Пан Ги Мун: на евробезопасность у ООН времени нет



Пан Ги Мун: на евро<a href=безопасность у ООН времени нет" title="Пан Ги Мун: на евробезопасность у ООН времени нет" /> «На евробезопасность у ООН времени нет» – именно под таким лейтмотивом прошел четырехдневный визит генерального секретаря международной организации Пан Ги Муна в страны Балтии, вызванный обеспокоенностью мирового сообщества продолжающейся эскалацией напряженности в Балтийском регионе. В целом, данное турне по бывшим советским республикам стало явным сигналом о признании зоны неблагополучия в Прибалтике, в котором схлестнулись интересы ЕС, США и России. На прошедшей в конце августа встрече глав трех балтийских государств и США в Вашингтоне был обозначен проамериканский путь дальнейшего развития данного региона. Литва, Латвия и Эстония по результатам встречи пообещали, путем наращивания с помощью американцев военного потенциала, «…продолжать и расширять сотрудничество в регионе Балтийского моря и за его пределами, чтобы строить более благополучное, безопасное и общедоступное будущее». По сути, страны Балтии стали «полигоном» демонстрации военного и политического превосходства США на Европейском континенте. В свою очередь Пан Ги Мун посоветовал прибалтам «сбавить обороты» в слепом стремлении оправдать надежды США в обострении отношений с Беларусью и Россией. Хотя согласно официальному сообщению пресс-службы, в ходе встреч генерального секретаря с руководством Латвии, Литвы и Эстонии были рассмотрены лишь вопросы международной безопасности, роли ООН в разрешении кризисов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, урегулирования замороженных конфликтов, а также обсуждены вопросы кибербезопасности. Однако подтекст этого визита понятен и без слов. Следует иметь ввиду, что в настоящее время практически все усилия ООН направлены на разрешение последствий Арабской весны, прекращение гражданской войны в Сирии и предотвращение назревающего вооруженного конфликта Израиля с Ираном. Еще один очаг напряженности просто неприемлем, тем более в самой Европе. Таким образом, можно сказать, что это больше визит вежливости и посыл прибалтам – «и без вас в мире проблем хватает». Сегодня эпицентр военно-политической напряженности сместился на Ближний и Средний Восток, что создало иллюзию безопасности Европы. Однако военный конфликт 90-х годов прошлого века на Балканах напомнил о том, что война не исчезла с европейского континента и Европа оказалась перед лицом новых угроз и вызовов. Эти печальные события показали, что отдельные европейские страны готовы решать региональные проблемы силами НАТО, обходя выработанные механизмы разрешения конфликтных ситуаций в рамках ООН, оставляя международной организации роль стороннего наблюдателя. При этом ОБСЕ рассматривается лишь как вспомогательный элемент политического давления на отдельные «строптивые» правительства. Для того, чтобы понять нынешнее состояние безопасности в Европе, необходимо еще раз вспомнить о роли, которую этот континент играл в вопросах войны и мира в истории. На протяжении, по крайней мере, последних пяти столетий Старый свет являлся эпицентром самых крупных войн и регионом, страны которого оказывали мощное, часто определяющее влияние на развитие процессов в области безопасности в других частях планеты. Европа стала колыбелью двух мировых войн и театром военного противостояния в годы «холодной войны». Поскольку существующая система европейской безопасности была создана в послевоенное время в условиях противостояния двух блоков, то стремление сбалансировать интересы Востока и Запада без коренного изменения самой архитектуры безопасности сведены к нулю. Она не способна к разрешению возникающих споров, конфликтов и кризисному урегулированию, изжила себя и нуждается в реорганизации. Более того, некоторые ее участники, созданные именно для обеспечения международного мира и безопасности, – ООН, ОБСЕ, а также страны ЕС ушли на второй план, добровольно отдав превалирующее положение в решении важнейших вопросов военно-политическому блоку НАТО. А основной документ, направленный на демилитаризацию континента – Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) – вовсе изжил себя, поставив государства в неравное положение. Так, следует принять во внимание, что страны Балтии и вовсе не присоединились к ДОВСЕ, что позволяет странам НАТО укреплять не только фланги, но и фронтальные группировки войск, принимая в свои ряды новых членов, увеличивая уровни обычных вооружений за их счет. Более того, на территориях новых членов альянса не исключается размещение войск основных стран НАТО и ядерного оружия. Сегодня с молчаливого согласия ООН функции по обеспечению европейской безопасности практически полностью перешли к Североатлантическому альянсу. Таким образом, создавшаяся абсурдная ситуация заставляет страны в целях сохранения мира и безопасности прибегать к использованию инструментов военного блока, имеющего в своем распоряжении только силовые методы разрешения. Существующее положение не может устраивать одного из главных игроков на континенте – Россию, представители которой неоднократно призывали международные институты к необходимости реорганизации архитектуры безопасности в Европе. Так, заместитель министра обороны РФ А.Антонов на заседании Совета Россия-НАТО в мае текущего года заявил: «…Сохранение же фантомов «холодной войны» создает дополнительные трудности на пути формирования неделимой безопасности для всех государств на Евроатлантическом пространстве. Мы просто обязаны найти решения по проблемам, которые нас разъединяют. Это – реализация противоречивого противоракетного европейского «щита», попытки возродить старый ДОВСЕ, продвижение военной инфраструктуры НАТО к российским границам, политика альянса по расширению его членства, использование военной силы в обход международного права». Также глава российского военного ведомства Сергей Шойгу в недавнем интервью программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым» обозначил угрозы для России: «Главный враг – это международный терроризм. Может, это приевшаяся, банальная фраза, но посмотрите, кто воюет в Сирии, в Афганистане, в Мали, в Ливии. Второе – это 2014 год, Афганистан. Третье, это –приближение НАТО к нашим границам». Читай – размещение американских войск и вооружений в Польше и странах Балтии, а также подготовка местной инфраструктуры (портов, аэродромов, транспортной сети) под стандарты альянса. Поэтому нельзя отрицать сам факт наличия реальных причин, способных дестабилизировать ситуацию в Балтийском регионе. Одной из них выступает дальнейшее увеличение количества мероприятий оперативной и боевой подготовки объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО вблизи границ Союзного государства Беларуси и России с отработкой вопросов планирования и проведения стратегической наступательной операции Североатлантического альянса в восточном направлении. В течение месяца, вслед за белорусско-российскими маневрами «Запад-2013» (являющимися антитеррористическими) в акватории Балтийского моря прошли крупномасштабные учения «Стэдфаст Джаз» и «Балтик Хост», давших почву к размышлению о возможных силовых вариантах разрешения противоречий по линии «Восток-Запад». По утверждению военных экспертов, это было первое крупномасштабное скопление военной техники и военно-обученного персонала в Балтийском регионе со времен провозглашения независимости Литвы, Латвии и Эстонии. Международные СМИ заговорили о возвращении эпохи «холодной войны» и несостоятельности существующей системы европейской безопасности в разрешении кризисных ситуаций. Несмотря на опасения российских коллег, руководство НАТО пытается успокоить и заверить в неагрессивной направленности проводимых учений вблизи российских границ, утверждая, что «…учения не направлены против какого-либо конкретного государства и не несут угрозы России». Однако действия натовских стратегов расходятся с их словами: интенсивность оперативной и боевой подготовки ОВС альянса в Балтийском регионе увеличивается, происходит модернизация вооружения и военной техники национальных вооруженных сил Литвы, Латвии и Эстонии, руководство НАТО настаивает на увеличении военных расходов прибалтийских государств до 2% от ВВП. За счет средств альянса совершенствуется военная инфраструктура, расширяются возможности Клайпедского и Рижского портов, вводятся в строй новые военные аэродромы. Более того, вызывает удивление привлечение к военным маневрам наряду с силами обороны гражданских ведомств: департаментов шоссейных дорог и здравоохранения, морских портов и аэропортов, железной дороги и т.п. Куда собрались перемещаться силы НАТО по железным дорогам стран Балтии? И на этом фоне Андерс Фог Расмуссен хочет заверить, чтобы Беларусь и Россия были спокойны? Интересен еще и тот момент, что Североатлантический альянс никогда не оборонялся, он всегда действовал превентивно. Поэтому оборонительная тематика учений – это миф, придуманный для журналистов и населения, построенный на необходимости предупреждения «угрозы с Востока». Вполне очевидно, что милитаризация Европы не способствует укреплению роли ООН как инструмента мира, наносит новый удар по авторитету ОБСЕ, влечет за собой очередной виток недоверия к европейским структурам, в особенности со стороны стран, оставшихся в стороне от интеграционных процессов в Старом свете. Нельзя списывать со счетов и современные тенденции мирового развития, которые накладывают негативный отпечаток на глобальные и европейские процессы, вызывая серьезную тревогу в среде политиков, наблюдающих, как население европейского континента становится заложником чужой игры, когда ставки делаются за океаном, а расплачиваться приходиться европейцам. Вопрос сохранения мира в Европе остается открытым, поэтому не возникает сомнения, что существующая архитектура безопасности не способна адекватно реагировать на современные вызовы. В кратчайшие сроки необходимо принять реабилитационные меры. Прежде всего, одной из приоритетных целей всей Европы, а не только стран ЕС, должно стать усиление роли ООН, обеспечение ее действенными правами для реализации возложенной на нее ответственности. Это должна быть единственная организация, уполномоченная принимать решение о применении силы как крайнего средства, для разрешения международных споров. Поэтому не следует подменять ООН ни НАТО, ни любыми другими военно-политическими блоками. Также понятна и невозможность создания в Европе эффективной системы безопасности без российского участия и ее партнеров, в частности стран ОДКБ. Необходимо изменить статус Российской Федерации в формирующейся системе. Предоставить всем государствам региона, в частности Беларуси и Украине, возможность оказывать влияние на международные политические процессы, происходящие в Европе, с тем, чтобы стать признанными участниками в решении проблем, имеющих судьбоносное значение. Можно предположить, что Пан Ги Мун пытался во время указанного визита в страны Балтии скорректировать внешнеполитическую деятельность своей организации, направить ее на развитие сотрудничества и укрепление безопасности. Однако, прислушается ли Литва к советам южнокорейца и повернется лицом к Европе, став первой из стран Балтии, избранной в Совет Безопасности ООН, либо продолжит отстаивать интересы своего «заокеанского патрона», вопрос остается открытым. Процесс становления системы европейской безопасности не обещает быть простым, необходимо нацелиться на долгую дискуссию. Но, очевидно, что у стран Европы другого выхода нет. И Литва, как член Совета Безопасности, могла бы инициировать эти процессы, обратив внимание ООН на фактическое отсутствие времени для укрепления «треснувшей по швам» евробезопасности. Неверное понимание проблем безопасности, а также недооценка или переоценка угроз и вызовов может губительно отразиться на судьбе не только отдельно взятого государства, но и всего европейского политического пространства. Денис Гайшун Источник: belvpo.com


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
США потребовали от Южной Кореи арестовать брата Пан Ги Муна 21 янв. 2017 г.

США потребовали от Южной Кореи арестовать брата Пан Ги Муна

Правительство США обратилось к властям Южной Кореи с запросом об аресте брата бывшего генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на заявление помощника прокурора Дэниела Ноубла в федеральном суде Манхэттена.Пан Ги Сан...

дальше...

Скользкий Пан Ги Мун 24 февр. 2014 г.

Скользкий Пан Ги Мун

Пан Ги Мун «рулит» ООН с 2007 года. Он был переизбран на должность генерального секретаря всемирной организации в 2011 году. Пан Ги Мун - исключительно карьерный дипломат. Вся его жизнь - блестящий подъём по карьерной лестнице и красные ковровые дорожки...

дальше...

Пан Ги Мун: для кризиса на Украине не существует военного решения 02 сент. 2014 г.

Пан Ги Мун: для кризиса на Украине не существует военного решения

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, обращаясь к руководству стран Запада, в очередной раз подчеркнул, что военного решения кризиса на Украине не существует, передает Agence France-Presse.«Важно, чтобы они понимали, что военного решения в этой ситуации...

дальше...

Бывший генсек ООН Пан Ги Мун вышел из президентской гонки в Южной Корее 01 февр. 2017 г.

Бывший генсек ООН Пан Ги Мун вышел из президентской гонки в Южной Корее

Бывший генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун заявил, что выходит из президентской гонки в Южной Корее. Об этом сообщает агентство «Ёнхап».«Я отказываюсь от своего чистого намерения достичь изменений в корейской политике под моим...

дальше...

МИД РФ рассказал о встрече Лаврова с Пан Ги Муном
28 дек. 2016 г.

МИД РФ рассказал о встрече Лаврова с Пан Ги Муном

Пан Ги Мун и ЛавровГлава российского внешнеполитичского ведомства Сергей Лавров провел телефонные переговоры с генеральным секретарем Организации объединенных наций (ООН) Па Ги Муном, обсудив с ним текущие ситуации в Сирии и на Украине, сообщает пресс-служба...

дальше...

Обама решил попробовать силы в Азии, но корейцы не хотят Пан Ги Муна в президенты 25 дек. 2016 г.

Обама решил попробовать силы в Азии, но корейцы не хотят Пан Ги Муна в президенты

Южнокорейские журналисты внезапно ополчились на действующего генерального секретаря ООН, раскопав сведения о взятках, кои имели место быть в 2005-07 годах. А что ж столько лет молчали?Тут всё просто. Срок его полномочий в ООН истекает 31 декабря. А ещё...

дальше...

Парламент Южной Кореи допустил участие Пан Ги Муна в президентской гонке
30 янв. 2017 г.

Парламент Южной Кореи допустил участие Пан Ги Муна в президентской гонке

Пан Ги МунНациональное собрание (парламент) Южной Кореи сочло возможным выдвижение в президенты страны бывшего генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, несмотря на то, что одна из резолюций Генассамблеи ООН не рекомендует этого. Об этом сообщает...

дальше...

Вашингтон обратился к Сеулу с запросом об аресте брата Пан Ги Муна 21 янв. 2017 г.

Вашингтон обратился к Сеулу с запросом об аресте брата Пан Ги Муна

Американские власти обвиняют Пан Ги Сана в коррупции и отмывании денег.По данным правоохранительных органов, речь идет о взятке в $500 тыс. в ходе продажи во Вьетнаме здания, принадлежащего корейской фирме Keongnam...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 16 авг. 2018 г.