Религиозные общности в России и нациестроительство

Религиозные общности в России и нациестроительство Российское общество — светское, практикующих верующих в нем немного. Место религиозного сознания, особенно у интеллигенции, занимают оккультные и парарелигиозные представления. Религия в основном воспринимается как национальная традиция, причем для русского народа важность религиозной принадлежности как части идентичности менее существенна, чем для нерусских народов.
Наиболее религиозны протестанты и мусульмане, православные же значительно меньшее значение придают своей вере. Это объясняется ортопраксическим характером ислама и протестантизма (сосредоточенностью не на догматике, а на праведном образе жизни, состоящем из конкретных дел), большей социализированностью протестантских и мусульманских общин, а также этническим возрождением у традиционно мусульманских этносов, где религия играет важную роль, и «нетрадиционностью» протестантизма для российского общества, что способствует приходу в протестантские церкви преимущественно тех, кто искренне убежден в истинности такого выбора и готов выдерживать давление и непонимание со стороны окружающих.

Происходит инкультурация ряда сообществ, бывших только этноконфессиональными. Так, буддизм обретает межэтнический характер благодаря активной включенности в него русских; протестантизм, включивший в себя почти все российские этносы, легко приспосабливается к этническим особенностям малых народов и начинает трудный процесс аккультурации в русский менталитет и культуру.

Создаются и новые этноконфессиональные группы. Народы Северного Кавказа и Крайнего Севера активно включаются в зону влияния протестантизма и создают новые этноконфессиональные сообщества — этнические группы с новыми религиозными связями взамен привычных ислама или языческих верований. Закрытые этноконфессиональные сообщества, похожие на гетто (что тоже — большая проблема для государства), создали мигранты-мусульмане из Центральной Азии и северокавказская диаспора.

Народы Поволжья и Сибири, в меньшей степени — Крайнего Севера, переживая «взрыв этничности», переживают возрождение или создание фактически с нуля языческих верований, которые дают идентичность малым этносам, зачастую враждебную российской гражданской идентичности. Растет влияние салафитского течения в исламе, враждебного как государству, так и традиционным для России мазхабам (религиозно-правовая школа в исламе) и тарикатам (суфийский орден), и выступающего под откровенно сепаратистскими лозунгами.

Важнейшее значение имеет семья — большая часть верующих стали таковыми благодаря своим родственникам, многие из них стремятся продолжить эту традицию, передавая ее своим детям. Однако с преемственностью в большинстве случаев даже у протестантов, наиболее религиозной группы, возникают проблемы — подростки чаще всего уходят из религиозных сообществ.

Из традиционных форм общностей наиболее эффективными в плане объединения активных людей оказываются как этноконфессиональные сообщества и группы типа орденов и братств, так и сообщества неиерархического и сетевого типа. Это показывает две противоположные тенденции в российском обществе — и желание обрести общину, которая давала бы четкую идентичность, понятные цели и защищала бы от остального мира, и желание дистанцироваться от общинного и административного давления и сохранить индивидуальность и анонимность. Сетевая структура показала свою эффективность, в частности, у радикальных салафитов.
Наиболее же распространенная форма — община-приход — находится в кризисе у православных и мусульман, для которых более привлекательны внеприходские братства, и хорошо выстроена у протестантов, где практически в каждой такой общине есть тесные связи между прихожанами и есть возможность для служения, церковного и социального.
Подлинно всероссийским охватом обладают только православные и протестанты, в практике которых есть как сильные, так и слабые стороны.

Православные

К сильным сторонам православных можно отнести:

— православие является традиционной конфессией для государствообразующего русского народа и хранительницей национальных традиций;

— значительно большее число верующих, чем во всех остальных конфессиях;

— наибольшее доверие и поддержка государства, светского общества и представителей других конфессий;

— умение находить поддержку бизнес-сообщества;

— большие материальные ресурсы;

— разнообразная работа с детьми и молодежью;

— привлечение интеллигенции и создание своего собственного слоя образованных людей;

широкое взаимодействие со светскими общественными организациями;

— патриотизм большинства практикующих верующих, которое понимается ими обычно как способствование возрождению сильного православного государства (у консерваторов) или строительство общества с христианскими ценностями и через это — возрождение России как христианской страны (у либералов);

— «почвенническая» ориентация многих православных, совпадающая с политическими предпочтениями большинства населения.

Однако имеются и слабые стороны:

— религиозность и мотивированность большинства православных гораздо слабее, чем у других конфессий;

— социальная структура, которая помогала бы включать каждого новообращенного, пока только создается;

— существует негласное противостояние между высшей церковной иерархией и сообществами мирян, созданных вокруг священнослужителей (в том числе — в силу отсутствия механизмов обратной связи), что вносит раздробленность в структуру организации и подрывает ее авторитет;

— многие православные заражены этнонационализмом, что мало способствует общероссийской солидарности, особенно во многих нерусских регионах, где отношение к православию у этнических элит и интеллигенции — скептическое или резко отрицательное;

— патриотизм православных, в основном направленный в прошлое и попытку его воссоздать, страдает непониманием принципиально новых современных условий, что затрудняет предложение православными реальных социально-политических проектов;

— существует латентный конфликт между православными и активной частью светской интеллигенции, в котором православные далеко не всегда умеют внятно и спокойно объяснить свою позицию и невольно поддерживают имидж верующих как авторитарных мракобесов;

— сращивание высшей церковной бюрократии с властью подрывает ее реальный духовный авторитет и мобилизационный потенциал, хотя никак не влияет на уважение в обществе к Церкви как к оплоту национальной традиции и не ведет к реальной клерикализации государственного аппарата.


Протестанты

К сильным сторонам протестантов относятся:

— наибольшая религиозность, воцерковленность и консолидированность (несмотря на трения между союзами и деноминациями) в сравнении со всеми остальными религиозными группами;

— установка на честный труд и здоровый образ жизни;

— традиция крепких многодетных семей;

— заметное количество активной молодежи;

— сплоченные общины с возможностью быстрой интеграции туда новых людей;

— умение создавать новые этноконфессиональные сообщества, не порывающие с этническими традициями;

— современные методы проповеди;

— широкая благотворительная деятельность;

— наибольшая толерантность к разным этническим группам в сравнении с другими религиозными сообществами;

— патриотизм большинства практикующих верующих, который понимается как строительство общества с христианскими ценностями (часто — с ориентацией на Запад, но с неизменным осуждением размывания там христианской нравственности) и социально ответственного государства.

К слабым сторонам протестантов относятся:

— восприятие светским обществом как «сектантов» и адептов западной (американской) культуры;

— латентные или «горячие» конфликты в регионах с влиятельным православным и мусульманским духовенством;

— конфликтный потенциал в ряде нерусских регионов — обвинения новообращенных протестантов в разрыве с традициями предков, а миссионеров — в подрыве этнической идентичности;

— западническая ориентация в целом, не пользующаяся поддержкой большинства населения;

— до сих пор сильна зависимость от зарубежных (чаще всего американских) идеологов, хотя в ряде случаев она преодолевается, и есть серьезные попытки создать национальное богословие;

— протестанты в целом менее образованы, чем представители других конфессиональных групп (католики и православные) — хотя последние годы активно работает установка на получение хорошего образования;

— патриотизм протестантов, направленный в будущее, страдает пренебрежением историческим прошлым страны, ее традициями и культурой.


Итак, при несомненном консолидирующем потенциале православных и протестантов, и у тех, и у других есть серьезные препятствия к тому, чтобы стать ведущим межэтническим интегратором.
Попытки российской власти сделать ставку на религиозный фактор как объединяющий провальны:
в условиях рыхлой общегражданской идентичности любое искусственное усиление и без того сплоченных общностей со своими ценностями, интересами, особой субкультурой приведет к угрозе для большого и пока инертного сообщества, породит противостояние этих малых групп и/или приведет к возникновению гетто на их основе.

Новая общероссийская гражданская идентичность, проект которой государство еще не предложило обществу, должна строиться на светской основе, объединяющей и верующих, и неверующих. Однако серьезный консолидирующий потенциал религиозных общностей нельзя игнорировать в будущем проекте нациестроительства. Религиозные сообщества можно привлекать к помощи в нравственном воспитании детей, подростков и молодежи, благотворительности и в целом — к объединению активных граждан. Отдельный вопрос — построение отношений с теми религиозными сообществами, которые консолидируют малые этносы и группы часто в ущерб общероссийской идентичности. Здесь необходимо умение государственной власти проводить интеграционную политику без жесткого ущемления этнорелигиозных чувств. В целом привлечение активных верующих к участию в нациестроительстве должно быть на основе уважения к специфике и независимости религиозных институтов.

Оксана Куропаткина Источник: problemanalysis.ru


Похожие новости
В Финляндии численность мусульманской общины превысила количество православных 12 нояб. 2015 г.

В Финляндии численность мусульманской общины превысила количество православных

В Финляндии численность мусульманской общины превысила количество исповедующих православие. Количество мусульман продолжает расти за счет беженцев, пишет Yle. Телерадиокомпания Yle опубликовала статистические данные о вероисповедании жителей Финляндии...

дальше...

Северный Кавказ – объект влияния международного терроризма 16 июля 2014 г.

Северный Кавказ – объект влияния международного терроризма

Отечественные радикальные мусульмане преследуют те же цели, что и исламские радикалы по всем миру, что позволяет говорить об их идеологическом единстве с международным терроризмом. Их основной целью является создание исламского халифата, где стерты все...

дальше...

Молодые мусульмане США и Британии 03 марта 2014 г.

Молодые мусульмане США и Британии

Возможно, вы обратили внимание на то, что немусульманские комментаторы утверждают (иногда с помощью намеков) следующее: хорошо, что мусульмане в Соединенных Штатах и в Соединенном Королевстве в настоящее время менее «этничны», чем раньше. В чей адрес...

дальше...

Чем правоверные мусульмане отличаются от исламистов 30 дек. 2013 г.

Чем правоверные мусульмане отличаются от исламистов

В связи с последними террактами, думаю, что моим читателям будет небезынтересно узнать об особенностях исламских течений. Конечно, мои упрощенный взгляд на движения в мусульманском мире не претендуют на научный труд. Это просто мое понимание ислама,...

дальше...

Верховный муфтий России предложил создать единую организацию мусульман 28 дек. 2015 г.

Верховный муфтий России предложил создать единую организацию мусульман

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин выступил с предложением объединить главные мусульманские организации страны в единую централизованную мусульманскую организацию. На сегодняшний день в России действуют 4 муфтията: Союз мусульман России, Координационный...

дальше...

"Закон об исламе" в Австрии запретил зарубежное финансирование общин 26 февр. 2015 г.

"Закон об исламе" в Австрии запретил зарубежное финансирование общин

По словам одного из главных авторов закона, министра европейских, иностранных дел и интеграции Австрии Себастьяна Курца, закон призван создать "ислам австрийской чеканки".ВЕНА, 26 фев — РИА Новости, Андрей Золотов. Парламент Австрии принял в ...

дальше...

Киев пытается разыграть северокавказскую карту 19 июня 2014 г.

Киев пытается разыграть северокавказскую карту

У идеи признания "геноцида черкесов" появились новые сторонники: 15 июня 2014 года законопроект на эту тему был официально внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины. Инициатором выступил скандально известный украинский политик Олег Ляшко. Проект...

дальше...

Репортаж о жизни мусульман в столице Беларуси 27 дек. 2013 г.

Репортаж о жизни мусульман в столице Беларуси

Каждую пятницу в районе улицы Игнатенко в Минске можно наблюдать оживленное движение. К главной мечети Беларуси, которая строится уже более 10 лет, со всех концов города подтягиваются мужчины. Судя по обрывкам фраз, в большинстве своем - это выходцы...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 08 мая 2021 г.