В Екатеринбурге завершился театральный фестиваль "Коляда Plays"



В Екатеринбурге завершился театральный фестиваль "Коляда Plays" Гран-при завоевал моноспектакль, который поставила и сыграла Николь Контолефа (Нью-Йорк) по пьесе Александры Чичкановой «Я — это я».
Лучшим режиссером признан Илья Ротенберг из томского ТЮЗа («Как я стал» Ярославы Пулинович). Актерские призы получили Августа Кленчина из Вологды («Вперед и с песней!» Александра Найденова), Сергей Федоров («Концлагеристы» Валерия Шергина в «Коляда-театре» и "Сатори" Константина Костенко в Свердловской музкомедии и Центре современной драматургии), Игорь Кудрявцев и Леонид Окунев (лучший актерский дуэт в спектакле тюменского театра «Ангажемент» «3 в 1» Николая Коляды).

Лучшим детским спектаклем назван "ПапаМучительная-папамУчительная сказка" по пьесе Дмитрия Войдака (Омск). Лауреат приза «Надежда» — «Однажды все мы будем счастливы» Екатерины Васильевой в екатеринбургском молодежном театре-студии «Галерка».

По просьбе «РГ» о своих фестивальных впечатлениях рассказывают Игорь Витренко из Рязани и Никита Плеханов из Тюмени — преданные театральному делу люди.

Игорь Витренко, драматург: Зачем в театр приходят с цветами

Пожалуй, главный вывод, который я сделал из своей поездки на фестиваль «Коляда Plays»: профессиональный театр, как творческая организация, о которой мечтал и которую делал Станиславский в начале XX века, возможен и сейчас. И это удивительно. Актеры! Прекрасные, востребованные актеры «Коляда-театра» не задирают перед тобой нос и не разыгрывают актер-актерычей, не говорят с тобой «поставленными» голосами и не делают театральных жестов.

Ведущий актер театра Олег Ягодин в недавнем интервью на вопрос «Чем актёры вашего театра отличаются от других?» ответил: «Всем. Тем, что они меньше всего похожи на актёров. Это Коляда, его фишка. Кинорежиссер Андрей Прошкин сказал: “У вас замечательная труппа „антиМХАТ“. Ни по кому из нас не понять, что мы актёры какие-то”. Подтверждаю: так и есть.

Станиславский писал о ком-то из актеров МХТ: “Сегодня он играет большую роль в „Царе Федоре“, а назавтра в „Чайке“ изображает сверчка за сценой”. Я думал, что сегодня такое возможно только в любительских театрах.
Но в “Коляда-театре” сегодня Олег Ягодин выходит Стэнли Ковальским в “Трамвае Желание”, а назавтра — Лениным в “Группе ликования” (один выход в конце спектакля). И это не единичный пример. Я не могу представить себе “премьера” какого-нибудь академического театра, “опустившегося” до такого.
Это счастье — видеть столько молодых (и дело не в возрасте), живых людей, влюбленных в дело, которым они занимаются. Так что спасибо “Коляда-театру” за обретение веры в профессиональный театр.

До Екатеринбурга я часто задавался вопросом: с чего вдруг люди приходят в театр с цветами? А вдруг все будет плохо, а вдруг ни один из актеров не будет хорош? На спектаклях “Коляда-театра” я понял: вот коллектив, в котором всегда есть, кому дарить цветы.
Некоторые спектакли не задевали меня эмоционально, но в них были работы, за которые все равно хотелось благодарить. Когда в финале “Ба/По-другому” Николай Коляда и его актеры выходили во второй, в третий, в четвертый раз на поклон, я стоял и еле сдерживал желание самому кланяться этим людям, потому что со мной происходило чудо: я смотрел выдуманную историю, плакал, переживал и одновременно переосмысливал свою собственную жизнь. Это ли не радость!

Из спектаклей не “Коляда-театра” запомнился потрясающий омский “ПапаМучительная-папамУчительная сказка”. Это моноспектакль Дмитрия Войтака (он же написал пьесу) про то, как папа остался наедине с ребенком (еще был замечательный кот), как они играли и что из этого вышло. Мне, как отцу, было невероятно интересно смотреть эту сказку, чуть не каждую минуту я вспоминал самого себя в подобных ситуациях. И, судя по реакции в зрительном зале, эффект узнавания срабатывал не только для меня.

Никита Плеханов: Кузнецы театральных идей

Для меня это был наиболее значимый из всех “Коляда-Plays’ов”. Во-первых, так все было там отлажено, живо, круто и по нарастающей. Во-вторых, прошедший сезон “Коляда-театра” ознаменовался вещным проявлением внимания со стороны областного минкульта: помогали в финансировании и сдали новое здание. Это такой прорыв! И в связи с этим возникает масса нюансов, которые могли повлиять как на работу театра, так и на фестиваль.
Но все решалось играючи отлаженной машиной под названием Театр, который создал Николай Коляда. Это не та машина, что работает формально, на основании документов, правил, норм, распределения полномочий и т.д. Это Театр в абсолюте, где все работают ради театра, живут им, а главное — понимают, что такое театр, любят его и уважают. Отсюда ответственность, доброжелательность, понимание и искренность, а еще, что важно, фантастическая атмосфера. Нигде более я такого не видел.

Все это позволило фестивалю сделать очередной качественный скачок. Кроме утренних обсуждений показанных накануне спектаклей, выходила фестивальная газета (так и называется — “Фестивальная газета”). Она была еще одним значимым участником фестиваля: ни одно обсуждение не обходилось без многократных ссылок на нее, она раскрывала подробности создания спектаклей, особенности того или иного театра, его жизни, и, разумеется, давала рецензии. Все это читалось и обсуждалось взахлеб. При этом я нигде ранее не читал рецензий от артистов театра. А здесь это было, причем так удачно, что проникаешься еще большим уважением к актерам Коляда-театра!

Все понимают, что это не фестиваль достижений, а фестиваль-процесс, стимулирующий развитие современной драматургии. Его результаты неосязаемы и не поддаются учету и оценке сразу. Его задачи — поощрение драматургов школы Коляды и призеров конкурса “Евразия”, создание поля для общения, дискуссий. Да, не все спектакли успешны, есть и слабые работы. Но, во-первых, необходимо поощрять сам факт обращения к “новой драме” — без этого театр замыкается и умирает, ибо теряет связь с реальностью, утрачивает остроту восприятия и язык, на котором можно и должно разговаривать со зрителем, с коллегами, с вечностью. Во-вторых, для многих театров сам факт постановки по современному тексту — событие, это надо поддержать. А в-третьих, здесь они могут сравнить себя с другими: через посещение других спектаклей, обсуждения, через газету и общение в актерском клубе.

8-й “Коляда-Plays” показал театральному миру, что итог его системной ежегодной работы уже есть: это — кузница театральных проектов, режиссеров, драматургов. И выиграл от этого, разумеется, Екатеринбург. Здесь “Коляда-Театр” и его создатель, его школа драматургов и актеров, а теперь появился и громко заявили о себе Центр современной драматургии и режиссер Александр Вахов (“Концлагеристы”, “Сатори”). Для меня это и есть главный итог фестиваля.

Да, конечно, был изумительный “Башлачев. Свердловск — Ленинград и назад…” от режиссера Семена Серзина, были спектакли хозяев фестиваля, была еще Ники Контолефа из США, получившая Главный приз. Были радости, огорчения, даже недоумение и желание сбежать из зала на пятой минуте действа. Но главное, что были восторг, абсолютное погружение, радость и слезы на глазах после окончания спектаклей. Желание забиться в угол и побыть с самим собой, подумать. Это — настоящий театр. Это счастье. И это — “Коляда-Plays/2014”.
Источник - Новости Mail.Ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
В Москве стартуют гастроли "Коляда-театра" 14 янв. 2016 г.

В Москве стартуют гастроли "Коляда-театра"

По многолетней традиции московский гастрольный январь стартует фестивалем "Коляда-театра" (Театральный центр на Страстном, с 15 по 31 января). Смешной и трагичный, он, кажется, сделан из подручных материалов "на коленке" - а присмотришься: тут высокое...

дальше...

Фестиваль "Сезон Станиславского" стартует в Москве 30 сент. 2014 г.

Фестиваль "Сезон Станиславского" стартует в Москве

В этом году лучшие работы, созданные в прошедшем сезоне отечественными и зарубежными режиссерами из Бельгии, Литвы, Японии и Италии, будут показаны в Москве с 3 октября по 18 декабря. В середине ноября по традиции состоится торжественная церемония вручения...

дальше...

Ребрендинг Чайковского: Сталин, Царь и Пиковая драма 01 дек. 2013 г.

Ребрендинг Чайковского: Сталин, Царь и Пиковая драма

29 ноября в московской «Новой опере» состоялась премьера «Пиковой дамы» П. И. Чайковского. Ей предшествовал скандал, ставший уже модным трендом художественной жизни современности. На днях в топ Яндекса попал МХТ им. А. Чехова со спектаклем «Братья Карамазовы»...

дальше...

Международный проект "Вишневый сад" стартует в имении Станиславского 19 сент. 2014 г.

Международный проект "Вишневый сад" стартует в имении Станиславского

«Еще нельзя говорить об окончании реставрации родового имения Алексеевых — усадьбы Станиславского Любимовка, но мы постарались сделать максимум возможного для того, чтобы здесь могли создаваться спектакли. Благоустроена территория усадьбы, восстановлен...

дальше...

Свердловская музкомедия покажет в Крыму девять спектаклей 11 сент. 2014 г.

Свердловская музкомедия покажет в Крыму девять спектаклей

Москва видит этот театр только раз в год с очередной премьерой, выдвинутой на премию «Золотая маска», а Симферополь, Севастополь и Евпатория посмотрят аж девять спектаклей из его огромного репертуара.В Свердловской музкомедии понимают, что при всей любви...

дальше...

Омский "Арлекин" откроет Международный фестиваль в Иркутске сказкой о царе Ироде. 31 июля 2014 г.

Омский "Арлекин" откроет Международный фестиваль в Иркутске сказкой о царе Ироде.

Фестиваль будет проходить со 2 по 8 августа, организован он общенациональной программой «В кругу семьи» при поддержке Министерства культуры России, Государственной корпорации «Ростех» и Правительства Иркутской области.Конкурсная программа фестиваля разделена...

дальше...

Екатеринбургский ТЮЗ представил премьеру спектакля по сказам Бажова к 135-летию писателя 15 мая 2014 г.

Екатеринбургский ТЮЗ представил премьеру спектакля по сказам Бажова к 135-летию писателя

ЕКАТЕРИНБУРГ, 15 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Денис Каменщиков/. К 135-летию знаменитого уральского сказочника Павла Петровича Бажова Екатеринбургский театр юного зрителя (ТЮЗ) представил в четверг свой новый спектакль «Тайные сказы о золоте». Премьера состоялась...

дальше...

На злобу дня: в Ташкенте прошел показ спектакля о трудовых мигрантах 04 нояб. 2017 г.

На злобу дня: в Ташкенте прошел показ спектакля о трудовых мигрантах

ТАШКЕНТ, 4 ноя — Sputnik. Известный узбекский кинорежиссер Ёлкин Туйчиев поставил на сцене театра-студии «Дийдор» спектакль Mono-Lock, поднимающий одну из самых злободневных проблем современности — тему трудовых мигрантов.Как передает...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 13 нояб. 2018 г.