Общее Чаплина и Ходорковского



Общее Чаплина и Ходорковского Рецепт Ходорковского (и далеко не только его одного) для России – "возвращение к европейским ценностям". Чаплин (и далеко не только он один) возражает в том смысле, что возвращаться надо не к Европе, а к своим истокам, да и Европу тоже туда, к ее истокам, вернуть надо.
Это, вообще-то, яркая программа – спасти Европу от Америки и вернуть ее к самой себе. То есть в век, эдак, в 12-й – когда не было еще и духа этого противного Нового времени с его венецианскими ростовщиками (замечание, обнаруживающее знакомство автора не только богослужебной литературой, но и с самим Вильямом нашим, так сказать, Шекспиром) – времени, которое истинную Европу, оказывается, разрушило. По сравнению с этой идеей мечта вернуть Россию в 17-й, последний доевропейский век, еще до того, как петровские реформы разорвали славное течение нашей истории, звучит вполне гуманно: 17-й все же не 12-й.
В общем, как это всегда у чаплиных: хочется и смеяться, и плакать.
Но я хочу сказать сейчас вовсе не о неосуразностях традиционалисткого видения истории. А о том, что моих авторов роднит. А роднит их то, что оба сходятся в желании Россию куда-то вернуть – один к одному, другой к другому.
Здесь не так важно, что возвращаться нам не к чему. Россия как целое никогда не разделяла не то что европейские ценности гуманизма и европейские ценности индивидума, но и европейскую ценность прагматизма. Наше "все пропью – гармонь оставлю" очень далеко от прагматизма. Впрочем и другая наша крайность – жлобизм, далека от прагматики. Более того, вопреки мнению историка от патриархии, европейские ценности католицизма Россия тоже никогда не разделяла. Католицизм хотя и христианство, но христианство особого мирочувствования – мирочувствования, совершенно чужого для русской ментальности. В этом отношении очень показателен исторический эксперимент на Украине. Вроде бы оторвавшаяся в 13-14-м веках от главного ствола русской истории и русского этногенеза часть народа, попав под литовское, а затем под польское влияние, где идея католицизма была в те времена еще весьма горячей и мощной, превратиться в католиков тем не менее не смогла: было в душе волынцев нечто, что сопротивлялось католицизму. Так что вечный страх церкви, что придут ксендзы и всех перекрестят в римскую веру, абсолютно пустой – этого нельзя сделать принципиально: уже приходили, уже пытались, не получается.
Но я отвлекся. Важно здесь другое. Важно, что ни первый, ни второй автор (а вместе они представляют едва ли не всю пытающуюся думать часть нашего народа) принципиально не понимают, что думать надо не о возвращении, не о движении назад, а о движении вперед.
Прошлое дано нам как учитель. Но не как цель.
Тут неважно, что не было в нашем прошлом никогда ничего сверкающе светлого: всегда рядом со светлым было очень много грязи. Важно другое: река истории не может течь вспять. И потому нам не воспоминаниям надо придаваться (на самом деле, это не воспоминания, а фантазии о прошлом), а заниматься творчеством, проектированием.
Увы – сегодня мы не готовы к такой работе, прежде всего, интеллектуально. Все наше социальное творчество немедленно превращается в реконструкцию. Способности к позитивному творчеству мы лишены.
Почему? Потому, что отказались от работы осмысления прошлого. Прошлое для нас либо жупел, либо кумир. Мы о нем либо боимся думать, либо поем ему осанны, и это пение опять-таки не дает нам думать. В результате мы сочиняем разные сказки о прошлом, но самого нашего прошлого не только не понимаем, но и не хотим ни понимать, ни видеть таким, каким оно было на самом деле. А без осмысления прошлого мы не имеем фундамента для строительства будущего.
Вот так мы и оказываемся в положении, когда претенденты в народные поводыри не просто слепы, но еще и безумны: принимают свои галлюцинации за реальность. И маршруты нам предлагают не по реальному миру, а по миру своих фантазий.
И здесь уже неважно, что фантазии одних пахнут рокфором, а других – портянкой. Не в запахе здесь дело, а в том, что и то, и другое – фантазии. А с картой страны хоббитов в туристический поход, скажем, по Алтаю не пойдешь. Других же карт у нас не только нет, но мы и не понимаем, что их нет.
Мы не только утратили различение "хорошо" и "плохо". Мы не различаем сегодня "вперед" и "назад". И поэтому то и дело кричим "Караул!" вместо "Ура!". И опять – здесь неважно, что именно нас пугает: грозные гениталии трансатлантичеких транссексуалов или костры инквизиции.
Мы живем, как во сне. А нам нужно проснуться. Но как можно разбудить спящего, который уверен, что не спит?
Конечно, есть средства. Но о них не хочется и думать
Александр Зеличенко Источник: echo.msk.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Шекспир и марксизм 05 нояб. 2014 г.

Шекспир и марксизм

Не зная терминологии, Шекспир описал упадок феодализма и зарождение капитализма.Если бы вы посмотрели все исторические пьесы Шекспира одну за другой, начиная с «Короля Иоанна» и заканчивая «Генрихом VIII», они сначала показались бы вам драматическим...

дальше...

Ничего личного — новый прагматизм 31 авг. 2014 г.

Ничего личного — новый прагматизм

Люди различаются и уровнем интеллекта и уровнем нравственной чистоплотности. Новая Россия за 23 года родила человека нового типа: бессовестного прагматика, по-своему очень неглупого, умеющего организовывать приток денег в свою жизнь, но с очень узкими...

дальше...

Новая тенденция: русский с русским говорит по-литовски 15 янв. 2014 г.

Новая тенденция: русский с русским говорит по-литовски

Несмотря на ряд исследований, свидетельствущих о том, что русские Литвы гордятся своим происхождением, в стране уже выросло поколение русских по происхождению молодых людей, для которых изъясняться на литовском языке легче, чем на русском.Ученые отмечают...

дальше...

Роскомнадзор обязал сервис знакомств Badoo раскрывать ФСБ данные о пользователях 25 апр. 2017 г.

Роскомнадзор обязал сервис знакомств Badoo раскрывать ФСБ данные о пользователях

Роскомнадзора зарегистрировал сервис знакомств Badoo в реестре организаторов распространения информации (ОРИ). Теперь компания будет обязана хранить данные о действиях пользователей и предоставлять их по требованию Федеральной службе безопасности. В противном...

дальше...

Роскомнадзор обязал сервис знакомств Badoo передавать ФСБ данные о пользователях 25 апр. 2017 г.

Роскомнадзор обязал сервис знакомств Badoo передавать ФСБ данные о пользователях

Роскомнадзора зарегистрировал сервис знакомств Badoo в реестре организаторов распространения информации (ОРИ). Теперь компания будет обязана хранить данные о действиях пользователей и предоставлять их по требованию Федеральной службе безопасности. В противном...

дальше...

Патриарх Кирилл воспротивился бородатым женщинам с «Евровидения» 21 мая 2015 г.

Патриарх Кирилл воспротивился бородатым женщинам с «Евровидения»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал конкурс «Евровидение» противным русской культуре. Об этом, как передает ТАСС из Ульяновска, глава РПЦ рассказал на встрече с участниками движения «Православная инициатива», которые начали организовывать в...

дальше...

Патриарх вручил ключи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке 14 сент. 2014 г.

Патриарх вручил ключи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке

ХАБАРОВСК, 14сен — РИА Новости, Ольга Липич. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился в воскресенье в Хабаровске с пострадавшими в результате наводнения 2013 года, вручил одиннадцати семьям ключи от квартир в новом доме, которые были приобретены...

дальше...

Священник Глеб Якунин: патриарх Кирилл взял функцию КГБ 25 янв. 2014 г.

Священник Глеб Якунин: патриарх Кирилл взял функцию КГБ

В советское время Глеб Якунин был осужден за антисоветскую агитацию и пропаганду. Отбывал срок в Перми-35 (1979–1985 гг.), а затем два с половиной года провел в ссылке в Якутии. Участвовал в работе парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 23 сент. 2018 г.