Байкальское кольцо (32 фото)



Байкальское кольцо (32 фото)Как известно, дорог около Байкала немного. Это дикие и впечатляющие места, но в основном не для проезда на автомобилях. Мы же хотели проехать вокруг Байкала именно на машине. И если до Нового Уояна на севере и Улюнхана на юге подходят вполне себе проезжие грунтовки, то между ними уже можно сказать ничего и нет.

Вернее всё-таки есть. Старая дорога, которая была проложена еще во времена строительства БАМа в 1975 году. После окончания строительства потребность в ней отпала. Ёе еще пытались использовать какое-то время для нужд местного населения, но природа забирала своё. Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами… Вот здесь нам и предстояло пройти.



Итак, север Забайкалья, Баргузинский хребет, мощные горные реки, громадные камни и осенние краски непроходимой тайги. Заходить решено было с севера, через Братск. Лил дождь, но Братскую ГЭС мы всё-таки посмотрели. Высота 120 метров, впечатляет, но не как Саяно-Шушенская, конечно.

Байкальское кольцо (32 фото)


Сносная дорога идет до Усть-Кута. Именно здесь оканчиваются маршруты дальнобойщиков. Дальше – уже убитый грейдер. Усть-Кут, место впадения речки Кута в Лену. Здесь я впервые переехал одну из великих рек Сибири. Вообще, здешние поселки и их история – это отдельная тема.

Байкальское кольцо (32 фото)


Но нам нужно дальше. Продолжает идти ливень. Если так пойдет дело, мы не проедем и 10 км по зимнику. Вода поднимается от малейшего дождика и шансы проехать сводятся к нулю.
Вот так мы и мчали по грейдеру вперед, в облака.

Байкальское кольцо (32 фото)


По дороге заезжаем посмотреть на мост БАМа через Кунерму. После того как здесь пробили Байкальский тоннель, мост забросили. Вот так он и стоит, еще хорошо сохранившийся, не смотря на сейсмоактивность в 8-9 баллов. Умели строить.

Байкальское кольцо (32 фото)


А на утро мы уже были в начале зимника. Предстояло пройти самый сложный участок – реку Срамная. Камни, вода и еще раз камни.

Байкальское кольцо (32 фото)


История этой дороги такова. В середине 70-х годов стройка БАМа как раз проходила на севере Байкала. Зимой 1975 года ледовая дорога по озеру подвела, лед был недостаточно крепким. Решено было строить временную дорогу. Основная цель – перевезти массу грузов до перевалочной базы – Уояна. Оттуда они шли на будущую магистраль и каскады врезавшихся тогда тоннелей.

Тогда проектировщики предложили четыре варианта трассы автодороги Тазы-Уоян, но нужно было выбрать самый оптимальный и с наименьшими затратами. После тщательного обсуждения выбрали самый короткий, наиболее приемлемый вариант – Баргузинский. Эта автотрасса пролегла в горном, вечномерзлотном краю со сложным рельефом: серпантином подъемов, обходами крутобоких увалов и отрогов, многочисленными горными реками с обрывистыми берегами. В конце декабря там обычно начинают появляться наледи, изрядно потрепавшие нервы строителям-первопроходцам…

Мы ехали и не представляли себе как можно было за несколько месяцев в суровейших зимних условиях Забайкалья, среди гор и тайги проложить дорогу, по которой в дальнейшем проезжало по 70-80 грузовиков день?

Байкальское кольцо (32 фото)


Но время дает о себе знать. Реки здесь способны размыть что угодно.

Байкальское кольцо (32 фото)


Порой прижимы кое-где еще сохранились.

Байкальское кольцо (32 фото)


Где-то же приходилось буквально пробиваться. Сложно даже представить себе эту реку во время паводка, способную с легкостью вырывать такие деревья и ворочать камни в несколько тонн.

Байкальское кольцо (32 фото)


Порой неясно было, то ли русло вот оно рядом, то ли ты едешь прямо по нему.

Байкальское кольцо (32 фото)


Но вот вершина перевала. Тут Срамная уже совсем не срамная. Вокруг снежные шапки гор, прохладно, буйство красок.

Байкальское кольцо (32 фото)


Кое-где еще висят знаки. Знаки того самого зимника. Сюрреалистическое зрелище.

Байкальское кольцо (32 фото)


Мы в долине реки Светлая. Она действительно светлая – спокойная и прозрачная вода.

Байкальское кольцо (32 фото)


Снова брод. Ходим, смотрим, намечаем траекторию.

Байкальское кольцо (32 фото)


А потом проводка. Буквально по сантиметру. Не всегда с берега видно какой камень ждет на глубине.

Байкальское кольцо (32 фото)


Не на глубине местами тоже было хорошо. Объясняем как проходить, следующему экипажу уже легче.

Байкальское кольцо (32 фото)


И вот оперативный простор. С одной стороны каменные оползни, с другой горные склоны в лиственницах. Здесь мы встаем дневкой. Холодно, зато хариус вполне ловится. Вокруг на пару сотен километров ни души.

Байкальское кольцо (32 фото)


Ночью уже устойчивый минус, мы на высоте примерно в 1000 м. Осень в разгаре.

Байкальское кольцо (32 фото)


Иногда нам попадались серьезные мосты. Прямо в тайге. Без каких либо подъездов и съездов с них. Видимо их привезли сюда вертолетом, хотели укреплять дорогу, но в итоге они так и остались здесь навсегда.

Байкальское кольцо (32 фото)


Проезжаем крепкие, грубые домики из лиственницы – это зимовье. Охотникам и промысловикам где-то нужно пережидать непогоду и согреваться, вокруг никакого жилья нет.

Байкальское кольцо (32 фото)


Небольшие озера. Вполне вероятно, что зимой они промерзают до дна – здесь нередки морозы под -50.

Байкальское кольцо (32 фото)


А вот и единственный сохранившийся километровый столб. Именно из-за него дорогу и прозвали «110-й зимник».

Байкальское кольцо (32 фото)


Взбираемся на перевал, высота 1500 метров. Где-то впереди река Баргузин.

Байкальское кольцо (32 фото)

Байкальское кольцо (32 фото)


Баргузин сейчас неглубокий, с водой нам повезло. Но траекторию приходилось всё-таки выбирать.

Байкальское кольцо (32 фото)


Снова долина. Это уже заповедник. Медведи, изюбри, росомахи… говорят совсем непуганные здесь.

Байкальское кольцо (32 фото)


Ну а впереди уже недалеко была цивилизация. Встречаем последнее зимовье…

Байкальское кольцо (32 фото)


Проезжаем последний брод через Баргузин. Совсем не глубоко, но чувствуется напор. Здесь после долгих дождей машина просто всплывает и её сносит по течению…

Байкальское кольцо (32 фото)


… впереди была живописная Баргузинская долина…

Байкальское кольцо (32 фото)


… были буддийские храмы…

Байкальское кольцо (32 фото)


… был и Байкал. Но это уже совсем другая и всем известная история. Мне же Байкал запомнится этой дорогой, суровыми, глухими и потрясающе красивыми местами. Всё-таки у нас великая страна, жаль мы часто не понимаем этого.

Байкальское кольцо (32 фото)







commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Саяно-Шушенской ГЭС 09 сент. 2014 г.

Саяно-Шушенской ГЭС

Саяно-Шушенская ГЭС во многом «самая-самая». Это самая крупная по мощности (6400 МВт) ГЭС в России и 7-я среди действующих в мире. Здесь расположена самая высокая плотина в стране (245 метров), которая перекрывает одну из самых величайших рек России и...

дальше...

Завершена проходка второго Байкальского тоннеля на ВСЖД 06 марта 2018 г.

Завершена проходка второго Байкальского тоннеля на ВСЖД

Проходка второго Байкальского тоннеля — важнейшего объекта программы модернизации БАМа и Транссиба — завершена 5 марта 2018 года. Как 6 марта сообщает пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги, тоннелестроители прошли 6682 ...

дальше...

Амнистия освободила двух осужденных по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 26 мая 2015 г.

Амнистия освободила двух осужденных по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС

Отменены приговоры на условное лишение свободы.Абакан, 26 мая. Под амнистию в связи с 70-летием Великой Победы попали двое осужденных по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшей в августе 2009 года. Сегодня Верховный суд Хакасии, рассмотрев...

дальше...

Завершилось восстановление Саяно-Шушенской ГЭС 12 нояб. 2014 г.

Завершилось восстановление Саяно-Шушенской ГЭС

Вид с гребня плотины Саяно-Шушенской ГЭСПрезидент Россия Владимир Путин в среду, 12 ноября, в режиме видеоконференции принял участие в запуске последнего из 10 гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, которые были полностью обновлены в ходе восстановительных...

дальше...

Браконьеры уничтожили 6 из 8 барсов в Саяно-Шушенском заповеднике 12 авг. 2014 г.

Браконьеры уничтожили 6 из 8 барсов в Саяно-Шушенском заповеднике

Единственная в Западном Саяне популяция снежного барса (ирбиса), обитающая на территории Саяно-Шушенского заповедника в Красноярском крае, оказалась на грани уничтожения. Новое начальство расформировало в заповеднике отдел, охранявший ирбисов, уволив...

дальше...

В Саяно-Шушенском заповеднике котята ирбиса вышли на охоту 28 окт. 2014 г.

В Саяно-Шушенском заповеднике котята ирбиса вышли на охоту

Саяно-Шушенский заповедник опубликовал новые факты из жизни группировки снежного барса. По итогам проведенных учетных работ численность группировки в заповеднике по данным на конец октября составляет 7 особей — три взрослых самца, 1 самка и три пятимесячных...

дальше...

"Золото" БАМа. Как завершали последнюю великую стройку СССР 02 окт. 2014 г.

"Золото" БАМа. Как завершали последнюю великую стройку СССР

1 октября 1984 года было торжественно уложено «золотое» звено Байкало-Амурской магистрали.От скепсиса Гайдара до оптимизма ПутинаБайкало-Амурской магистрали выпала особая судьба. БАМ стал последним из крупных инфраструктурных проектов времён Советского...

дальше...

Каскад Вилюйских ГЭС: «бриллианты» энергетики Якутии 17 нояб. 2017 г.

Каскад Вилюйских ГЭС: «бриллианты» энергетики Якутии

Каскад гидроэлектростанций на реке Вилюй расположен в сотне километров от города Мирный, почти в тысяче от Якутска и в четырех тысячах километров от Москвы. Расположенные на притоке Лены две станции своими масштабами далеки от всемирно известных гигантов...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 20 июля 2019 г.