С мечтой об авианосцах трудно расставаться

С мечтой об авианосцах трудно расставаться Российские адмиралы и кораблестроители не расстаются с мечтой о создании авианосцев для ВМФ и даже авианосных ударных группировок (АУГ), и не одной, а двух-трех, но желательнее, конечно, пяти. Этой болезненно застаревшей теме в который раз была посвящена статья инженера-кораблестроителя Александра Никольского «Российский флот уходит под воду» («НВО» № 41, 08.11.13). Автор статьи с конкретными цифрами в руках доказывает, как дважды два – пять, а не четыре, что вместо 10 атомных подводных ракетных крейсеров (АПРК) за те же деньги можно построить пять авианосцев – по одному авианосцу каждые два с половиной года. А 250–270 многоцелевых палубных истребителей для новых кораблей взять из состава ВВС без ущерба для боевой готовности. Как ни парадоксально, но эта фантастическая, совершенно оторванная от жизни идея вызвала горячий отклик и одобрение некоторых флотских специалистов, в том числе и в среде конструкторов атомных подводных лодок. Хотя они как раз менее всех должны быть заинтересованы в переносе приоритетов в судостроении с подводного флота на надводный. Но неисповедимы пути конструкторов.

Однако вернемся в реальную жизнь и попробуем разобраться в этой проблеме, тем более что ответы лежат на поверхности.

Итак, начнем с вопроса: где строить? В Советском Союзе авианесущие крейсеры («главный калибр» крейсеров – ракеты, а авианосцев – самолеты, получилось ни то ни сё) строили только в Николаеве. И сейчас николаевские корабелы и украинское правительство не откажутся от столь соблазнительного заказа. Вот только специалистов на верфи осталось с гулькин нос.

Если строить на «Севмаше» в Северодвинске, то это означает парализовать выполнение всех остальных заказов на несколько десятилетий. В цехе, где помещается четыре корпуса атомных лодок, едва станет один корпус авианосца. А перегородить на много лет ворота цеха, через которые корабли вывозят в достроечный бассейн, означает вывод цеха из производственного цикла на все время, пока будущий авианосец достраивается на свежем воздухе в осушенном бассейне. Вспомните пример с «Викрамадитья», который почти на 14 лет запер в этом цехе гражданское судно, построенное по коммерческому заказу.

Пойдем дальше. Собрать пять полков палубной авиации не смогли бы и в Советском Союзе. По техническому паспорту на авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» могут базироваться и обслуживаться 16 самолетов Як-41М, которых никогда на нем не было, и 12 Су-27К, а также более двух десятков вертолетов Ка-27РЛД (радиолокационного дозора), Ка-27ПЛО (противолодочной обороны) и Ка-27ПС (поисково-спасательный). А вместо вертолетов надо бы иметь самолеты дальнего радиолокационного дозора и противолодочной обороны. Но их не было.

В составе 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка было 24 самолета Су-33 (Су-27К), к концу 2005 года оставалось 22. Один самолет потерян в катастрофе 17 июня 1996 года и один – в катастрофе 5 сентября 2005 года. Реально же «Кузнецов» отправлялся на боевую службу, имея в своем ангаре еще меньше самолетов.

Защитники авианосцев предлагают сократить заказы на «сухопутные» перспективные самолеты МиГ-29, Су-35, Т-50, а вместо них заказать палубные. Тухачевский тоже предлагал механизировать армию за счет техники времен Очакова и покоренья Крыма. Он плохо кончил. Для пяти авианосцев авиации нет и не будет, так как в ближайшие 10–20 лет необходимо заменять самолеты на более современные в ВВС. ВМФ пока подождет.

Не выдерживает критики и предложение пересадить летчиков ВВС России на палубные самолеты. Сегодня в России палубных летчиков меньше, чем космонавтов. Это «штучный» специалист. Его надо сначала вырастить, а потом на протяжении всей службы поддерживать и совершенствовать его летную подготовку. Он, как врач, должен всю жизнь учиться. И для этого тоже нужны самолеты, тренажерные комплексы – одним словом, учебная инфраструктура на берегу.

Авианосцам нужны еще и базы для стоянки и обслуживания. Для «Кузнецова» построили что-то подобное такой базе в Видяево – с причалом, котельной (для обеспечения плавучего города паром), электроподстанцией. Но простоял «Кузнецов» там недолго. Помимо пара и электричества нужные еще и специалисты. А они ездили в Видяево из Мурманска, вернее, Росты, где находится 35-й судоремонтный завод, – более чем за 100 км. Поэтому подумали-подумали на флоте и перевели «Кузнецов» в Росту – получилось дешевле и для всех удобнее.

В советские времена главным лозунгом Главпура (Главного политического управления СА и ВМФ) был «Первым делом корабли, а причалы – потом». Под причалами подразумевалась вся береговая инфраструктура. С тех пор я не слышал о том, что где-то построили новую базу по последнему слову техники и технологий. Значит, для авианосцев надо создавать новые базы. Это те затраты, которые не предусматривает инициатор чейнджа: десять субмарин на пять авианосцев.

Теперь собственно о самой АУГ. Александр Никольский справедливо заметил, что в составе американской группировки обычно находится пять-шесть кораблей боевого охранения: ракетных крейсеров типа «Тикондерога» и эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк».

В боевом составе российского ВМФ сейчас один тяжелый атомный ракетный крейсер, три неатомных, причем крейсер «Москва» находится в эксплуатации уже 30 лет, и четыре эсминца. То есть кораблей боевого охранения не набирается даже для двух авианосцев. Значит, придется строить.

Ну, а теперь, о самом главном. Ни одна страна в мире, кроме России, не имеет опыта эксплуатации авианосцев в северных широтах. Нельзя взлетать и садиться на обледеневшую палубу. Нельзя колоть лед форштевнем. Многого чего нельзя, даже если очень хочется. Известно, что авианосцы – это оружие нападения, а не защиты. А нападать нам не на кого. Ни в южных широтах, ни в средних. А для охраны наших нефтедобывающих платформ в Арктике, за которую, как предполагают военные эксперты, в скором времени развернется нешуточная борьба, они явно не подходят.

Вот и остается гадать на кофейной гуще, кому же на самом деле нужны эти авианосцы: кораблестроителям – ради выгодных заказов, но они пока и танкерный флот не могут построить. Или сегодняшним капитанам 1 ранга – ради получения в будущем адмиральских погон. Здесь они жестоко ошибаются в расчетах – их уволят в запас по возрасту раньше, чем спустят на воду первый авианосец.

В сухом остатке – неудовлетворенное чувство российского патриота: у американцев 12 авианосцев, а у нас – только один и тот наполовину крейсер. Обидно. Владимир Калинин Источник: topwar.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Там, где рождаются атомные подводные лодки 19 окт. 2018 г.

Там, где рождаются атомные подводные лодки

Самый крупный, самый мощный, самый северный — всё это смело можно отнести к нашему сегодняшнему герою. При этом его можно и дальше хвалить, не останавливаясь. Первая атомная подводная лодка в стране, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая...

дальше...

На «Севмаше» в июле заложат два атомных подводных ракетоносца 29 мая 2014 г.

На «Севмаше» в июле заложат два атомных подводных ракетоносца

Рабочие на верфи завода "Севмаш"19 июля на Северодвинском машиностроительном предприятии будут официально заложены два атомных подводных ракетоносца — проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей», сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники в ОПК. Новые лодки строятся...

дальше...

Трамп пригрозил КНДР атомными подводными лодками США 13 апр. 2017 г.

Трамп пригрозил КНДР атомными подводными лодками США

Фото: U.S. NavyПрезидент США Дональд Трамп просил главу Китая Си Цзиньпиня передать лидеру КНДР Ким Чен Ыну, что к берегам Корейского полуострова направляются «не только авианосцы, но и атомные подводные лодки», передает Yonhap.По данным агентства, Трамп...

дальше...

Видео новости России сегодня 08.04.2015: Премьер Греции едет в Москву; Причиной пожара на атомной подводной лодке «Орёл» 08 апр. 2015 г.

Видео новости России сегодня 08.04.2015: Премьер Греции едет в Москву; Причиной пожара на атомной подводной лодке «Орёл»

Премьер Греции едет в Москву, чтобы сыграть на противоречиях России и Запада 8 апреля в Москве состоится встреча президента РФ Владимира Путина с Алексисом Ципрасом. В ЕС многие с подозрением отнеслись к визиту греческого премьер-министра, опасаясь...

дальше...

В России решили затопить док с горящей атомной подводной лодкой 07 апр. 2015 г.

В России решили затопить док с горящей атомной подводной лодкой

Штаб по тушению пожара на атомной подводной лодке "Орел" принял решение о затоплении дока, чтобы ликвидировать возгорание, заявили в Объединенной судостроительной корпорации."В данный момент идет подготовка к доковыми операциям, то есть подготовка к заполнению...

дальше...

ВМС США получили новую атомную подводную лодку 28 авг. 2016 г.

ВМС США получили новую атомную подводную лодку

ВАШИНГТОН, 28 августа. /Корр. ТАСС Анатолий Бочинин/. Новейшая атомная подводная лодка «Иллинойс», строительство которой обошлось в $2,7 млрд, была официально передана ВМС США. Об этом в субботу сообщило агентство Associated Press...

дальше...

Cтратегический атомный ракетоносец "Князь Олег" заложен на Севмаше 27 июля 2014 г.

Cтратегический атомный ракетоносец "Князь Олег" заложен на Севмаше

СЕВЕРОДВИНСК, (Архангельская область), 27 июля. /ИТАР-ТАСС/. Очередная в серии «Бореев», стратегическая атомная подводная лодка «Князь Олег» заложена в День Военно-Морского флота на крупнейшей оборонной верфи страны — «Севмаше», передает корр. ИТАР-ТАСС...

дальше...

Почему не строятся крейсеры? 14 янв. 2014 г.

Почему не строятся крейсеры?

Обсуждение будущего российского флота происходит по одному и тому же сценарию: ключевой проблемой видится отсутствие верфей. Далее следуют стенания о том, что все верфи, в первую очередь для крупнотоннажного судостроения, остались за рубежом - в Украине...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 15 дек. 2019 г.