Лад и разлад деревенской жизни



Лад и разлад деревенской жизни Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви и красоты, но весь строй своей гармоничной жизни. В Толковом словаре В. И. Даля слово «лад» толкуется как «мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок». В семьях славянских народов веками жена называла мужа ладо, а муж жену – ладушкой. «Лады», – говорят люди, когда положительно решено благое дело. «Не то хорошо, что хорощо, а то, что ладно», – звучит русская пословица. «В лад да в меру» строилась жизнь русского крестьянина.

На мирный лад настраивает деревенское лето со всеми его трудами и чувствами. Ладятся лето и осень в русской деревне, поскольку всё там напоминает о жизни дедов и прадедов. В сенях дома висят на стенах сани, косы, рыболовные сети, стоят плетёные коробы для сена. И всё это напоминает о былой – богатой и цельной – жизни. В воображении возникают образы из книги Василия Белова «Лад», написанной им о родной Вологодчине…
Но нет. Не в поле хозяева дома, не на ярмарке. Ибо нет здесь уже засеянных полей, не шумит в ближнем селе ярмарка. Только борщевик подступает к самым избам. И стоят они немым укором нам, забывшим свой дом и свой лад.
Последние десятилетия невозможно не думать, не вспоминать о разладе, о трагедии русской деревни первой трети XX века: поругание святынь, раскулачивание трудолюбивых, достойных хозяев – крестьян, отток рабочего народа в города… А умирание деревни в начале XXI века – как мощный финальный аккорд трагедии.
Мы в долгу перед нашей деревней, вскормившей и взлелеявшей десятки поколений наших предков. Расплачиваемся теснотой и маятой в переполненных городах. К примеру, отсутствие натурального молока привело к «измельчанию» молодого поколения. «В молочных продуктах, лежащих на прилавках магазинов, – говорит писатель Александр Арцибашев на очередном заседании Совета по возрождению деревни, – содержится до 60% пальмового масла, которое раньше использовали как смазочный материал в промышленности. Потребление его в пищу, по данным исследований, снижает минеральную плотность костной ткани и накопление костной массы. От этого 90% детей у нас имеют ту или иную патологию».
Обесценился человек, обесценился его труд, обесценился и сам смысл жизни. Куда подевалось ладное обращение друг к другу – по имени-отчеству, которое существовало в крестьянском быту?
Стало модно ругать деревенское, а далее стало модно ругать и всё русское, – мол, отсталое. Но разве могли ругать наши предки своё село, своё Отечество? Они бы сейчас не поняли, о чём мы говорим. Ибо смысл их жизни был в созидательном труде: созидание природы, созидание своего дома и семьи, созидание государства, сохранение духовного и физического здоровья детей, то есть забота о продолжении рода. «Пекись о теле своём, как о храме Божием», – говорит святитель Тихон Задонский.
«Если ребёнок надорвётся, он плохо будет расти. Женщина надорвётся – не будет рожать. Поэтому надсады боялись, словно пожара. Особенно оберегали детей, старики же сами были опытны», – писал Василий Белов. Если же заболевал человек, то отдыхал, как заведено в природе. Современный человек бежит в аптеку. Наши малограмотные деды понимали, то, о чём писал в начале XVI века в своих заметках великий мастер Леонардо да Винчи: «Медицина есть восстановление согласия стихий, утративших взаимное равновесие; болезнь есть нестроение стихий, соединённых в живом организме».
Жизнь вблизи природы сродни молитве, ибо человек повсюду видит созданное Богом благолепие, полный круг годового изменения природы – рождение и увядание, который возвещает и о человеческом рождении и переходе в мир иной. Человек видит всевозможных тварей Божиих, каждым из которых дано Творцом своё предназначение. Пчела старается изготовить мёд – человеку. Лес дарует свои плоды – человеку. Река полна рыбой – для человека. Травы дикие – от всех недугов – для человека растут. Где же ты, человек?
«Всё, что было лишним, – рассказывает в своей книге «Лад» Василий Белов, – или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, – всё это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству». Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного труда, и в тяжёлую военную годину.
Сколько нашествий прошло по тому же Бельскому уезду, где жили столетиями мои предки? Литовцы, наполеоновская армия, фашистские орды. Великая Отечественная война смешала с землёй город Ржев, город Белый. И один Господь знает, как в землянках выживал крестьянский род и вёл партизанскую войну, когда полтора года дни и ночи продолжались бои, бомбили самолёты, хозяйничали фашисты. Какую силу надо было иметь крестьянину, чтобы за послевоенное десятилетие поднять из руин свои сёла и деревни. Уже в 50-е годы прошлого столетия выстроились новые избы с резными наличниками, народились ребятишки, зазвучали песни в той деревне, что недавно ещё была полем боя. Из «неперспективной» деревни вышли будущие учителя, врачи, инженеры, облагородившие своим трудом города. «А что дальше?», – думается в переполненном в «час пик» транспорте, вдыхая прокуренный городской воздух и слыша разрушающую сознание музыку.
В мегаполисе обеднел наш язык. Всё реже дети слышат от мам ласковое: «касатик мой», «родненький», «любимушка», «золотенький», «ягодка моя». Все эти слова навеяны были окружающей природой. Они непереводимы ни на какой другой язык. Они только наши. Чем их заменить в век технического прогресса? Ничем. С этими словами ушли чувства, присущие им, исчезла оберегающая сила этих слов. Потому сегодняшние дети страдают нервными расстройствами, депрессиями, и, что самое угрожающее, склонностью к суициду.
Как тут родиться таланту, когда ничто его не созидает?
«Лён», «лес» – это неисчерпаемые стихии, которые служат почвой для народного искусства и «метят многих людей золотым тавром художественного творчества, – писал в книге «Лад» Василий Белов. – И только в широкой среде таких людей рождаются художники высоты и силы Дионисия или плотника Нестерка, закинувшего свой топор в голубое Онего…».
Единение с окружающим миром было свойственно как крестьянину, так и барину. Ибо откуда такой колорит и лад в «Семейной хронике» С. Т. Аксакова, в «Антоновских яблоках» И. А. Бунина. О романсе П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса» на слова А. К. Толстого, Василий Белов писал: «…этот шедевр дворянской культуры с удивительной точностью отражает состояние типичного для Руси простого нищего-странника, понимающего и чувствующего «И в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду».
Почему же в середине XX века певцов Руси – таких, как Василий Белов, – назвали «деревенщиками»? Значит, и Лермонтов, написавший «дрожащие огни печальных деревень», тоже относится к деревенщикам? А С. Т. Аксаков и подавно.
Да, нам оставлены в старых домах эти косы, сети, сани, русские печи и русские бани от всех недугов исцеляющие.
А ещё нам оставлено живое слово Василия Белова. Его книги – это не просто учебник крестьянской жизни, но пример того, как неленив и любопытен должен быть человек к своей Родине.
Нелепо призывать вернуться к сохе, но возвращение к тому ладу и миру, к национальным устоям, которые созидались в семьях наших недавних предков, всё актуальнее звучит в сегодняшнем мире. «Обожжённая глина, – продолжаю цитировать книгу «Лад», – пусть даже в черепках, сохраняется практически вечно. Может быть без них, без этих черепков, мы были бы более высокомерны по отношению к прошлому и не так самонадеянны по отношению к будущему».
Стремление «в приют спокойствия, трудов и вдохновенья» – не пустая ностальгия. Я знаю десятки прекрасных семей, переселившихся из города в деревню. Дети их занимаются музыкой и рисованием, поют в сельской церкви, побеждают на областных конкурсах и олимпиадах, поступают в лучшие вузы столицы.
Всерьёз тему деревни сегодня поднимает, как ни странно, кинематограф. Такие фильмы, как «Одинокий рай» и «Русский заповедник» Валерия Тимощенко, передают не просто красоту русской деревни, но дают ответы на многие вопросы о духовном смысле жизни.
Надо надеяться на то, что чувство жизни пересилит в нас чувство самоуничтожения. Но чтобы помнить, чтобы уметь сбрасывать мороки бездушия с цепенеющей в мегаполисной круговерти души, нелишне иметь под рукой том с глубоким и честным словом Василия Белова.
ИРИНА УШАКОВА Источник: file-rf.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Глава НАН: белорусы пьют мало молока 16 окт. 2016 г.

Глава НАН: белорусы пьют мало молока

МИНСК, 16 окт — Sputnik. Белорусы потребляют недостаточно молочных продуктов с точки зрения норм потребления пищи, рассказал в эфире телеканала ОНТ председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков.Академик в эфире телеканала рассказал...

дальше...

Мы — не германцы, а славяне! 08 апр. 2015 г.

Мы — не германцы, а славяне!

Последние два века германская часть мира стремится убедить нас в том, что мы являемся ее частью, то есть, как они выражаются, частью Европы, а не «Востока». Они пытаются навязать нам их эгоистичный образ мысли и жизни (германское происхождение имеют не...

дальше...

Мы не германцы, а славяне! 08 апр. 2015 г.

Мы не германцы, а славяне!

Последние два века германская часть мира стремится убедить нас в том, что мы являемся ее частью, то есть, как они выражаются, частью Европы, а не «Востока». Они пытаются навязать нам их эгоистичный образ мысли и жизни (германское происхождение имеют не...

дальше...

Не будем забывать, что мы не германцы, а славяне! 08 апр. 2015 г.

Не будем забывать, что мы не германцы, а славяне!

Последние два века германская часть мира стремится убедить нас в том, что мы являемся ее частью, то есть, как они выражаются, частью Европы, а не «Востока». Они пытаются навязать нам их эгоистичный образ мысли и жизни (германское происхождение имеют не...

дальше...

Больше здоровой пищи стали есть жители Иркутской области, но еще недоедают 11 окт. 2014 г.

Больше здоровой пищи стали есть жители Иркутской области, но еще недоедают

В Иркутской области в последние годы наблюдается рост среднедушевого потребления отдельных продуктов питания, а именно — мяса, молока, яиц, овощей, фруктов. Стабильно потребление картофеля. Отмечается снижение потребления хлеба и хлебобулочных изделий...

дальше...

Завтра в Уфе пройдет большой праздник молока 29 авг. 2014 г.

Завтра в Уфе пройдет большой праздник молока

По словам организаторов, на большом семейном празднике, посвященному молоку и молочной продукции, каждый — от мала до велика — сможет найти себе развлечение: будут работать множество интерактивных площадок, молочная ярмарка, музыкальный фестиваль и настоящая...

дальше...

Песенная война на Славянском базаре 16 июля 2014 г.

Песенная война на Славянском базаре

В холле витебской гостиницы «Двина» горько плачет молодая женщина.- Что случилось?- Я приехала на «Славянский базар», нигде не могу поселиться. А-а-а, - и снова рыдания.- Подождите, никто же не умер и не заболел! Откуда вы?- Из Питера! С четырех утра...

дальше...

Красноярские студенты развесили нижнее белье в маршрутке 06 окт. 2017 г.

Красноярские студенты развесили нижнее белье в маршрутке

Красноярских пассажиров маршрутного автобуса в утренний час пик поразили действия молодых людей, которых затем в социальных сетях назвали студентами. Группа из трех человек, развесила в салоне мокрое нижнее белье.Выложенное в Сеть видео потрясает абсолютным...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 25 сент. 2018 г.