Артемьев: на орбите фильмы про космос смотрят как комедии

Артемьев: на орбите фильмы про космос смотрят как комедии Олег Артемьев стал самым популярным российским космонавтом-блогером. На протяжении своего полугодового полёта он выкладывал в соцсети фотографии и рассказы о том, как проходит жизнь на МКС. Только в Instagram у него более 120 тысяч подписчиков. Особую любовь интернет-сообщества космонавт завоевал, когда записал видео о том, как делать селфи в невесомости, а его фотографии суперлуния опубликовали многие СМИ. Недавно Олег Артемьев вернулся на Землю и дал эксклюзивное интервью RT.
«Космос - как наркотик. Только вернулся на Землю, а снова тянет к звёздам и в невесомость. Есть чувство, что что-то там не доделал, - мечтательно говорит Олег Артемьев. - Это не передать словами, когда занимаешься любимой работой и имеешь возможность наблюдать за Землёй из космоса. Это такое наслаждение. Я думаю, что любой человек, если бы он знал, что ему предстоит увидеть то, что видел я, и почувствовать то, что я почувствовал, непременно захотел бы полететь на МКС».
При этом космонавт-блогер космонавтом быть особенно и не мечтал, хотя вырос в самом космическом городе - Байконуре. Впрочем, возможно, поэтому и не мечтал: там прекрасно понимали, кого берут в космонавты и какой это труд - летать к звёздам. На космонавтов там смотрели как на небожителей.
«У нас в школе часть ребят хотели быть лётчиками, часть - моряками, а вот стать космонавтами мечтали единицы. Мы же все понимали, что это очень тяжёлая и опасная работа. Для меня это было чем-то недостижимым. Космонавты - они же супер-люди. Мы на их уровень в детстве и взглянуть боялись. У них, казалось, всё самое лучшее. Например, они жили в лучшей гостинице - «Космонавт», и у них в саду были самые вкусные яблоки. Мы в этом не сомневались», - делится воспоминаниями космонавт.
И Олег Артемьев, начитавшись Жюля Верна, влюбился в мореплавание, мечтал открывать новые земли, острова. Но это ему не удалось. Будучи студентом, он попал на экскурсию в корпорацию «Энергия», и подумал, что раз уж моряком стать не получилось, можно попробовать стать космонавтом. Повзрослев, решил взять вершину, которая в детстве казалась недосягаемой.
«Космонавты - они те же моряки. У нас, в принципе, профессия, похожая на моряков-подводников. Такие же проблемы, такая же борьба за выживание, те же системы жизнеобеспечения. Вообще подлодка - как космический корабль, но под водой. Только у подводников, если честно, шансов спастись больше, конечно. Ну, и мы же говорим «космический корабль», именно «корабль». В общем, космонавт - это такой моряк-звездоплаватель», - признаётся Олег Артемьев.
Своего первого полёта «моряк-звездоплаватель» ждал целых 11 лет.
«Конечно, это долго, но это стоит того», - уверен космонавт.
Самое запоминающееся, что с ним случилось на МКС, - выход в открытый космос. У Артемьева их было два. Первый длился семь с половиной часов, второй - больше пяти.
«Мы долго готовились к этому на Земле. Тренировались в гидролаборатории, под водой. Там водолазы тебя опекают, могут помочь, поддержать. Но невесомости там нет, так что под водой, конечно, сложней. А в космосе - только ты и твой товарищ. Там хоть и проще, но гораздо опасней. В принципе, самая опасная работа - в открытом космосе, конечно», - отмечает Артемьев.
У космонавтов и астронавтов огромное количество традиций и суеверий. Но для Олега Артемьева самая главная традиция - всё делать по инструкции и бортовой документации.
«Всё остальное придумывает человек себе сам. В космосе цена ошибки очень высока - это жизнь человека, так что тут уж не до традиций», - говорит космонавт.
Артемьев называет экипаж МКС «бриллиантом международной кооперации».
«Это вам не Земля, там ссориться никак нельзя, - уверяет космонавт. - Так получилось, что я жил в американском секторе. В российском две каюты, а в американском - четыре. И одна из них всегда за российским членом экипажа. Получается, что в космосе у нас полное взаимопонимание и мир со всеми членами экипажа».
Вечерами у космонавтов и астронавтов проходят совместные ужины. Иногда они смотрят кино, порой даже про космос. Только такие фильмы сами космонавты воспринимают больше как комедию. Олег Артемьев вспомнил, как смотрел «Гравитацию» с ребятами, которые строят космические корабли. И такого смеха, по его признанию, он никогда в жизни не слышал.
«Для нас, конечно, много смешных моментов в фильме. Но правда там в том, что это очень опасная работа, и надо иметь трезвый и ясный ум, чтоб выходить из сложных ситуаций», - заметил Артемьев.
Но на самом деле кинопросмотры на МКС - редкость.
«Если в космос полетел, то затем тратить время на фильмы? Я их и дома посмотрю, - говорит космонавт. - На станции всегда много дел. Тут что-то открутилось, тут надо что-то сделать или подготовиться к экспериментам. Ну, или хотя бы заняться поисками лука, который в невесомости так и норовит потеряться. Потом летай, ищи его по МКС. Лук очень тяжело вырастить. Если он попадается на глаза одному из членов экипажа, тот пытается откусить от него кусочек зелени. Приходится прятать, чтоб лук большой вырос. Я четыре раза выращивал, и мы зелень на какие-то праздники съедали. Иногда бывает, что лук исчезает. На станции невесомость и вентиляция. И он раз - и улетел. Потом находишь его случайно где-то, а он уже большой совсем».
Этот выращенный Артемьевым космический лук многие видели на его страницах в соцсетях. На радость поклонникам космонавт даже снял видео про то, как делать селфи в космосе. А ведь до полёта он к соцсетям и не прикасался: «Я никогда не пользовался ими. Казалось, что это отнимает слишком много времени. А в космосе пришлось завести Twitter. Роскосмос дал мне такое задание, можно сказать. Мне много вопросов задавали пользователи. Когда есть время, я отвечал. Сейчас вернулся на Землю, постараюсь отвечать чаще».
Олега Артемьева в соцсетях часто просили сфотографировать российские города. Но это не всегда возможно, поскольку уровень наклона МКС сделать этого не позволяет - большую часть России просто не видно. Но многие помнят его фотографию Балаклавы.
По словам Артемьева, между полётами у счастливчиков есть два с половиной года. Впрочем, порой и пять, и десять лет ждать приходится. В это время космонавты заняты учёбой, каждый зачёт и экзамен надо пересдавать раз в три года, а техника всё время модернизируется, приходится изучать новинки. Артемьев признался, что когда учёные соберутся строить новую станцию, он обязательно попросит, чтоб беговую дорожку разместили у иллюминатора. Тогда можно будет бежать на МКС и наблюдать за Землёй. И для физического здоровья хорошо, и глаз радуется.
Источник: russian.rt.com