Модель семьи: национальные аспекты



Модель семьи: национальные аспекты Можно ли рассматривать возможность внедрения ювенальной практики вне привязки к цивилизационным, национальным, религиозным особенностям конкретной страны? Можно ли механически проецировать один инокультурный опыт на национальную почву? Достаточно очевидно, что дискуссия о возможности и целесообразности внедрения элементов ювенальной юстиции затрагивает фундаментальные, базовые основания жизни человеческих сообществ, истории их развития.
Приведем иллюстрацию различия представлений об иерархичности и ценностной обустроенности семейного института в традиционном прочтении (в котором, как правило, мировые религии этот институт себе представляют как культурно-ценностный институт страны) и представлений о семье в западно-модернистском смысле, который несколько условно можно обозначить как ювенальный концепт семьи (рис. 1).
Модель семьи: национальные аспекты
Модель семьи: национальные аспектыОчевидно, что разница существенна, даже принципиальна, и этот аспект нельзя отбрасывать или игнорировать. Очень важна, как это было видно выше, санкционная тема, потому что не может быть очеловеченности и социализированности поведения без санкционной компоненты как внутри гражданской ячейки, семьи, так и внутри государственных или общественно-опосредованных ячеек. Специфика санкционной компоненты также закладывается религиозными, национальными и цивилизационными традициями страны.
Семья занимает особое место в истории человеческой цивилизации. В ней закладываются основы гражданской и национальной культуры, формируется индивидуальная ответственность, транслируются от поколения к поколению модели социального поведения, осуществляется физическое и духовное воспроизводство человека. Традиционно общество можно рассматривать далеко не только как совокупность индивидов, но и как совокупность семей. В институциональном понимании семья как средоточие и фокус социальных институтов – это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Семью создает отношение «родители — дети», брак становится легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением детей.
Семья в социологической интерпретации – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме.
Концепция семьи обладает своими особенностями в разных религиозных традициях.В христианстве семья считается малой Церковью и важным институтом спасения. Соблюдение семейной иерархии считается столь же обязательным, как и соблюдение церковного порядка. Наказания, в том числе телесные, не запрещаются, напротив, часто поощряются. В православии, как и в католичестве, особым авторитетом обладает отец, однако крайне важна роль матери, которая считается самой почетной для женщины-христианки. В старообрядческих общинах особое внимание уделялось трудовому воспитанию детей.В протестантизме отец обладает исключительным авторитетом и ответственностью, роль матери находится явно на втором плане.
В исламе семья считается тем местом, где растят настоящих мусульман. Дети обязаны почитать родителей наряду с Аллахом, потому что Он через них дал детям жизнь. Особого почитания достойна мать – за перенесенные во время и после родов страдания. Для сына или дочери мнение родителей всегда должно быть приоритетно по сравнению с их собственным, родителям нужно материально помогать, не ставить выше их ни себя, ни кого бы то ни было из родственников и близких, во всем проявлять к ним уважение. Умеренные телесные наказания допустимы к детям старше десяти лет, но предпочтительны все же другие методы воздействия, например запреты.
В иудаизме дети считаются благословением Божьим, к ним принято относиться нежно и с любовью. Обязанность воспитания детей лежит прежде всего на отце. Телесные наказания в целом не поощряются, хотя и признаются, но предпочтение отдается внушению и ограничениям.
В буддизме монашество предпочтительнее семьи, поскольку первое помогает разорвать все земные связи и достичь освобождения. Однако те, кто не чувствует в себе монашеского призвания, должны вступить в брак. В китайском буддизме особо подчеркивается, что смысл семьи – приведение к освобождению своих близких. Особого почитания достойна мать и материнская любовь потому, что она ближе всего к чистой любви или состраданию. Поэтому благородная и самоотверженная любовь матери к детям – это идеал для всех взаимоотношений. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением.
Согласно учению Будды есть пять способов проявления родителями любви к своим детям: уводить их от зла, побуждать их делать добро, обеспечить их образование, устроить им подходящий брак, передать им в свое время наследство. Существует и пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать их, исполнять свои обязанности по отношению к ним, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции, вести себя так, чтобы быть достойными наследства, исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям даже после их смерти. Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. Если же родители не подают детям хороший пример, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.
В индуизме на мужчину накладывается важное религиозное обязательство быть главой семьи, т. е. жениться и родить детей, которые продолжат род и семейные традиции. Обычно более младший смиренно подчиняется старшему, позволяя ему или ей сказать последнее слово. Старший в равной мере обязан пользоваться своей властью справедливо. Старшие дети отвечают за безопасность своих младших братьев и сестер. Споры между детьми улаживаются матерью, но не скрываются от отца. В случае дурного поведения дисциплина восстанавливается отцом. В расширенной семье ответственными за восстановление гармонии являются прежде всего мужчины. Однако любой член семьи, которого это касается, может при необходимости взять на себя руководство.
В конфуцианстве отношения родителей и детей, старших и младших братьев входят в пять важнейших взаимоотношений. У младших есть жесткие обязательства перед старшими, особенно перед родителями, которые называются «сыновней почтительностью» и включают в себя помимо беспрекословного послушания всестороннюю заботу о родителях, а именно: строгое соблюдение этикета, материальную помощь, уход во время старости. Вместе с тем и на родителей возлагаются обязательства перед детьми, в которые входят гуманность, справедливость и снисходительность.
Существуют национально-цивилизационные различия и в философии воспитания детей.
Классическая европейская система предполагает воспитание совести, справедливости, порядочности, доброты, патриотизма, ответственности, трудолюбия, честности, гуманности, бережливости, скромности, дисциплинированности, приверженности принципам демократического гуманного общества. Восточная – акцентирует безыскусность, выдержанность, скромность, застенчивость, стыд, сдержанность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность, молчаливость, вежливость.
То, какое место семья занимает в социализации личности как правило определяется национальными особенностями. Существует три подхода:
1) семья – это большой спаянный клан, в котором человек учится коллективизму и взаимовыручке: у итальянцев, испанцев, греков, цыган, китайцев, японцев, вьетнамцев, индийцев, грузин, армян, латиноамериканских народов;
2) семья – это маленькая общность, в которой человек должен чувствовать себя комфортно и защищено: у американцев, французов, поляков, румын, чехов, лаосцев;
3) семья – это место «жизненного старта», в котором человек должен учиться самостоятельности и независимости: у англичан, австралийцев, скандинавских народов.
Очень существенно представление о роли и авторитете родителей, о семейной иерархии. В подавляющем большинстве случаев самая авторитетная фигура – отец. Как правило, он выполняет функцию добытчика, предоставляя непосредственное воспитание детей матери. Однако у испанцев, голландцев и мексиканцев принято, чтобы отец помимо зарабатывания денег активно участвовал в воспитании ребенка и проводил с ним много времени. Отметим, что при всей авторитетности фигуры отца у итальянцев, испанцев, греков, японцев, турок, иранцев, дравидов, эфиопов крайне высоки авторитет и влияние матери.
Ребенка воспитывают как равноправную с родителями личность американцы, датчане, норвежцы, финны, шведы, испанцы, голландцы, бирманцы. Французы, чехи, греки, эстонцы стремятся воспитать самостоятельную личность, но с уважением к старшим и авторитетам. Большинство азиатских, африканских и латиноа-мериканских народов держат жесткую дистанцию с детьми, стремясь сделать из них послушных и дисциплинированных членов рода и граждан страны. У них чаще всего принято почитание не только родителей, но и старших братьев. Дистанцируются от детей также американцы и англичане с целью приучить детей к полной самостоятельности. У румын, испанцев, итальянцев, евреев, мексиканцев, народов Индонезии существует культ ребенка – он становится центром семьи. У англичан и норвежцев ребенок изначально всего лишь «один из…», у американцев и французов карьера не менее важна, чем ребенок.
К жестким методам воспитания, в том числе и к телесным наказаниям, тяготеют народы мусульманской культуры, к мягким: уговорам и ласке – тайцы и индийцы. Принципиально без телесных наказаний воспитывают детей норвежцы, датчане, финны, шведы, японцы, лаосцы. Американцы, норвежцы, чехи, голландцы считают главным методом воспитания объяснения и подробные разговоры с ребенком. Французы, китайцы, немцы, англичане, японцы – установление четких и жестких правил. Итальянцы, норвежцы, греки, напротив, почти не устанавливают границ с детьми. Лаосцы вообще оставляют детей практически бесконтрольными, предоставляя их самим себе.
У одних народов принято приучать детей к ранней самостоятельности и отделению от родителей (американцы, англичане, немцы, бельгийцы, датчане, шведы, поляки), у других дети долгое время живут с родителями и не отделяются от них (испанцы, голландцы, японцы, корейцы, грузины, мексиканцы). У многих народов приняты пожизненные обязательства перед родителями: кто-то из детей обязательно остается жить с престарелыми родителями (у румын, японцев, бразильцев), у народов конфуцианской культуры уход за родителями – это священная обязанность (у корейцев, китайцев). Отметим, что у ряда восточных народов под влиянием западной культуры начинают изменяться традиционные основы семьи, как это, например, происходит у китайцев.
Таким образом, модель семьи вариативна в различных цивилизациях и странах.
Для арабов, например, неприемлема та свобода, которую дают ребенку скандинавские народы, итальянцам с их клановостью непонятна подчеркнутая независимость от семейных уз у австралийцев и т. д. Поэтому прежде чем осуществлять заимствование каких-либо норм, которые касаются семейных отношений, необходимо принять во внимание насколько схожи семейные модели у страны, которая собирается заимствовать какой-то опыт в сфере семейных отношений, и у страны-«образца», чтобы не получилось концептуального противоречия.
В отношении целесообразности внедрения ювенальной юстиции проблема глубже, чем разница культур. Во всех традиционных моделях семьи присутствует семейная иерархия, предполагающая приоритет прав родителей над правами детей и подчинение детей родителям. Степень этого подчинения, соотношение прав родителей и детей, допустимые методы воспитания и наказания могут быть разными в разных культурах и религиях, однако общий принцип иерархичности остается неизменным.
В ювенальной практике устраняется иерархичность как таковая. Дети не должны подчиняться родителям, родителям крайне сложно применить хоть какие-то методы воздействия на ребенка. Таким образом, речь идет не только об инокультурной модели семьи, но и о качественно другой, отличной от традиционных моделей, точке зрения на отношения родителей и детей. А это радикально и далеко не в лучшую сторону может их изменить, а то и разрушить.
Источник: rusrand.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Китайская цивилизация — между культурой и геополитикой 27 февр. 2014 г.

Китайская цивилизация — между культурой и геополитикой

После выдвижения Си Цзиньпином концепции о «возрождении китайской нации» и достижении «китайской мечты» многие эксперты снова стали обсуждать проблему «китайской цивилизации» в контексте внешней политики Китая. До какой степени традиционная китайская...

дальше...

Духовные лидеры Башкирии подписали Соглашение о сотрудничестве 20 мая 2014 г.

Духовные лидеры Башкирии подписали Соглашение о сотрудничестве

На торжественном мероприятии было озвучено обращение президента Башкортостана Рустэма Хамитова.«В российском обществе традиционные религии способствуют укреплению согласия между народами, духовному совершенствованию людей. Важно, что в решении общественно...

дальше...

Индия: строительство политической цивилизационной нации 13 дек. 2013 г.

Индия: строительство политической цивилизационной нации

Верховный суд Индии восстановил запрет на гомосексуальные отношения в стране. Решение суда поддержали главы религиозных общин. Некоторые из них отметили, что данное решение не подавляет права людей, а утверждает ценности большинства населения страны...

дальше...

"Западных ценностей не существует, а духовные скрепы - от обиды" 04 июня 2014 г.

"Западных ценностей не существует, а духовные скрепы - от обиды"

В течение последних лет в российском обществе идея создания собственной идентичности, следования своему «особому пути», построенная на противопоставлении России европейским государствам и США, стала очень распространенной. О том, как возникают ценностные...

дальше...

"Нас объединит родство по истории". Часть I 02 июня 2014 г.

"Нас объединит родство по истории". Часть I

От национального самосознания зависит будущее народа, само его существование. Об этом мы беседуем с доктором исторических наук, профессором факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, секретарём правления Союза писателей России Сергеем ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВЫМ...

дальше...

Русь и Европа. Ещё раз о варварстве и цивилизации 09 сент. 2014 г.

Русь и Европа. Ещё раз о варварстве и цивилизации

Исторические мифы о высокой западной культуре и русской «отсталости» сложились далеко не сразу. В эпоху Раннего Средневековья картина выглядела откровенно противоположной. Европа в те времена рассыпалась и перемешалась в диком феодальном хаосе. Короли...

дальше...

Духовные скрепы против федерации 07 апр. 2014 г.

Духовные скрепы против федерации

Меня всегда очень веселила фраза "традиционные ценности". Какие традиционные ценности? Списочек пришлите, пожалуйста. Только чтобы именно традиционные, а не языком болтать о каких-то там "духовных скрепах", которые никто нигде никогда не видел. Ну, с...

дальше...

Демографическая проблема как угроза русской цивилизации 29 нояб. 2013 г.

Демографическая проблема как угроза русской цивилизации

Россия уже больше двух десятилетий находится в состоянии демографической катастрофы, из которой вытекают и многие другие проблемы. Правда, последние новости с «демографического фронта» вроде бы должны вселять надежду. С 2010 года наблюдается рост численности...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 21 июля 2019 г.