Религиозно-политическая ситуация современной России



Религиозно-политическая ситуация современной России Неизбежны ли напряжения в отношениях между религиозными общинами в России?
Каждая государственная власть для чтобы быть устойчивой и эффективной должна в главном соответствовать чаяниям и верованиям своего народа. Это соответствие может быть или специально отмечено в конституции государства, или, если не так, то должно присутствовать, так сказать, в духе самой политики этой власти. Если этого нет, то подобная власть, всегда будет ощущаться народом как чужая, как временная, и будет неизбежно порождать все более сильную оппозицию. Этот соотнесение власти с духовным космосом своего народа, нахождение ею своего места в этом идеальном пространстве ценностей и смыслов называется легитимацией власти. Существенную роль в процессе легитимации власти играет ее соотношение с религией своего народа.
Ситуация сложнее когда мы имеем дело с народом, в культуре которого существуют одновременно несколько религий. Так, в России мы имеем четыре так называемых традиционных религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм (хотя их процентное соотношение достаточно неравномерное: христиане (включая православных, католиков и протестантов) – более 80%, мусульман – 6%, буддистов – 0,4%, иудеев – 0,1%). В этом случае говорят о мультирелигиозном обществе, и эту фразу о России, как мультиконфессиональной стране как мантру беспрерывно повторяют отечественные средства информации… Тем не менее, с точки зрения легальности, - не легитимности ! – все, по видимому, обстоит нормально. Россия является светским государством, религия отделена от государства. Государство занимает равноудаленную позицию по отношению ко всем традиционным религиям. В стране господствует религиозный мир.
Хотя, конечно, существуют и некоторые проблемы. Возникают вопросы, на которые нет ответа в публичной политике. В частности, какой религии придерживается президент страны? И не демократичней ли было бы, если бы сменяющиеся президенты принадлежали бы последовательно к разным конфессиям? Какой религии принадлежат храмы в столице? Сколько, в частности, в столице мечетей, и достаточно ли их для обслуживания религиозных потребностей мусульман? Какие религиозные праздники являются нерабочими днями? Почему только Рождество Христово? Возможна ли организация политических партий на конфессиональной основе? А как с образованием, какова роль различных религий в истории и культуре России? Подобные же вопросы ставятся и в субъектах Федерации ? Все эти вопросы, довольно остро поднимаемые время от времени отдельными представителями традиционных религий, создают определенные напряжения во внутренней политике, в целом же, однако, замалчиваются.
Мы обнаруживаем следующий парадокс: лучшим вариантом равноудаленности религий от власти была именно советская тоталитарно-атеистическая политическая система. В ней религия признавалась опиумом для народа, и рост религиозной культуры равномерно сдерживался по всем направлениям. Сегодняшнее же светское государство в России претендует стоять вне религий, но дает им полную свободу развития. Но могут ли свободно существующие общины разных религий находиться в ситуации мирного существования?.. А вся историческая культура «прений о вере»? А миссионерство?.. Каждая религия претендует на истину, на полноту Истины, и считает своим долгом бороться со всякой другой истиной, с другой религией. В сфере религии и веры не может быть мирного существования. Большие религиозные традиции уже давно выработали понятие ортодоксии, как правильного учения о Боге, и правильного же пути религиозного спасения. Всякое отклонение от этого пути, всякая гетеродоксия, осуждается, признается действием враждебных Богу и человеку сил, и полемика с этими отклонениями является чуть ли не главным предметом в религиозных учениях. Религиозная ревность всегда была и будет одной из главных добродетелей. Конечно, ревность «по разуму»: так, христианская ревность не означает, что ее адепты должны гнать и притеснять сторонников других религий. Тем не менее, каждый христианин, по слову апостола Павла, должен «каждому дать отчет о своем уповании», о своей вере, и о том, почему он не принимает веру чужую. Всякая толерантность в этой области традиционно понимается как теплохладность веры, ее несостоятельность. Еще более это относится к другим традиционным религиям… Всякое подобие мира в духовно-идеологической сфере есть или простодипломатический жест, или скрытая «подковерная» борьба, или полемика, еще не развернувшаяся в силу малочисленности своих адептов.
Для христианской религии, для христианской культуры терпимость – не конфессиональная! – а политическая и социальная возможна, и традиционно она основывалась на словах Иисуса Христа «Богу – Богово, кесарю – кесарево». Христианский мир почти всегда жил в условиях разделения двух властей, духовной и политической. Не такова ситуация, например, в исламе. Здесь всякое законодательство может исходить только от Бога. Здесь нет того разделения «двух мечей», светского и духовного, которое мы имеем в христианстве. Власть едина и это есть власть «истинного Бога». Все политические законы должны соответствовать божественным законам, данным в откровении. Всякое отклонение от них есть большой грех для мусульманина. Поэтому, несмотря на то, что отдельные мусульманские государства и имеют демократические правительства, а жители их наделены правом избирать власть, законы Корана остаются определяющими, и в них, в принципе, нет места ни светской власти, ни религиозной терпимости. Фактическое наличие последних есть только знак переходного момента, постоянно осуждаемый сторонниками традиции.
В силу вышесказанного, если не конфликты, то религиозные-политические напряжения между свободно развивающимися религиозными общинами в России неизбежны. И в силу различных факторов, главный из которых, наверное, демографический, эти напряжения будут возрастать. В латентном, тлеющем состоянии они существовали всегда… Придерживаться здесь страусовой политики, не обращать внимания на эту проблему, значит следовать по пути Западной Европы. Последняя несколько десятилетий провозглашала политику мультикультурализма. Европа принимала и продолжает принимать огромные массы населения, в основном мусульманского вероисповедания. Молчаливо предполагалось, что «гости» научатся вести себя по-европейски, жить в соответствии с европейскими ценностями, которые в основе своей ценности христианские. Однако, иммигранты, усвоив поверхностные цивилизационные нормы, получив образование, и сплошь и рядом живя на пособия ЕС, отнюдь не стремятся слиться с коренным населением. Не столько цвет кожи, сколько их религиозно-политические представления заставляют их занимать позицию «несправедливо обиженного, которому все должны», позицию морального верховенства. На фоне предавшей свои христианские ценности Европы, проповедь ислама находит себе много сторонников и среди коренных европейцев. Упорство мусульманской девушки, сидящей за кассовым аппаратом в универсаме, и не желающей снять арабский хиджаб (платок, закрывающий лицо), оказывает большее миссионерское влияние, чем теплохладные регулярные христианские проповеди по телевидению…
В последние годы мы не раз слышали от руководителей европейских государств, что политика мультикультурализма провалилась. Об этом говорили и А.Меркель (2010), и Ф.Саркози (2011) и Д.Кэмерон (2014). Европа пыталась бороться религиозно-культурным выделением мусульманских общин из целого европейской культуры. Так, во Франции и Бельгии, следуя политике толерантности, были приняты законы, запрещающие носить в публичных местах хиджабы, еврейские кипы, сикхские тюрбаны и… христианские кресты. Любопытно, что политика нехристианского прозелитизма очень мало пострадала от этого. В частности, в Европе появились группы мусульман принадлежащих к автохтонному населению Европы. Отмечают, что именно эти группы отличаются особой ревностью. В связи с этим, беспокоит и то, что в отдельных местностях России исламское миссионерство оказывается успешным и среди подростков славянской национальности.
Россия, как мы уже сказали, к сожалению, идет по европейскому пути, ведущему в тупик. На этом пути в жертву молоху толерантности придется принести не только изуверские антигуманные для XXI века обычаи, но и традиционные христианские. Каков же выход? Возможны несколько вариантов:


Наиболее катастрофический, это развал страны по религиозным «квартирам». Федеральное устройство страны может здесь сослужить дурную службу…



Прагматический вариант, про-советский. Религиозные общины свободны, но рост религиозной культуры, - присутствие в СМИ, религиозные политические партии, религиозное образование и т.д., - всячески сдерживается государством. Религию просто не пускают в сферу публичности, она остается частным делом конфессий.

Нужно заметить, что этот лукавый «советизм», хотя и является основным, «стихийно сложившимся» алгоритмом в религиозной политике государства, тем не менее, он неизбежно сталкивается с другими наличными культурно-политическими тенденциями. Может быть, главной и позитивной здесь является ориентация современной российской культуры на библейские ценности, в особенности на традиционную библейскую антропологию, противостояние западной гендерной революции и опасным тенденциям, связанным с развитием современных биотехологий… Этой же ориентации отвечает и сознательное подчеркивание главой государства важности сохранения наших религиозных традиций, как хранительниц основных нравственных ценностей, культурного кода нации и т.д. В своей речи на Валдайском форуме Президент В.В.Путин подчеркивал: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве». Действительно, и в сегодняшней России мы видим, как культурное и религиозное многообразие народов мирно сосуществует в рамках целого государства. Тем не менее, приходится отметить, что чисто прагматический, двусмысленный, по инерции сохранившийся про-советский вариант религиозной политики государства, по существу медленно и неуклонно размывает ориентацию на традиционные ценности, укорененные в религии, и ведет к постепенной легализации всей той культуры, которую сегодня нередко называют «Европейским Содомом». Достаточно упомянуть только что закончившийся конкурс песни Евровидения, на котором победила «бородатая женщина» из Австрии… Как говорится, Фрейд отдыхает…
А что у нас, в России? Несмотря на отмеченный господствующий в отечественной культуре тренд на традиционное, в конце концов, библейское понимание человека, тем не менее, сфера массовой культуры просто «сочится и хлюпает» гомосексуальными аллюзиями, шуточками, которые кажутся столь остроумными нашей артистической тусовке. Не удивительно, что учительскому корпусу страны и родительской общественности едва удалось отбиться от программ сексуального просвещения в школе. Надолго ли?.. К сожалению, даже и политические деятели высшего ранга стремятся подчеркнуть свою толерантность по отношению к болезненным и извращенным явлениям так называемой гендерной культуры… Нужно ясно понимать, что внутри чисто гуманистической парадигмы культуры и соответствующей ей антропологии нет, и в принципе не может быть никаких запретов на извращения человеческой природы. Сегодня уже поднято знамя так называемого трансгуманизма, прямо призывающего к преодолению традиционного, существовавшего всю историю образа человека. Только опора на религиозную антропологию, понимающую человека, как сотворенного по образу Божьему, может остановить это демоническое движение человечества к саморазрушению. России следует здесь от чисто стихийного народного неприятия «гей-парадов», «сексуального просвещения» и прочих прелестей западного ультралиберализма перейти к конкретным идеологическим установкам, закрепить их в конституции, и на основе их строить свою внутреннюю и внешнюю культурную политику. Это естественно подводит нас к позитивному варианту соотношения религии, культуры и политики.


Позитивный вариант состоит в сознательном выборе и провозглашении ориентации государства на традиционные православные христианские ценности. Это не предполагает ни объявления России православным государством, или, даже, православной монархией: речь идет лишь о сознательной артикуляции основной мировоззренческой ориентации, в рамках которой государство будет проводить свою политику; ни преследования представителей других традиционных религий: православие имеет достаточный опыт мирного взаимодействия с исламом, иудаизмом и буддизмом, еще в бытность свою государственной господствующей религией, чего нельзя сказать о других религиях; ни обязательного принятия православия всеми гражданами России: с одной стороны, - с принципиальной! – христианство всегда уважало свободу человека, и насильственное крещение никогда не поощрялось в православной Церкви, с другой, - и так более 80% жителей страны признают себя православными.

Позитивный вариант религиозной политики позволил бы снять то двусмысленной положение в котором христианство существует в современной России. Это позволило бы более честно, ответственно и перспективно отнестись к духовному наследию, переданному нам нашими славными предками. Воспитать нашу молодежь здоровую духом и телом, знающей свои духовные традиции, подготовить ее к новым историческим испытаниям, стоящим на пороге.
Владимир КАТАСОНОВ Источник: riss.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Радикальный ислам обратил в бегство христиан 09 авг. 2014 г.

Радикальный ислам обратил в бегство христиан

В эти дни мир сфокусировался на вооруженном конфликте между Израилем и ХАМАСом. Совет по правам человека ООН и ведущие мировые СМИ критикуют Израиль за "непропорциональное применение силы" и разруху в секторе Газа, но игнорируют гораздо худшие трагедии...

дальше...

К 2050 году число мусульман и христиан сравняется - Pew Research Center 09 февр. 2017 г.

К 2050 году число мусульман и христиан сравняется - Pew Research Center

По прогнозам Pew Research Center в Вашингтоне и Международного института прикладного системного анализа в Австрии, к 2050 году число мусульман (2,8 миллиарда или 30% населения) будет почти равно числу христиан (2,9 миллиарда или...

дальше...

Радикальный ислам в Поволжье и его последствия 23 янв. 2014 г.

Радикальный ислам в Поволжье и его последствия

Главная причина успеха исламского прозелитизма — оторванность русских от своих духовных корней. «Русскими мусульманами» (РМ) в России и других странах СНГ принято называть русских по рождению людей, исповедующих ислам. Точные данные о численности РМ...

дальше...

Христиане  в опасности 28 мая 2014 г.

Христиане в опасности

Папа Римский Франциск совершил паломническую поездку на Святую землю.Несмотря на то, что Папа Франциск отправился в эту поездку прежде всего как паломник, а уже затем как глава государства Ватикан, его политические заявления и оценку ситуации на Ближнем...

дальше...

Буддизм - самая дружелюбная к науке религия? 18 февр. 2014 г.

Буддизм - самая дружелюбная к науке религия?

Пришли печальные новости, любезно предоставленные участниками проекта «Религия и публичная жизнь» (Religion and Public Life Project) исследовательского центра Pew Research Center. Оказывается, существует не только разрыв между демократами и республиканцами...

дальше...

Рождество по Григорианскому календарю наступает для миллионов христиан 25 дек. 2015 г.

Рождество по Григорианскому календарю наступает для миллионов христиан

Праздничные мессы пройдут в трех католических храмах Москвы и других общинах, где по традиции установлены вертепы и ясли.МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Рождество по Григорианскому календарю, который опережает Юлианский на ...

дальше...

Курбан-байрам наступает у мусульман 04 окт. 2014 г.

Курбан-байрам наступает у мусульман

Слово "курбан" происходит от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько «приближение к Аллаху» посредством...

дальше...

В Финляндии численность мусульманской общины превысила количество православных 12 нояб. 2015 г.

В Финляндии численность мусульманской общины превысила количество православных

В Финляндии численность мусульманской общины превысила количество исповедующих православие. Количество мусульман продолжает расти за счет беженцев, пишет Yle. Телерадиокомпания Yle опубликовала статистические данные о вероисповедании жителей Финляндии...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 23 июля 2019 г.