Хореограф и самый молодой лауреат "Золотой маски" Владимир Варнава: "У меня есть ответы на все вопросы"

"Прощай, старый мир!" - первая полнометражная танцевальная постановка эпохи коронавируса. Ее создатели, хореограф Владимир Варнава, художник Павел Семченко и шестеро артистов театра "Балет Москва" осмысливают, как чувствует себя человек в мире, суженном до размеров квартиры. Специально для Okko артисты сыграли спектакль в прямом эфире. Доступен он для просмотра на онлайн-сервисе и сейчас. 

Хореограф и самый молодой лауреат "Золотой маски" Владимир Варнава: "У меня есть ответы на все вопросы"Постер к спектаклю "Прощай, Старый мир!"

Художник спектакля Павел Семченко, лауреат премии "Золотая Маска" и один из основателей экспериментального Инженерного театра АХЕ в Санкт-Петербурге, в паре с хореографом Владимиром Варнавой претворили в жизнь отдельные сцены с неповторимым стилем и настроением. Композитор Денис Антонов создал музыкальный лейтмотив для каждого артиста. А те, в свою очередь, изучали уголки своей квартиры через самый многомерный язык - танец.

Хореограф и самый молодой лауреат "Золотой маски" Владимир Варнава: "У меня есть ответы на все вопросы"Театр "Балет Москва" - один из самых сильных хореографических театров России. Его художественная политика основана на органичном синтезе классики и новаторства. "Балет Москва" следует идее максимального жанрового многообразия, смелости в выборе выразительных средств, визуального и музыкального оформления

Владимир, проект был создан для поддержания бодрости, морального духа. Кажется, вы оптимист и у вас всегда много энергии и хорошее настроение. Это обманчивое впечатление? Было ли вам сложно и грустно в какие-то моменты изоляции? 

В первые несколько дней изоляции у меня был период прокрастинации - и меня это не миновало. Но потом я спасался работой. Я готовил Instagram-гала-концерт "Священный карантин", объединивший представителей отечественного современного танца и танц-художников, работающих за границей. Потом начал работу над проектом "Прощай, старый мир!". Скучать и рефлексировать было просто некогда.

"Прощай, старый мир!" собирался на основе "домашних заданий", которые вам высылали артисты. Могли бы рассказать подробнее об этом? Что вы им задавали?

Я просил каждого артиста балета прислать мне какую-то зарисовку, сделанную у себя дома. И эти записи меня приятно удивили. Пространства у всех были разные, и мы должны были привести их "к общему знаменателю". Все равно получились довольно разные визуальные части - у кого-то больше "гранж", у кого-то лаконичный видеоряд. У нас была серьезная техническая поддержка. Помимо традиционной творческой команды (хореограф, художник, композитор), ключевую роль в показе играла команда студии медиарешений Юрия Исхакова. Студия принимала видеосигнал шести артистов из разных локаций и транслировала его видеохудожнику спектакля, Олегу Михайлову. Видеохудожник, словно дирижер, сводил и обрабатывал видеопотоки - миксовал, проводил цветокоррекцию и накладывал визуальные эффекты в режиме реального времени. К моменту премьеры ребята управлялись с камерами не хуже профессиональных операторов. Выходя на лестничную клетку, они должны были помнить о миллионе вещей: где стоит свет, камера, работает ли сейчас 4G или WiFi, и при этом танцевать. Для нас всех это было похоже на жонглирование горящими булавами на моноколесе. 

Хореограф и самый молодой лауреат "Золотой маски" Владимир Варнава: "У меня есть ответы на все вопросы"Владимир Варнава - хореограф-экспериментатор и самый молодой лауреат премии "Золотая Маска"

Почему вы отказались от записи и монтажа, а решили устроить прямую трансляцию из квартир артистов? Это магия "здесь и сейчас"? 

Прежде всего потому, что мне самому не очень интересно было бы смотреть балет в записи. К тому же предполагалось много возможностей для импровизаций.

Быт обычно противопоставляется искусству. Как вам удалось это соединить?

Было интересно наблюдать, как обстановка квартир превращалась в декорации балета. Мы что-то меняли, иногда было достаточно одного яркого акцента - например, переодеть артиста в красные штаны. Стиль самого произведения мы определили как "бытовой сюрреализм", это быт в его художественном преломлении. Как в стихотворении Юрия Левитанского - "Всего и надо что вглядеться...", помните?

Вы говорили о стилистике Параджанова, когда готовили проект. Какие еще были визуальные референсы? 

Вся прелесть этого балета в том, что он ни на что не похож. Не люблю когда говорят, допустим: "Давайте делать Шемякина". (Художник и скульптор Михаил Шемякин стилизовал многие спектакли и перформансы. В частности, в балете "Щелкунчик" Мариинского театра он стал автором эскизов: костюмов, масок, декораций, а также работал над либретто - Ред). Всем молодым артистам я говорю, что они не должны никому подражать. Им нужно открывать свою аутентичность. Представлять слепок своего видения. 

Считаете ли, что внутренняя эмиграция это выход в сегодняшней ситуации?

Для меня искусство - большой справочник, где я нахожу ответы на все вопросы. А сводятся они к основополагающим: кто я, для чего я здесь? И я не считаю, что бывают люди "творческие" и "не творческие". Каждый человек-художник, музыкант, я в это глубоко верю. Человек был задуман так, что он может самовыражаться разными способами. Достаточно иметь тело, чтобы проявить себя в танце, достаточно палки и песка, чтобы создать рисунок. Те, кто запрещает себе творить, лишаются невероятного источника энергии и радости. Я не раз видел людей, которые отказывались от творческой составляющей в пользу больших денег, серьезной профессии, которая отнимала все время. При этом я видел такую тоску в глазах! Многие из них, обеспечив себе состояние, возвращались к тому, что запрещали себе долгое время. Кто-то начинал заниматься латиноамериканскими танцами, кто-то - играть или рисовать. 

Хореограф и самый молодой лауреат "Золотой маски" Владимир Варнава: "У меня есть ответы на все вопросы"Владимир Варнава и шестеро артистов "Балет Москва" отстраняются от знакомой рутины и возвращаются на этап познания, преобразуя опыт самоизоляции. Жилище каждого героя становится сценой, а смартфоны - полноценными участниками постановки

Чего вам не хватало в четырех стенах?

Просматривая новости и сводки, я видел информацию о том, чего мы не получим, куда не полетим, чего не произойдет, но не было разговора о том, что происходит с нами. Как мы стали общаться, как мы приспосабливаемся, как в нас происходит за короткое время самая настоящая мутация. Для меня эта остановка была полезной, для человека, чье тело то и дело находится в перелетах, было не лишним замедлиться. Но меня и сейчас угнетает несвобода, невозможность куда-то вылететь. Накануне пандемии я панировал кругосветное путешествие, которое отложилось на неопределенный срок. Я очень люблю море, серфинг, но на Бали и Гавайи я не попаду. Ближайшее доступное место для таких развлечений - Камчатка. Но там немного холодно. Меня напрягает само отсутствие возможности улететь, попасть в места, где я хотел бы оказаться. Когда тебе что-то запрещено, мечты превращаются в навязчивые идеи. Но я как-нибудь справлюсь. Поеду на Камчатку с теплым гидрокостюмом в конце концов.

Вы прощаетесь со старым миром. Какой он по-вашему - новый? С чем жаль прощаться? Обрели ли мы что-то хорошее?

Раньше я скептически относился к формату видеотрансляции, опыт в самоизоляции позволил мне кардинально поменять мнение. Это захватывающе, я вижу море возможностей, донести что-то "живое", настоящее. Что такое новый мир? Это люди, младше меня. Мне всегда приятно смотреть на молодых артистов. Наблюдать за тем, какие они свободные, легкие. Интересно знакомиться с музыкой, которую они слушают, с субкультурами, которые появляются. При всех обстоятельствах мне кажется, что у нас гораздо больше свободы, чем у наших родителей. А у младшего поколения, вопреки политикам и бестолковым чиновникам, хочется верить, ее будет еще больше. Свободы мысли, слова и перемещения.

После успеха проекта "Прощай, Старый мир!" планируете ли вы еще что-то сделать с мультимедийным сервисом Okko? 

Да, отзывов было много, и я сам доволен тем, что получилось, это действительно новый жанр в искусстве, эдакий кинотанец. Сейчас такое странное время: с одной стороны, Гергиев дает первый концерт, который должен ознаменовать возрождение культурной жизни, с другой - много говорят о "второй волне", некоторые страны закрываются на карантин повторно. Чувствуется дезориентированность, нестабильность, совершенно непонятно, как будут развиваться события. Я пытаюсь ощутить момент, поймать внятный импульс. Пока он слабый. Когда мне будет, что сказать, я сделаю по этому поводу спектакль. 

Хореограф и самый молодой лауреат "Золотой маски" Владимир Варнава: "У меня есть ответы на все вопросы"Всем артистам предоставлены смартфоны с камерой, позволяющей вести съемку в высоком разрешении. Исследование артистов позволило зрителям взглянуть на свой дом по-новому, открыть новые грани в познании себя


Похожие новости
Мариинский балет совершит гастрольный тур по городам Бразилии 12 нояб. 2014 г.

Мариинский балет совершит гастрольный тур по городам Бразилии

МОСКВА, 12 ноя — РИА Новости. Балетная труппа Мариинского театра выступит в нескольких городах Бразилии с 12 по 23 ноября, это уже пятые гастроли Мариинского балета в стране. В программе есть и классика, и современная хореография. Откроются гастроли...

дальше...

Красноярский театр оперы и балета возродил "Лебединое озеро" в первой редакции Чайковского 20 сент. 2014 г.

Красноярский театр оперы и балета возродил "Лебединое озеро" в первой редакции Чайковского

Постановку осуществил художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета, заслуженный артист РФ Сергей Бобров. Серия премьерных показов пройдет с 3 по 5 октября. Об этой работе хореограф рассказал в интервью ИТАР-ТАСС.«Чайковский написал...

дальше...

Балет "Легенда о любви" возвращается в репертуар Большого театра 23 окт. 2014 г.

Балет "Легенда о любви" возвращается в репертуар Большого театра

Впервые спектакль появился на сцене Большого в 1965 году. Тогда главную роль Мехменэ Бану исполняла блистательная Майя Плисецкая, а партию Ферхада — знаменитый Марис Лиепа. С 2009 года «Легенда» не шла в Большом. И вот в 239 сезоне балет возвращается...

дальше...

История создания шедевра: каким получился фильм «Танец с саблями» 02 февр. 2020 г.

История создания шедевра: каким получился фильм «Танец с саблями»

На этой неделе в прокат вышла картина «Танец с саблями» — история создания одного из самых известных произведений советского композитора Арама Хачатуряна. Финальный фрагмент балета «Гаянэ» был написан в течение нескольких часов по требованию дирекции...

дальше...

Илзе Лиепа выступит на фестивале "Классика" в Новосибирске 07 нояб. 2016 г.

Илзе Лиепа выступит на фестивале "Классика" в Новосибирске

НОВОСИБИРСК, 7 ноября. /Корр. ТАСС Татьяна Карманова/. Балерина Илзе Лиепа выступит с программой «Русский балет» в рамках Международного фестиваля «Классика» в Новосибирске. Он пройдет в Новосибирской филармонии со 2...

дальше...

Московская премьера балета Эйфмана "Реквием" пройдет в Большом театре 23 сент. 2014 г.

Московская премьера балета Эйфмана "Реквием" пройдет в Большом театре

Возвращение к «Реквиему»Это второе обращение хореографа к данному произведению: в 1991 году Эйфман создал одноактный балет на музыку «Реквиема» Моцарта, а в 2014 сочинил полномасштабный спектакль, добавив еще один акт на музыку Дмитрия Шостаковича и...

дальше...

Большой театр представляет мировую премьеру балета "Укрощение строптивой" 04 июля 2014 г.

Большой театр представляет мировую премьеру балета "Укрощение строптивой"

МОСКВА, 4 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Большой театр представляет мировую премьеру балета «Укрощение строптивой». Спектакль по одноименной пьесе Шекспира на музыку Дмитрия Шостаковича специально для ГАБТа сочинил французский балетмейстер...

дальше...

«Становилась все грустнее»: Дочери Кабо Татьяне Василишиной не понравилась жизнь в Лондоне 03 мая 2020 г.

«Становилась все грустнее»: Дочери Кабо Татьяне Василишиной не понравилась жизнь в Лондоне

Ольга Кабо рассказала журналистам о том, что ее дочери не понравилось жить в Лондоне. После неудачного опыта Татьяна Василишина вернулась в Россию.Наследница артистки с пяти лет мечтала заниматься балетом, из-за чего мать устроила ее в Школу классического...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 04 авг. 2020 г.