Прочувствованное единство



Прочувствованное единство
День народного единства долгое время был довольно условным праздником. Фактически всем понятно: вводили его, просто чтобы заткнуть дырку в календаре, образовавшуюся после демонстративной отмены празднования годовщины Великой (при всех сомнениях, бурно рекламируемых во времена Горбачёва и Ельцина, да и сейчас не забытых, это с каждым годом очевиднее) Октябрьской (по юлианскому календарю) социалистической революции.
Более того, даже календарная дата празднования ошибочна: по григорианскому календарю день освобождения Кремля от поляков случился 1-го ноября. Просто в этот день — 22-го октября по юлианскому календарю — праздновали обретение Казанской иконы божьей матери, а поскольку Православная церковь у нас всё ещё пользуется юлианским календарём (и, по-видимому, будет пользоваться им до XXII века, когда разница календарей составит две недели, и можно будет перейти на григорианский, сохраняя привязку праздников к привычным дням недели), то и новый праздник назначили на соответствующий день юлианского календаря, а в XX и XXI веках он приходится уже на 4 ноября григорианского. Так что даже в такой мелочи, как дата празднования, — и то напутали, поскольку привязались не к реальному событию, а к церковному календарю.
Но в этом году русское единство массово осознано как раз в связи с событиями на Украине, ибо идея Украины изначально антирусская. Кстати, в этом году ей исполнилось ровно полтора века. В 1864-м году публицист (а впоследствии ксёндз) Валериан Анджеевич Калинка, разбирая причины очередного провала очередного — в 1863-м — польского мятежа, разгромленного русскими крестьянами почти без помощи регулярных российских войск, провозгласил:
«Между Польшей и Россией живёт огромный народ, ни польский, ни российский. Польша упустила случай сделать его польским вследствие слабого действия своей цивилизации. Если поляк во время своего господства и своей силы не успел притянуть русина к себе и переделать его, то тем меньше он может это сделать сегодня, когда он сам слабый; русин же стал сильней, чем прежде… Контрнаступление Востока на Запад, начатое бунтом Хмельницкого, катится всё дальше, и отбрасывает нас к средневековой границе [династии] Пястов. Окончательный приговор ещё не пал, но дело обстоит хуже некуда.
Как нам защитить себя? чем?! Силы нет, о праве никто не вспоминает, а хвалёная западная христианская цивилизация сама отступает и отрешается… Быть может, в отдельности этого русского (малорусского) народа. Поляком он не будет, но неужели он должен быть Москалём?! Сознание и желание национальной самостоятельности, которыми русины начинают проникаться, недостаточны для того, чтобы предохранить их от поглощения Россией… Пускай Русь останется собой и пусть с иным обрядом, но будет католической — тогда она и Россией никогда не будет и вернётся к единению с Польшей. Тогда возвратится Россия в свои природные границы — и при Днепре, Доне и Чёрном море будет что-то иное… А если бы — пусть самое горшее — это и не сбылось, то лучше [Малая] Русь самостоятельная, нежели Русь российская. Если Грыць не может быть моим, то да не будет он ни моим, ни твоим! Вот общий взгляд, исторический и политический, на всю Русь!»
Разумеется, русины (на западе Руси с давних пор активно использовалось существительное от того же корня, что и прилагательное «русский») того времени действительно желали быть национально самостоятельны — от поляков. Но предложение Калинки сделать их национальностью, самостоятельной от остальных русских, в разное время по разным политическим причинам поддержали сперва австрийцы (им более века — до конца Первой Мировой войны — принадлежала Галичина — восточный склон Карпат, и её использовали как полигон отработки методов психологической и агитационной хирургии), потом ранние большевики. А когда голод 1932–33-го годов наглядно доказал несовместимость украинства с практически полезной деятельностью (как раз рьяные украинизаторы довели положение дел во вверенной им республике до катастрофы куда худшей, чем в остальных частях хлебородной России), в эту затею уже были вложены столь заметные усилия, что публичный отказ от идеи отдельности украинцев изрядно подорвал бы авторитет коммунистической партии. Так и остался раскол русского народа вялотекущей хронической болезнью, пока очередное ослабление союзного организма не повлекло острую её вспышку. Лишь сейчас ход болезни ведёт к распаду её носителя.
Именно в связи с очевидным процессом распада проекта «Украина» возникло множество новых поводов для осознания русского единства.
Кстати, в 1612-м году русское единство было далеко не абсолютным. В частности, среди поляков, сидевших в Кремле, было и немало запорожских казаков (то есть иррегулярных пограничных войск), находившихся тогда на польской службе, и они вовсе не задумывались о том, что они русские: их куда больше интересовала возможность пограбить остальных русских, попавшихся под руку.
Сейчас по мере распада концепции «Украина — не Россия» обостряется осознание единства русских — и в Российской Федерации, и в остальных частях России. В этом году праздник отмечали действительно массовыми мероприятиями самого разного рода. Впервые участвовали в праздновании не только активисты разнообразных движений, позиционирующих себя как русские (а надо сказать, что многие из этих движений — прежде всего так называемые национал-демократы и борцы за выделение Русской республики в составе Российской Федерации — нацелены фактически на ослабление и даже распад России). Впервые в массовых манифестациях участвовали (и насколько я могу судить по теленовостям и отчётам в интернете, участвовали совершенно искренне) вполне рядовые граждане.
К сожалению, я в этом праздновании не участвовал, поскольку находился в отъезде по различным делам. Но оставался бы в Москве — с удовольствием пошёл бы на этот праздник.
Кстати, я в нём уже участвовал в 2009-м году — по приглашению движения «Наши» присутствовал на организованной им манифестации под названием «Все свои», где напоминали, что русский — не происхождение, а воспитание. Я вполне согласен с этой идеей. Более того, пару лет назад я обсуждал этот вопрос с известным теоретиком русских национальных движений Егором Станиславовичем Холмогоровым (я его пригласил к себе на радиопередачу «Беседка» на радиостанции «Комсомольская правда»; пользуясь случаем, рекламирую — по пятницам с 17:05 до 17:58). В ходе беседы о проблемах национального вопроса вообще и русских в частности мы с ним в конце концов пришли к выводу: национализм когда-то возник как национализм крови — своим считался только родственник, только человек того же происхождения; потом его постепенно вытеснил национализм почвы — своими считались все граждане данного региона (именно такой национализм отстаивал, например, Муссолини в Италии до тех пор, пока потребность в помощи от Германии не вынудила его присоединиться к популярной тогда у немцев идее национализма крови); а сейчас магистральное направление — национализм культуры, когда своим считается любой, кто воспитан в одной и той же культуре и живёт по правилам этой культуры (а если он ещё заботится о её развитии — так вообще хорошо).
Русское единство — прежде всего национализм культуры, но как раз события на Украине вновь актуализировали и другие понимания, поскольку украинцы — совершенно несомненные русские и по происхождению, и по культуре. К сожалению, их как раз сейчас усиленно перевоспитывают в антирусских. В частности, именно с этим связаны украинские гонения на русский язык. Но в сложившихся условиях для них вновь актуализировался национализм крови, и только на его основе вновь воссоздаётся ощущение национализма культуры.
На мой взгляд, с учётом всего этого День народного единства сейчас воспринимается прежде всего через призму восстановления русского мира — и как мира единой культуры, и в значительной мере всё-таки как мира единого происхождения (ибо, как выяснилось, борьба с русской культурой вновь актуализировала вопрос единства русского происхождения). Надеюсь, впрочем, что в России, как всегда было в её истории, национализм крови не будет отменять национализм почвы и культуры. В статье «Наша сила — в том, что нас мало. Основная причина преимуществ русской цивилизации перед европейской» я уже писал, почему в России актуален именно национализм культуры. С тех пор у меня было множество поводов утвердиться в этой точке зрения. Среди этих поводов — нынешнее возрождение русского мира и массовое поведение граждан РФ на праздновании 2014.11.04 Дня народного единства.

Анатолий Вассерман Источник: odnako.org


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Все церковные праздники сегодня 29 декабря 2018: какой православный праздник сегодня, 29.12.2018, божественный праздник по православному календарю сегодня, 29 декабря 29 дек. 2018 г.

Все церковные праздники сегодня 29 декабря 2018: какой православный праздник сегодня, 29.12.2018, божественный праздник по православному календарю сегодня, 29 декабря

С календарем больших церковных праздников на 29 декабря 2018 года могут ознакомиться все православные.Также верующие в нем могут посмотреть даты всех христианских событий на последний месяц 2018 года и посты. Эти знания помогут подготовиться к ним заранее...

дальше...

Выпущенный из КГБ ксёндз служит в Вилейке 16 дек. 2013 г.

Выпущенный из КГБ ксёндз служит в Вилейке

Ксендз Лазарь после освобождения из СИЗО КГБ служит в костеле Воздвижения святого креста в Вилейке. Об этом сообщает газета "Наша нiва" со ссылкой на исполняющего обязанности пресс-секретаря Конференции католических бискупов в Беларуси Юрия Санько. В...

дальше...

Православный (Церковный) календарь на 2019 год с праздничными днями и постами 09 янв. 2019 г.

Православный (Церковный) календарь на 2019 год с праздничными днями и постами

В церковном календаре довольно много праздников, даты некоторых из них не являются фиксированными. Знать их необходимо и молодым людям, недавно пришедшим в веру, и тем, кто верует уже несколько лет.В 2019 году православных традиционно ждет 18 праздников...

дальше...

Простые поляки не разделяют русофобской политики Варшавы 08 авг. 2014 г.

Простые поляки не разделяют русофобской политики Варшавы

Позиция официальной Польши по поводу событий на Украине хорошо известна. Вместе с прибалтийскими странами это, пожалуй, наиболее верный слуга Вашингтона, стремящийся не только выполнять все прихоти своего хозяина, но и предугадывать их.Не секрет же,...

дальше...

Крестный ход в честь Казанской иконы Божией Матери прошел в Казани 04 нояб. 2014 г.

Крестный ход в честь Казанской иконы Божией Матери прошел в Казани

(Казань, 4 ноября, «Татар-информ», Максим Кирилов). Сегодня православные христиане отмечают праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. В Казани, для которой праздник является престольным, в этот день прошли божественная литургия в Благовещенском...

дальше...

В День народного единства в Екатеринбурге освящен храм Святой Великомученицы Екатерины 04 нояб. 2014 г.

В День народного единства в Екатеринбурге освящен храм Святой Великомученицы Екатерины

ЕКАТЕРИНБУРГ, 4 ноября. /ТАСС/. В Екатеринбурге сегодня, в День народного единства и праздника Казанской иконы Божьей Матери — небесной покровительницы России, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл освятил купол домовой церкви Святой Великомученицы...

дальше...

Какой православный праздник сегодня 19 декабря 2018: божественный праздник по церковному календарю сегодня 19.12.2018 19 дек. 2018 г.

Какой православный праздник сегодня 19 декабря 2018: божественный праздник по церковному календарю сегодня 19.12.2018

19 декабря 2018 – какой сегодня православный праздник? В этот день Русская Православная Церковь почитает память святителя Николая Чудотворца, которого в народе также называли Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола.Он родился в III веке в римской провинции...

дальше...

В столице Татарстана состоялся общегородской крестный ход в честь Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2014 г.

В столице Татарстана состоялся общегородской крестный ход в честь Казанской иконы Божией Матери

(Казань, 21 июля, «Татар-информ», Екатерина Виславская). В крестном ходе в честь праздника явления Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана приняли участие порядка 2 тысяч верующих.Сегодня православные христиане вспоминают явление в 1579 году...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 18 июля 2019 г.