

Самоизоляция и карантин: как Светлана Лобода, Ксения Собчак, Яна Рудковская и другие звезды встретили коронавирус

Светлана ЛободаВо всем мире продолжается эпидемия коронавируса. В связи с этим лидеры большинства стран принимают всевозможные меры предотвращения вспышки заболевания. Заботятся о своих гражданах и российские власти: из-за вируса COVID-19 жителям России...

дальше...

Что будет с малым бизнесом после карантина: мнение экспертов 10 апр. 2020 г.

Что будет с малым бизнесом после карантина: мнение экспертов

Стремительное распространение коронавируса заставило людей отказаться от приобретения ряда услуг, что повлияло на экономическую ситуацию в стране. Предприниматели опасаются за свой бизнес, ведь неизвестно, как скоро все вернется в прежнее русло. Больше...

дальше...

Гламур на диване: как инфлюенсеры переживают карантин 30 марта 2020 г.

Гламур на диване: как инфлюенсеры переживают карантин

Дарья КлюкинаБольше никаких вечеринок, модных показов и селфи в парижских кафе — коронавирус внес коррективы не только в повседневную, но и в светскую жизнь, лишив инфлюенсеров главного — возможности делать красивые фотографии по всему миру.Как популярные...

дальше...

Вера Брежнева и Константин Меладзе записали милое видео для друга 01 апр. 2020 г.

Вера Брежнева и Константин Меладзе записали милое видео для друга

Вера Брежнева и Константин МеладзеПандемия коронавируса вносит свои коррективы в жизнь людей, родившихся в конце марта и в апреле. Из-за режима самоизоляции, введенного в целях снижения заболеваемости, они не могут устраивать шумные вечеринки и принимают...

дальше...

«Невозможно терпеть»: Оксана Акиньшина из-за карантина лишилась сил 02 мая 2020 г.

«Невозможно терпеть»: Оксана Акиньшина из-за карантина лишилась сил

Оксана Акиньшина призналась, что введенный из-за коронавируса карантин лишил ее всех сил. Артистка с семьей ушла на самоизоляцию больше месяца назад.Многие учреждения, в том числе школы, закрыты для предотвращения распространения КВИ. Несмотря на это...

дальше...

Фестиваль "Сезон Станиславского" стартует в Москве 30 сент. 2014 г.

Фестиваль "Сезон Станиславского" стартует в Москве

В этом году лучшие работы, созданные в прошедшем сезоне отечественными и зарубежными режиссерами из Бельгии, Литвы, Японии и Италии, будут показаны в Москве с 3 октября по 18 декабря. В середине ноября по традиции состоится торжественная церемония вручения...

дальше...

"Работа, маникюр, театр": Татьяна Брухунова рассказала, чего ей не хватает на самоизоляции 12 мая 2020 г.

"Работа, маникюр, театр": Татьяна Брухунова рассказала, чего ей не хватает на самоизоляции

Татьяна Брухунова, являющаяся новой возлюбленной Евгения Петросяна, рассказала о том, чего ей не хватает на самоизоляции. По ее словам, после снятия ограничений она сразу же пойдет на маникюр и вернется на работу в театр.Брухунова отметила, что на протяжении...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 07 июля 2020 г.