США и индейцы: чистка "именем закона"



<a href=США и индейцы: чистка "именем закона"" title="США и индейцы: чистка "именем закона"" /> Чтобы понять интерес США к Украине, достаточно вспомнить, как эта страна несла цивилизацию индейцам.
Много ли мы знаем об индейцах Америки? Тех, в частности, кто исстари жил в западной части Североамериканского континента, ныне представленной на картах мира исключительно как «исконная территория США»?
Если что и знаем, то в основном, конечно, по детским книгам да приключенческим кинокартинам. В нашей стране это были, помнится, фильмы студии «Дефа» (ГДР) с югославом Гойко Митичем в главных ролях (в них он, то Чингачгук-Большой Змей, то Виннету, вождь апачей и т.д.). Вырисовывалась из книг и фильмов нелегкая, но романтическая жизнь краснокожих, героически защищавших свои земли от бледнолицых пришельцев. Не более того.
В действительности же, начиная с 1800 годов и вплоть до нынешних времен, жизнь коренных жителей американского Запада была глубоко трагичной. Преобладала в ней борьба не за выживание даже, а за жизнь - свою, близких, племени. Бледнолицые завоеватели организовали на них настоящую охоту - как на зверей. Называлось это у пришельцев из-за океана просто: завоеванием Дикого Запада.
Насколько он был диким, можно понять, побывав на новой выставке в Строгановском дворце Петербурга - филиале Русского музея. Усилиями самого этого музея и Американского фонда образования и искусства впервые в России представлены уникальные фотографии из Библиотеки Конгресса США. Всего восемьдесят восемь черно-белых фотоснимков, сделанных за период со второй половины ХIХ до первой четверти ХХ веков.
- Основная ценность этих снимков, конечно, историческая, потом уже чисто художественная, - говорит Светлана Зинченко, специалист сектора фотографий Русского музея. - Зафиксировано на них давно ушедшее время, неповторимый колорит быта и самой эпохи коренных американских народов. Теперь ничего подобного там, в США, не увидишь. Американская сторона сама выбирала снимки для этой экспозиции из трех библиотечных фондов: Эварда Кертиса, Джона Грэбилла и издательства Д.Лоуренса - Т. Хаусворта.
Эдвард Шериф Кертис, пожалуй, самый известный из всех фотографов, кто когда-либо снимал индейцев. Он, можно сказать, положил на это жизнь и немалую сумму личных средств. На протяжении трех десятков лет Кертис ездил по западным территориям, входил в доверие к индейцам, их вождям, и снимал, снимал, снимал. «Информацию, которую мы должны сберечь для следующих поколений, следует собрать немедленно, иначе эта возможность будет потеряна навсегда», - писал он, обращаясь к властям. Сфотографировав более 40 тысяч представителей 80 племен, обитавших на Великих Равнинах, Плато, Аляске, юго-западном и северо-западном побережьях, Кертис издал несколько десятков фотоальбомов. Смотришь на его работы, на запечатленные им лица вождей, их жен, матерей, детей, и язык не поворачивается назвать дикарем, например, колоритного в своем одеянии вождя Навахо - такое у того одухотворенное умное лицо, столько благородства в его гордой осанке. А мать с младенцем из племени апсарок - настоящая мадонна, удивительно женственная и мудрая.
Быт их был прост, ничего лишнего. Но вполне достаточен для того, чтобы не чувствовать себя обделенными едой или теплом. Их жизнь подчинялась их же законам дружбы с природой и взаимовыручки. Где не было места подлости и стяжательству. Всё это они с лихвой познали с приходом чужаков.
Те пришли, чтобы «приобщить к цивилизации». Приобщали активно - огнем, мечом и насилием. С непонятливых, ещё живых, снимали на глазах у всех скальп. Тех, кто не желал менять свою жизнь, уходить со своей земли, подчиняться новым законам, сжигали на кострах, рвали на части, привязав к лошадям...
К началу ХХ века «дикарей» на американском западе почти не осталось. А тех, что ещё были, загнали в специально созданные резервации.
Впрочем, американцы никогда не скрывали, каким образом «приручали» они коренные народы к удобной для них, потомков переселенцев из Старого Света, жизни. В той же Библиотеке Конгресса хранятся тома соответствующих свидетельств. Когда в 1803 году началась компания по завоеванию Дикого Запада, вместе с федеральными армейскими отрядами отправлялись в прерии и специально нанятые фотографы, летописцы. Были и географические экспедиции, тоже в основном армейские (или правильней сказать, под контролем военных), где в обязательном порядке присутствовали фотографы. От них требовалось зафиксировать присоединение очередной территории, и то, как стремительно менялась она, конечно, в лучшую сторону, с приходом янки.
Пишу про фотовыставку, совершенно случайно совпавшую с текущими тревожными событиями на Украине, смотрю на лица давно ушедших людей, а думаю о современниках. О тех людях, кто вот так же, как индейцы племен апачи и сиу, лакота и хопи, навахо и многих других, поверил пришедшим к ним евро-американцам, и поплатился за это своей свободой, культурой, традициями. Разве не так случилось в Югославии? Потом в Иране? Затем в Сирии? Сейчас может случиться на Украине. Они везде, эти вездесущие цивилизаторы из США. Им всего и всегда мало.
Создав однажды в своем воображении (и СМИ) образ дикаря-индейца, как наивного и примитивного существа, не способного к обучению, а годного только для обслуживания «дорого дяди Сэма», они никак от него не избавятся. Для них все, кто не с ними - дикари.
Наберите в интернете слово «индейцы США», прочитайте, сколько их осталось после всех «завоеваний» янки. Для примера, индейцев племени колвилл - 193 человека, хоума - 79, меномини - 258...
«Мы учим детей очень патриотической американской истории. А на самом деле это приукрашенная «рождественская» история, далекая от сложных и противоречивых реалий прошлого. Взять, к примеру, взаимоотношения с коренным населением Америки - индейцами. Как это ни обидно, но надо признать, что первые этнические чистки «именем Закона» проходили на американской земле! Тысячи индейцев были изгнаны со своих земель при президенте Джексоне». Это написал Збигнев Бжезинский, известный американский политик польского происхождения. Он всегда считал США мировым гегемоном, отрицая возможность обретения подобной роли другими государствами. Но вот ведь - даже «на старуху бывает проруха». Стоит прислушаться!
Справка «СП»
В резервациях в настоящее время проживает более трети индейцев США. Площадь индейских резерваций составляет два процента территории США. Средний возраст индейцев - 29,7 года (для сравнения, среднестатистического американца 36,8 лет), безработица - 39%, что в пять раз превышает её уровень по всей стране. Чаще всего умирают они от диабета, пневмонии, гриппа и алкоголизма (болезни бедняков).
За чертой бедности по данным на 2009 год (свежее нет) жили 23,6 % индейцев, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 14,3%. Лишь 16 % из них имеют высшее образование (в среднем по стране 28 %).
Ныне в США насчитывается 139 языков индейцев, более половины из них находятся под угрозой исчезновения. В 2009 г. Конгресс США включил в закон о расходах на оборону заявление о принесении официальных извинений индейцам США за «множество случаев насилия, плохого обращения и пренебрежения, которым подвергались коренные народы со стороны граждан Соединённых Штатов». Но были ли эти извинения на самом деле принесены, изменило ли это в лучшую жизнь индейцев, не сообщается.
В тему
Американская телекомпания Fox News на минувшей неделе сообщила, что индейская республика Лакота поддержала жителей Крыма и объявила о своем решении отделиться от США. Один из лидеров племени Пайю Харрис создал уже и собственные деньги для лакота - мазакойны. «В поддержку народа Крыма мы напишем на части из них «Свобода выбора» или что-то в этом роде, - завил Харрис. - Эти деньги дадут нам шанс бороться с американским правительством. Потому что нам больше не нужно будет беспокоиться о долларах, у нас будет своя валюта». Резервация племени остается одним из самых бедных мест на всем североамериканском континенте. Треть домов здесь без электричества и канализации. У многих вместо стекол в окнах натянут полиэтилен. Впервые о своей независимости лакота объявили ещё в 2007 году. Но дальше разговоров тогда дело не пошло. Ведь работы в резервации нет, люди живут (точнее, выживают) на федеральные пособия.
Людмила Николаева Источник: svpressa.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Как живут в далеких бразильских племенах 13 дек. 2017 г.

Как живут в далеких бразильских племенах

Здесь нет смартфонов, интернета, телевидения и банкоматов. Они просто живут в гармонии с природой. Хотели бы так жить?1. Индейцы Бразилии являются исконными обитателями этой страны, жившими на этой территории несколько тысяч лет до прихода европейцев...

дальше...

10 великих цивилизаций, прекративших своё существование 13 сент. 2014 г.

10 великих цивилизаций, прекративших своё существование

Историю человечества можно сравнить с биографией одной семьи — с течением времени одни домочадцы уходят, другие появляются на свет, и каждый проживает жизнь по-своему, оставляя те или иные воспоминания о себе. В случае с глобальной «семьёй» homo sapiens...

дальше...

Демографическая проблема как угроза русской цивилизации 29 нояб. 2013 г.

Демографическая проблема как угроза русской цивилизации

Россия уже больше двух десятилетий находится в состоянии демографической катастрофы, из которой вытекают и многие другие проблемы. Правда, последние новости с «демографического фронта» вроде бы должны вселять надежду. С 2010 года наблюдается рост численности...

дальше...

Древнее оружие Богенбай батыра представят в военном музее в Астане 18 мая 2017 г.

Древнее оружие Богенбай батыра представят в военном музее в Астане

В честь международного дня музея Sputnik Казахстан погрузился в историю подвигов батыров и покажет читателям то, что еще не видели казахстанцы.Однако для начала немного истории. Музей расположился в многофункциональном...

дальше...

Дикая природа и дикие нравы: в чем польза шубы из меха 25 июля 2014 г.

Дикая природа и дикие нравы: в чем польза шубы из меха

Борьба с браконьерством и жестоким обращением с животными часто обладает прямо противоположным эффектом. Борцы с истреблением редких животных часто наносят больший вред природе, чем охотники. Результатом их деятельности может являться не только браконьерство...

дальше...

Съемка гепарда в дикой природе 13 дек. 2016 г.

Съемка гепарда в дикой природе

Съемка дикой кошки — непростое дело. Для этого нужны наблюдения и опыт. Речь идет об африканском гепарде в естественных условиях обитания, т.е. в Африке, а точнее в кенийском национальном парке Масаи-Мара.Для начала вам предстоит выяснить, где живет интересная...

дальше...

Обзор игры «Ведьмак 3: Дикая охота»: карты, деньги и Плотва 08 июня 2015 г.

Обзор игры «Ведьмак 3: Дикая охота»: карты, деньги и Плотва

Можно сказать, что я очень скептически относился к игре «Ведьмак 3: Дикая охота» до того момента, когда смог ознакомиться с ней лично. Всё дело здесь в том, что я не прошёл до конца первые две игры серии, забросив их практически в самом начале, да и книги-первоисточники...

дальше...

Афиша Петербурга: выставка бумажных змеев, австрийское кино и премьера в Михайловском 17 окт. 2014 г.

Афиша Петербурга: выставка бумажных змеев, австрийское кино и премьера в Михайловском

Научиться делать бумажных змеевЦзянсу — провинция в Китае, о её культурном наследии расскажет новая экспозиция Этнографического музея. В рамках культурного обмена между Россией и КНР в Петербург привезут лучшие образцы крестьянской живописи и вышивки...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 14 авг. 2018 г.