Баку планирует еще одну большую железную дорогу

Баку планирует еще одну большую железную дорогу Министры иностранных дел Азербайджана, Турции и Ирана провели на днях трехстороннюю встречу в городе Ван (Турция). Сухие бюрократические отчеты о переговорах, в ходе которых "участники подтвердили приверженность формированию пояса мира, стабильности, безопасности, процветания и сотрудничества в регионе путем дальнейшего укрепления отношений во всех сферах", чуть не утопили едва ли не главный и самый интересный вопрос, который затронули главы внешнеполитических ведомств трех стран. Речь идет о соединении железнодорожных систем Азербайджана, Турции и Ирана путем строительства ветки Нахичевань-Джульфа-Тебриз.
Если конкретизировать, то после завершения строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) на повестку дня встанет прокладка ветки от Карса до Нахичевани и дальше до упомянутых населенных пунктов Ирана. Министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу, комментируя идею соединения железнодорожных систем трех стран, заявил, что реализация этого проекта и дальнейшее налаживание железнодорожного сообщения между странами Азии "позволят создать железнодорожный Великий шелковый путь". "Мы сможем транспортировать грузы от Пекина до Лондона", – сказал глава турецкого МИДа.
По его словам, важную роль в этом глобальном проекте сыграет железнодорожный тоннель "Мармара", который пролегает под Босфорским проливом. "Мармара" функционирует с прошлого года, а вот железнодорожная магистраль БТК будет сдана в эксплуатацию только к середине 2015 года. И это в лучшем случае, поскольку дата завершения строительства переносилась неоднократно из-за того, что при строительстве грузинского участка железной дороги возникали различные проволочки, и нет твердых гарантий, что не будут возникать впредь.
Поначалу строительство БТК планировалось завершить в начале 2013 года. Азербайджан и Турция следовали графику работ. Грузия некоторое время тоже. Однако в дальнейшем стали сказываться сложный рельеф, требовавший дополнительных средств и усилий, политическая нестабильность, а потом и смена власти. Новые грузинские лидеры одно время даже стали подвергать сомнению целесообразность строительства железной дороги БТК. Все сомнения были устранены лишь после встреч на самом высоком уровне. К тому же строительство дороги по грузинской территории осуществлялось, по сути, на азербайджанские средства, которые были предоставлены Тбилиси в виде льготного однопроцентного кредита. Правда, грузинская сторона пыталась сыграть на этом, высказывая мнение о том, что раз железная дорога нужна главным образом Азербайджану, то он и должен финансировать ее строительство без оформлений средств в кредит.
Справедливости ради стоит отметить, что завершение строительства БТК несет в себе некоторые угрозы для грузинской экономики. Неслучайно местные эксперты заостряют внимание на том, что с вводом в эксплуатацию БТК экспортный поток грузов из Азербайджана с грузинских портов Поти и Батуми может быть переориентирован в турецком направлении, и порты лишатся загруженности, а, следовательно, и доходов. Вопрос таким образом переходит в плоскость увеличения экспортных объемов, и стало быть возможного подключения к этому транспортному коридору других восточных стран, например, центральноазиатских.
Бакинский политолог, руководитель Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде, комментируя предложение о соединении железнодорожных систем Азербайджана, Ирана и Турции, сказал "Вестнику Кавказа", что оно будет реализовано не очень скоро. "Встреча министров иностранных дел трех стран стала продолжением контактов в формате трехстороннего взаимодействия, заложенного несколько лет назад и преследующего цель, прежде всего, активизации экономического сотрудничества Азербайджана, Турции и Ирана", – сказал Велизаде. По его словам, проект железной дороги Нахичевань-Джульфа-Тебриз появился неслучайно. Другое дело время и средства для ее реализации. Иран, только-только высвобождающийся от бремени экономических санкций ищет пути и возможности активизации своей внешнеэкономической политики, но у него недостаточно средств для самостоятельного участия в масштабных проектах, а тем более их реализации. При том, Тегеран все еще не выполнил свои обязательства по строительству железной дороги Казвин-Решт-Астара в рамках глобального проекта Север-Юг. "Что касается Азербайджана и Турции, то эти страны, скорее всего, вне зависимости от желания Ирана приступят к строительству железнодорожной магистрали Карс-Нахичевань, но после 2015 года, когда вступит в строй дорога Баку-Тбилиси-Карс", - полагает Велизаде.
По мнению эксперта, этот новый проект потребует немало средств, а реализация затянется не меньше чем на пять лет активного строительства. "Так что, идея, хотя и озвучена и представляет интерес для участников проекта, она все же требует детальной проработки со стороны соответствующих ведомств трех стран. Проектные работы тоже займут время", – сказал Ильгар Велизаде. По его прогнозу, полностью проект может быть реализован ближе ко второй половине следующего десятилетия.
Источник: vestikavkaza.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
НАТО выведет войска по желдороге Баку - Тбилиси - Карс 20 февр. 2014 г.

НАТО выведет войска по желдороге Баку - Тбилиси - Карс

Баку предложил НАТО вывести войска из Афганистана по желдороге Баку-Тбилиси-Карс. Азербайджан предлагает НАТО использовать для вывода своих войск из Афганистана железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, сообщает бакинское информагентство АПА в среду. "Этот...

дальше...

Завершилось очередное заседание Координационного совета по проекту Баку-Тбилиси-Карс 16 авг. 2014 г.

Завершилось очередное заседание Координационного совета по проекту Баку-Тбилиси-Карс

Как сообщает Министерство транспорта, на заседании, прошедшем под председательством министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова и вице-премьера Грузии, министра экономики и устойчивого развития Георгия Квирикашвили, были заслушаны отчеты по проведенной...

дальше...

Завершаются работы на линии Баку - Тбилиси - Карс 30 июня 2014 г.

Завершаются работы на линии Баку - Тбилиси - Карс

Как передает SalamNews со ссылкой на турецкую прессу, в конце текущего года планируется провести испытание, а в конце следующего — 2015 года ожидается запуск железной дороги. Первоначально предполагается обслуживание 1 миллиона пассажиров и транспортировка...

дальше...

Фальстарт Азербайджана: что ожидается в Баку 10 июня 2015 г.

Фальстарт Азербайджана: что ожидается в Баку

В Азербайджане не стихает скандал в связи с закрытием офиса координатора проектов ОБСЕ сразу после визита действующего председателя этой организации в регион. Пока США и ЕС не высказались по поводу закрытия офиса, но молчание ярче всего свидетельствует...

дальше...

Алиев моделирует союз Ирана, Азербайджана и Турции? 05 апр. 2014 г.

Алиев моделирует союз Ирана, Азербайджана и Турции?

Иран, Азербайджан и Турция настроены на то, чтобы найти более благоприятный формат для трехсторонних отношений.В интервью КАВПОЛИТУ главный редактор газеты New Baku Post, политолог Тофик Аббасов рассказал о потенциале трехстороннего сотрудничества между...

дальше...

Президент Азербайджана: "Пришло время, когда мы должны полностью обеспечить нашу транспортную безопасность" - ФОТОСЕССИЯ 23 сент. 2014 г.

Президент Азербайджана: "Пришло время, когда мы должны полностью обеспечить нашу транспортную безопасность" - ФОТОСЕССИЯ

«Уверен, что в результате работы этого порта развитие Азербайджана станет еще динамичнее, в экономику страны будут вложены новые инвестиции, и Азербайджан как транзитная страна еще больше расширит свои возможности».Как передает АПА, об этом 22 сентября...

дальше...

Азербайджан и Грузия: в регионе вместе, в НАТО порознь? 13 сент. 2014 г.

Азербайджан и Грузия: в регионе вместе, в НАТО порознь?

Возможные акценты бакинского вояжа Гарибашвили Нынешний визит в Азербайджан премьер-министра Грузии пришелся на период надежд и ожиданий, связанных с началом участия Грузии сразу в двух важных геополитических проектах: Договоре об Ассоциации с Европейским...

дальше...

Азербайджан подтверждает региональное лидерство 21 авг. 2014 г.

Азербайджан подтверждает региональное лидерство

В Баку родился новый крупный региональный проект. От столицы Азербайджана до грузинской границы будет построена параллельная Великому Шелковому пути платная автомагистраль. Современный автобан вовсе может связать столицы двух государств, если Грузия...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 18 авг. 2019 г.