Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

Якутия — самый большой регион России, по площади сравнимый с целой Индией. Транспортное сообщение в Республике Саха играет важнейшую роль, но сильно затруднено крайне суровым климатом, большими расстояниями и трудным ландшафтом. Железные дороги обеспечивают круглогодичное сообщение в любых погодных условиях и обходятся дешевле перевозок на автомобильном транспорте.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Якутия долгое время оставалась в стороне от важнейших транспортных коридоров страны. С конца 1970-х годов железная дорога протянулась до угольных месторождений в Нерюнгринском районе. Строительство дороги Беркакит–Томмот–Якутск началось в 1985 году.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях


2. С 1995 года строительством магистрали занималось ОАО «Акционерная компания “Железные дороги Якутии”», которую учредили РЖД и правительство Республики Саха (Якутия). Сейчас компания является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и занимается перевозками на участке от станции Нерюнгри-Пассажирская до станции Нижний Бестях протяжённостью 799 км.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

3. Магистральный двухсекционный тепловоз 2ТЭ10МПGE.

Среди работников железных дорог также известен как «Бык», «Бычара», «Эмка» и «Десятка». Активно используется на железных дорогах России и стран СНГ из-за характеристик, которые позволили увеличить пропускную способность дорог и массу перевозимых грузов. Предназначен для работы с грузовыми поездами в различных климатических условиях от — 50 до +40°C.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

4. Поезда дальнего следования от Нижнего Бестяха идут не только в пределах Якутии. Можно добраться до Благовещенска и до Хабаровска в вагонах беспересадочного сообщения ЖДЯ. Путь до Хабаровска займёт 2 дня 19 часов. С 13 декабря поезд начнет курсировать по новому расписанию, что существенно сократит время в пути беспересадочных вагонов до Хабаровска и Благовещенска. С 20 декабря откроется новое направление — до Иркутска.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

5. Якутия — это крупнейший регион России и самая большая административно-территориальная единица в мире. Протяжённость республики с севера на юг достигает 2000 километров, а с запада на восток — 2500 километров. Почти половина территории Якутии находится за Северным полярным кругом, что сделало регион одним из самых холодных в стране.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

6. Нерюнгри.

Второй по величине город Якутии, расположен на одной широте с Москвой. Основан в 1975 году с освоением Нерюнгринского угольного месторождения. Население — около 57 тысяч человек. Город отличается крайне пересечённым рельефом улиц, так как построен на склонах и плоских вершинах гор отрогов Станового хребта.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

7. Станция Нерюнгри-Грузовая — крупнейший грузовой узел юга Якутии. Станция задействована в транспортировке угля Южно-Якутского угольного бассейна.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

8. Железные дороги Якутии — один из крупнейших работодателей республики. В компании работают более 1000 человек.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

9. На магистрали используются тепловозы. Ветка пока не электрифицирована.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

10. Железнодорожный мост через реку Чульман.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

11. Чульман — центр добычи угля и золота.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

12. ЖДЯ ежегодно перевозят более 6,5 млн тонн грузов, из которых порядка 5 млн тонн угля.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

13. Трасса А360 «Лена». Автомобильная дорога федерального значения Невер — Якутск протяжённостью 1157 километров идёт преимущественно по территории вечной мерзлоты.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

14.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

15. Станция Селигдар.

На побережье Селигдара расположено одно из богатейших месторождений золота, а также олова и вольфрама. Редкоземельные металлы в этом районе учёные обнаружили ещё в 1960-х, но тогда их добычу признали нерентабельной. Первые 144 килограмма золота артель старателей добыла здесь только в 1975 году. В настоящее время в непосредственной близости от разъезда Селигдар расположена база строителей газопровода «Сила Сибири», что позволяет строителям обеспечить регулярный завоз вахтовых бригад пассажирскими поездами.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

16. Вокзал станции Алдан.

В 1992 году на станцию Алдан прибыл первый поезд, началась перевозка грузов. К 80-летию города в 2004 году было открыто пассажирское движение по маршруту Томмот — Алдан — Нерюнгри, в городе работает железнодорожный вокзал. В городе также есть аэропорт, однако уже больше 10 лет авиасообщение нерегулярное.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

17. Алдан является столицей «Железных дорог Якутии». Здесь находится главный офис компании.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

18. Алдан — город в 530 км от Якутска, основанный в 1923 году на месте золотого прииска и изначально получивший название «Незаметный». Золотодобыча — основа экономики города и по сей день.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

19. Численность населения достигает 20 тысяч человек.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

20. Пассажирский поезд отправляется со станции Нижний Бестях ежедневно.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

21. Локомотивы и вагоны выкрашены в цвета флага Республики Саха (Якутия) — голубой, белый, красный и зелёный.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

22. «Железные дороги Якутии» ежегодно перевозят около 100 тысяч пассажиров — это почти десятая часть населения республики. От Нерюнгри до станции Нижний Бестях пассажирский поезд идёт 18,5 часов.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

23.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

24. Куранахское месторождение. За время работы на карьерах здесь добыли больше 370 тонн золота.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

25.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

26. Станция Томмот.

Железная дорога пришла в город Томмот в 1997 году. Сначала участок использовался только для грузового сообщения, с 2004 года — и для пассажирского. Купола здания вокзала Томмот повторяют форму урасы — древнего летнего жилища якутов. В шалашах такой формы жили только жарким летом: берестяная кровля делала внутренние помещения прохладными.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

27. Река Алдан — правый и крупнейший приток реки Лены. Самая многоводная река-приток в стране. Алдан богата осётром и стерлядью.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

28. Длина железнодорожного моста 497 метров.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

29. Участок железной дороги Нижний Бестях – Томмот проходит по малонаселённым районам Якутии. Вокруг — тайга и кустарники.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

30. Мост через реку Амга.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

31.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

32. Железная дорога пересекает ручьи и реки. В Якутии их тысячи: зимой некоторые полностью замерзают, а весной выходят из берегов в половодье.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

33. Якутская рыбалка.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

34. Разъезд Ханниердах. На 9 из 22 раздельных пунктов установлены и эксплуатируются энергоцентры на базе микротурбинных электростанций Capstone с комплексами хранения сжиженного природного газа (СПГ).

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

35.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

36. Ленские столбы.

Одна из самых известных достопримечательностей Якутии. Это комплекс вертикально вытянутых скал, громоздящихся вдоль берега Лены. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

37. Станция Нижний Бестях находится в 30 км от Якутска. Столица республики стоит на левом берегу реки Лена, а конечная станция магистрали — на правом. Между вокзалом Нижний Бестях и городом Якутском для пассажиров поезда действует удобный трансфер по принципу мультимодальной перевозки.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

38. Пассажирские поезда до Нижнего Бестяха пустили в 2019 году. Таким образом центр Якутии, где живёт большая часть населения республики, оказался связан с Транссибом и в целом с железнодорожной системой России.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

39. Поезда дальнего следования от Нижнего Бестяха идут не только в пределах Якутии. Можно добраться до Благовещенска и до Хабаровска. Путь до Хабаровска займёт 2 дня 19 часов.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

40. Помимо пассажирского сообщения, станция Нижний Бестях выполняет и грузовую функцию — это важнейший пункт для «северного завоза». Груз идёт как в Якутск, так и дальше в северные районы Республики Саха (Якутия).

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

41. Посёлок городского типа Нижний Бестях. Население — около 3,5 тысячи человек. Стоит на пересечении двух дорог федерального значения — А360 «Лена» и Р504 «Колыма», а также на дороге республиканского значения «Амга». Считается одним из самых многонациональных посёлков Якутии: сегодня там проживают представители более 20 национальностей, в основном это якуты и русские.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

42. Из-за того, что станция Нижний Бестях расположена напротив Якутска на другом берегу реки Лены, железнодорожникам пришлось решать вопрос доставки пассажиров до вокзала. В летнее время пассажиров из Якутска и обратно доставляют на теплоходе, зимой — по льду на автобусе. В межсезонье, чтобы не останавливать перевозки, действует доставка на суднах на воздушной подушке. Трансфер включен в мультимодальный билет, который можно оформить через интернет.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

43. Пункт ожидания на берегу Лены. В нём могут разместиться 120 пассажиров.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

44.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях

45.

Железные дороги Якутии — перевозки в экстремальных условиях



Похожие новости
Железные дороги Якутии — магистраль до сурового Севера 09 апр. 2020 г.

Железные дороги Якутии — магистраль до сурового Севера

Якутия — самый большой регион России, по площади сравнимый с целой Индией. Транспортное сообщение в Республике Саха (Якутия) играет важнейшую роль, но сильно затруднено крайне суровым климатом, большими расстояниями и трудным ландшафтом. Железные дороги...

дальше...

Якутск с высоты: крупнейший город на вечной мерзлоте 15 марта 2017 г.

Якутск с высоты: крупнейший город на вечной мерзлоте

Якутск — столица самого большого российского региона Республики Саха (Якутия). Из-за сурового климата Якутск называют одним из самых «холодных» городов Земли. Вместе с тем это и самый крупный город мира, расположенный в зоне вечной мерзлоты.Фотографии...

дальше...

Нерюнгри с высоты 26 сент. 2018 г.

Нерюнгри с высоты

Нерюнгри — небольшой город на юге Якутии, на правом берегу реки Чульман. По-эвенкийски его название звучит как Ньируунгра, то есть «река хариусов», но местные жители зовут его ласковым прозвищем Нюрка. Своим появлением город обязан месторождению «чёрного...

дальше...

Как делают локомотивы для РЖД 05 мая 2015 г.

Как делают локомотивы для РЖД

Брянский машиностроительный завод — крупнейшее предприятие отечественного транспортного машиностроения со 140-летней историей. На протяжении всего времени, доминирующими видами продукции стали вагоны и тепловозы. Более 50 лет БМЗ является ведущим поставщиком...

дальше...

Медведев подкинул миллиардеру Якунину еще 64 млрд рублей на "различные проекты" РЖД 02 июня 2015 г.

Медведев подкинул миллиардеру Якунину еще 64 млрд рублей на "различные проекты" РЖД

Российское правительство выделило 64 млрд рублей ОАО "РЖД", внеся соответствующий взнос в уставной капитал компании.Кабмин РФ распорядился выделить компании "Российские железные дороги" 64 млрд рублей, передает Joinfo.ua со ссылкой на официальный сайт...

дальше...

Жители Нерюнгри нанесли на асфальт полный текст «Бородино» 09 сент. 2014 г.

Жители Нерюнгри нанесли на асфальт полный текст «Бородино»

Стихотворение «Бородино» на асфальте в НерюнгриПо инициативе региональной молодежной организации «Молодая гвардия» в городе Нерюнгри в воскресенье, 7 сентября, прошло масштабное мероприятие, посвященное 202-й годовщине Бородинского сражения. Стихотворение...

дальше...

Стальной гигант: в России разработан мощный трехсекционный тепловоз 05 марта 2017 г.

Стальной гигант: в России разработан мощный трехсекционный тепловоз

Специалисты «Брянского машиностроительного завода» создали опытный образец первого в России трехсекционного магистрального грузового тепловоза 3ТЭ25К2М. Его отличными особенностями являются значительная мощность и небольшие эксплуатационные расходы. Об...

дальше...

Царство вечной мерзлоты в Якутске 09 янв. 2020 г.

Царство вечной мерзлоты в Якутске

«Царство вечной мерзлоты» — это уникальный комплекс, представляющий собой огромный нетающий ледник внутри горы. В советское время это место около горы Чочур-Муран использовалась как огромный погреб для хранения продуктов. Туристический комплекс впервые...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 20 янв. 2021 г.