Китайская цивилизация — между культурой и геополитикой

Китайская цивилизация — между культурой и геополитикой После выдвижения Си Цзиньпином концепции о «возрождении китайской нации» и достижении «китайской мечты» многие эксперты снова стали обсуждать проблему «китайской цивилизации» в контексте внешней политики Китая. До какой степени традиционная китайская цивилизация может быть встроена в современные геополитические планы руководства КНР? Идет ли речь исключительно о возрождении китайского культурного проекта, не имеющего к политике и идеологии никакого отношения? Нереализованный потенциал пяти тысяч лет. Когда возрождение? Вопрос далеко не праздный. Если проследить выступления китайского председателя Си Цзиньпина, он неоднократно (в отличие от своих предшественников) упоминал о необходимости «возрождения китайской нации», которая насчитывает 5 тысяч лет истории. Что историческое унижение Китая начинается с Нового времени — эпохи «Опиумных войн» середины XIX в. и неравноправных договоров. За всем эти просматривается даже не раздражение или обида на «коварный Запад», а, скорее, желание показать огромный (по времени и глубине) неиспользованный цивилизационный потенциал, который будет рано или поздно реализован. Причем, по китайским меркам, — очень «рано». Официально названы ориентиры «возрождения» — «цели двух столетий»: столетие образование КПК — 2021 г. и столетие образования КНР — 2049 г. Получается, что на временной промежуток с 2021 — 2049 гг. приходится некая реализация большого «цивилизационного проекта» КНР. Два «культурных айсберга». Никто в мире не возражает против «китайского наступления» в сфере культуры и образования. На наших глазах формируется гигантский «культурный айсберг». Он состоит из пока не очень понятной западному потребителю «подводной» части — традиционной философии и культуры древних династий. Надводная часть более заметна. Это активно продаваемая и рекламируемая группа «китайских брендов» — от образов Великой Стены, до монахов Шаолинь и застывших во времени терракотовых воинов грозного Цинь Шихуанди. Коммерциализация и вестернизация «надводной части» — это закономерное явление, инициируемое китайским руководством. Впрочем, не исключаю, что дело дойдет и до международной пропаганды настоящих раритетов, скажем, трактатов Сунь Цзы и других великих мудрецов и учителей. При этом есть и американский «айсберг» с известными западными стандартами и ценностями, который дрейфует навстречу китайскому. Китайский лидер Си Цзиньпин, возможно, чтобы ускорить сближение, подбросил идею достижения «китайской мечты», явно направленную против мечты американской. Прав был великий политолог Сэмюэл Хантингтон, непрестанно говоривший о «столкновении» США и Китая на цивилизационной основе. Другими словами, в культурологическом смысле имеется два проекта — китайский, очень древний, неторопливый и многослойный и американский — юный (по сравнению с Китаем), напористый, даже нахальный. И кто из них при более тесном контакте останется на плаву, а кто сгинет — большой вопрос. Но что-то мне подсказывает, что сегодня достаточно сильные американские ценности в конечном итоге проиграют бой вечности. Мировой социализм. Возможна ли китайская версия? Однако за культурологическим дискурсом безусловно скрывается и политическая подоплека. Среди ведущих специалистов по Китаю есть несколько мнений относительно идеологической направленности современной китайской цивилизации. Речь идет о «китайском социализме», встроенном за 64 года в китайскую цивилизацию, государство и общество. Если брать временные критерии существования социализма, то для Китая — это миг. Если же смотреть с позиций сегодняшнего дня — это великая «новация», открывшая путь к модернизации Китая. Речь не идет об успехах или трудностях тридцатилетних реформ, а, скорее, о закономерностях формационного процесса. Как в свое время много спорили об «азиатском способе производства», объясняя с марксистских позиций, почему Китай отстал от Запада, так и сегодня спорят об органичности или искусственности социалистической идеи и практики для этого гиганта. Способна ли современная китайская цивилизация «переварить» социалистический опыт, органично приспособив его как неотъемлемую часть себя? Вот вопрос, на который следует искать ответы в практике реформ. Ведущий российский китаист, академик Михаил Титаренко считает, что «Китай объективно выступает продолжателем и носителем новой модели социалистической цивилизации». В более ранних выступлениях по поводу «мягкой силы» он отмечал, что «традиционная культура становится частью комплексной мощи Китая, обеспечивающей… защиту от внешней пропаганды и внешнего проникновения». Известный публицист Александр Проханов, комментируя недавнее интервью Си Цзиньпина в Сочи, заметил, что «все предполагаемые деяния и новации будут заключены в формулу китайского социализма. Слово „социализм“ произнесено им (Си — С.Л.) как ключевое и определяющее. Китай — мировая социалистическая держава…и такой человек, — заключает А.Проханов, — осуществит следующий грандиозный рывок социалистического Китая в мировую цивилизацию». Да, сказано сильно. Ни прибавить, ни убавить. Социалистический «вывих» китайской цивилизации? С другой стороны, известный российский специалист по Китаю Владимир Малявин считает, что «национализм и коммунизм остались эпизодом китайской истории, каким-то ее «вывихом». «Что же касается наличия или отсутствия в современном Китае элементов социализма, — отмечает он, — равно как и их отношения к китайской традиции, то этот вопрос относится к области не научной дискуссии, а публицистики, пропаганды, политической стратегии». Более того, В.Малявин отмечает некие тонкие и не всегда понятные широкому читателю характеристики китайской цивилизации («китайского мира»). Он, в частности, отмечает «ориентацию ее на сообщительность….в виде генеалогических и сетевых структур, по определению рассеивающихся, фантомно-ускользающих, имеющих скорее призрачное, виртуальное существование. Например, „чайнатауны“ — это подлинные форпосты глобального Китая, или закрытые тайные общества. В этом качестве китайский мир, — как отмечает В.Малявин,- составит как бы темную, скрытую параллель формальной и публичной глобальности американского типа». Позиции понятны и несопоставимы. При этом, заметим, что по сути представлены разные методологические подходы определения сути китайской цивилизации — от «левого» (идеологического) до иррационально-культурологического. К слову, в свое время известный востоковед Леонид Васильев написал многотомную историю Востока и историю религий Востока, основываясь исключительно на цивилизационной методологии. Тогда это было модно, интересно и «прогрессивно». Но сегодня другие времена. Сегодня у всех на уме китайское возвышение, которое имеет вполне материальное измерение — в виде возросшей экономической и военной мощи Китая. Геополитика. Возможна ли китайская «морская цивилизация»? Написаны сотни глупых и умных книг, проведены тысячи интервью на эту тему. Но мы и сейчас толком не представляем, в чем, собственно, заключаются тайные геополитические стратагемы Чжуннаньхая. Формально речь не идет о какой-то «готовящейся экспансии» КНР против кого-либо. Проблема носит системный характер. Способна ли китайская (мирная, сухопутная) цивилизация, которая никогда не создавала мировых империй и не вела в качестве агрессора мировых войн, быстро и качественно переродиться в нечто иное, — более жесткую и агрессивную цивилизацию. Известный российский синолог Юрий Галенович дает свою интерпретацию. Он считает, что на примере Китая мы видит начало превращения мирной континентальной цивилизации в «морскую цивилизацию», которая стремиться в будущем доминировать в Мировом Океане. Более того, китайская (желтая) цивилизация уже сегодня направлена против «классической» средиземноморской (голубой) цивилизации, доказывая свое превосходство. В общем, здесь, видимо, имеет место алармистский подход относительно принципа «мира и дружбы» с Китаем. Резюмируя, заметим, что приведенные разноречивые оценки и прогнозы отражают сложную и многовариантную картину китайской цивилизации. При этом, вряд ли КНР сможет радикально изменить свою континентальную суть. Наращивать мощь ВМС, усиливаться как морская держава — это одно. Это в общем нормальное явление. Но менять геополитическое предназначение, это уже другое. Пожалуй, самое сложное измерение китайской цивилизации — ее геополитическая направленность в мире, более известная в СМИ как «китайская угроза». Здесь Китай, не спешащий раскрывать всех своих карт, таит Сергей Лузянин Источник: mgimo.ru


Похожие новости
У терракотовой армии Цинь Шихуанди обнаружились греческие предки 17 дек. 2013 г.

У терракотовой армии Цинь Шихуанди обнаружились греческие предки

Армия императора Цинь Шихуанди, состоящая из тысяч терракотовых пеших и конных воинов, выстроенных в боевом порядке недалеко от гробницы своего повелителя и засыпанных песком две с лишним тысячи лет назад, без натяжки считается одним из самых удивительных...

дальше...

Ученые: Первый император Китая Цинь Шихуанди был одержим поисками “эликсира молодости” 29 дек. 2017 г.

Ученые: Первый император Китая Цинь Шихуанди был одержим поисками “эликсира молодости”

Первый император Китая Цинь Шихуанди практически всю свою жизнь страдал от одержимости, которая касалась поисков “эликсира молодости”. Соответствующие выводы сделали ученые из Поднебесной после ряда исследований и раскопок.В ходе раскопок археологам удалось...

дальше...

Машины для купания XIX-го столетия 03 июля 2016 г.

Машины для купания XIX-го столетия

В XVIII-XIX столетиях, представительницы прекрасного пола не могли, как сейчас, просто раздеться до купальника и нырять в воду. Существовал целый свод правил и этикета, что можно было делать, а чего не следовало.Чтобы женщины имели возможность купаться...

дальше...

Современный дом XIX-го столетия на острове Тасмания 12 июня 2015 г.

Современный дом XIX-го столетия на острове Тасмания

Пусть вас не смущают эти два слова рядом в одном словосочетании. Перед вами действительно полностью современный дом в городке Хобарт, что на острове Тасмания. Просто здание существует еще с позапрошлого столетия.Архитекторам из студии «MG Architechts»...

дальше...

Последний самурай: исторические фото XIX-го столетия 12 апр. 2016 г.

Последний самурай: исторические фото XIX-го столетия

С момента окончательного свержения феодализма в Японии, произошедшем в 1868-м году, постепенно исчезли и самураи. Один из популярных ретро-ресурсов интернета превратил черно-белые снимки в цветные, оживив историю.Конечно, исчезновение самураев произошло...

дальше...

Европа и Россия: убожество философии 31 июля 2014 г.

Европа и Россия: убожество философии

Подкуп западных интеллектуалов и экспорт специфической идеологии - давняя забава российских правителей. Нынешние властители Кремля делают ставку на размер гонораров своим агентам влияния.Для больших завоеваний нужны крупные концепты, мощная идеология...

дальше...

Контуры грядущего — эпоха цивилизаций 28 янв. 2014 г.

Контуры грядущего — эпоха цивилизаций

Архитектуру будущего мира определят пять основных цивилизационных союзов. Мир находится в состоянии качественной реорганизации. Определить ее направленность можно на основе анализа объективных тенденций общественного развития. Именно они позволяют увидеть...

дальше...

Верховная Рада: Европейскую цивилизацию основала великая Украина! 20 мая 2016 г.

Верховная Рада: Европейскую цивилизацию основала великая Украина!

Спикер Верховной рады Украины, выступил с официальным заявлением - поздравляя страну с Днем Европы, он сообщил, что европейская цивилизация основана именно украинцами. Нет, это не шутка и не провокация - слова Андрея Парубя на трибуне парламента цитируются...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 16 мая 2021 г.