Любовь на широкую ногу



Любовь на широкую ногу Самая трогательная, сентиментальная, со слезами на глазах синкопа в этой очередной премьере (последний раз «Легенду о любви» выносили на афиши Большого театра в апреле 2002 года) является выходом главных героев на поклон — легендарного балетмейстера, народного артиста СССР 87-летнего Юрия Григоровича и знаменитого именно этим балетом композитора, народного артиста СССР 81-летнего Арифа Меликова.
Великие ветераны сцены были в который раз обласканы овациями (партер театра в тот вечер представлял собой блестящую витрину светской хроники). Овации, впрочем, заставляли себя еще как ждать: первый акт трехактного, никак не сокращенного в угоду мобильной театральной моде балета буквально взывал к крупицам минимальной совести — прежде всего тех, кто несет ответственность за кордебалет Большого театра, которому, видимо, нужно прививать минимальные навыки командной координации, групповой слаженности и геометрических особенностей восточного танца.
Нынешняя «Легенда о любви» — это танцевальное полотно по-прежнему титанического, чрезвычайно раскованного, разливанного масштаба, но при этом рискованно неровное, это такой умелый, обученный, натасканный профессиональный танцовщик, но только с застарелыми, заскорузлыми тромбами внутри. С одной стороны, существует значительная история — такая суетная театральная старожильская легенда «Легенды о любви», что, мол, в балете заложены власть и личность, государственные интересы и персональная страсть, и интрига всей грандиозной истории была — в конце забытой оттепели — по душе и государственникам, и лицам, менее лояльным к официальной идеологии. Не случайно, что «Легенду о любви» (балет появился в Большом на два года раньше «Спартака», который от 1968 года) считают лучшим спектаклем Юрия Григоровича.
В конце концов, здесь и правда его почерк, его мощный балетмейстерский галс, гигантский прыжок, спортивное, но и драматическое, свирепое вращение, буйные, массовые сцены выступают так зримо, выпукло и ощутимо — все это как раз в «Легенде о любви». С другой стороны, утратив первоначальную, возвышенную и парадоксальную систему координат, спектакль «Легенда о любви» обернулся балетом советским и историческим, эффектным, театральным — с гаремной и «пряной» дряхлой книжкой в качестве задника Симона Вирсаладзе, с едва мыслимыми ныне «восточными» костюмами (а для и без того корпулентного кордебалета костюмы вообще сегодня выглядят нелепо), с развернутыми, переливающимися всеми молящими и протестующими длинными руками и ногами, с лирическими сценами, каковые и сейчас выглядят живее всех живых (хотя и потеряли изначальную эротичность).
Это помпезный, советский, прекрасный в своем орденоносном прошлом, истинно большой, истинно масштабный балет — в той же степени циклопического величия, что и Саяно-Шушенская ГЭС, ведь она тоже очень большая, красивая, приковывает долгое внимание.
«Легенда о любви», которая ныне существует без явного главного смысла, ожидаемо не избежит персональных сравнений. Кто-то вспомнит Майю Плисецкую или наследовавшую ей Светлану Адырхаеву (Мехмене Бану), иные всплакнут о лирических советских балеринах Наталье Бессмертновой или Людмиле Семеняке (Ширин), о страстном мускулистом Ферхаде Александра Ветрова, но в любом случае балет в его современном состоянии — это высоковольтная гонка драматических партий. На премьере роль Мехмене Бану досталась народной артистке России Светлане Захаровой, балерине безупречной техники, классической стандартной выдержки, которая, вне сомнений, изначально зачем-то целилась на драматические, почти что шекспировские высоты.
Ни яростной злости, ни ревности, ни зависти, ни чудовищной в своем любовном бессильном откровении роли, только изощренная безупречная техника, лишь бесконечная, нескончаемая образцовость, исключительно классическая каноничность — все эти плюсы танца свели в могилу сам диковинный, дикий характер страдающей обезображенной восточной царицы. Светлана Захарова танцевала так, как она всегда, в любой партии умеет: длинными ногами и гибкой шеей, высоким подъемом, тщетными руками, которые выучили выгибать в восточные «знаковые» кисти. Очень правильная, верная рисунку танца Ширин (Анна Никулина) по-детски прелестна в своей игривой, завлекающей любовной части: здесь она маленькая кокетливая ловкая змейка, бездумная, как ребенок, но в тех действиях, когда ей нужно стать взрослой, где ей суждено страдать, удерживать, молить, ползти, девушка тоже не показывает верного характера. Что же касается Ферхада в исполнении крайне могучего внешне Дениса Родькина, то этот высокий привлекательный молодой человек является только лишь мягкой игрушкой в цепких руках двух влюбленных женщин. Он отчетливо прыгуч, ритмично неумен и болтлив всеми конечностями.
«Легенда о любви», несмотря на явную несыгранность кордебалета и отсутствие выпуклых центральных характеров в угоду рисунку танца, несомненно, остается большим, если не сказать огромным репертуарным балетом. Сложнейшая хореография, ориентальная музыка, советская помпезность, пышная, неразрешенная любовная драма — словом, все признаки богатой государственной цивилизованной вампуки.
Источник - Новости Mail.Ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Грузинский балет Сухишвили в Риге встретили овациями (ФОТО, ВИДЕО) 28 марта 2014 г.

Грузинский балет Сухишвили в Риге встретили овациями (ФОТО, ВИДЕО)

В четверг вечером в рижском Доме Конгрессов прошел единственный концерт грузинского национального балета Сухишвили. В свете последних событий на Украине балет включил в свою программу украинский национальный танец, которым открылось второе отделение...

дальше...

Большой театр представил балет "Легенда о любви" 26 окт. 2014 г.

Большой театр представил балет "Легенда о любви"

Однако сейчас у «Легенды…» появились особые полномочия: она стала премьерой сезона на исторической сцене Большого.В шестидесятые он был бомбой. Вокруг излучающего талант Юрия Григоровича и умудренного художника Симона Вирсаладзе собрались опальный турецкий...

дальше...

Балет "Легенда о любви" возвращается в репертуар Большого театра 23 окт. 2014 г.

Балет "Легенда о любви" возвращается в репертуар Большого театра

Впервые спектакль появился на сцене Большого в 1965 году. Тогда главную роль Мехменэ Бану исполняла блистательная Майя Плисецкая, а партию Ферхада — знаменитый Марис Лиепа. С 2009 года «Легенда» не шла в Большом. И вот в 239 сезоне балет возвращается...

дальше...

Хореограф Джон Ноймайер поставил в Москве балет "Татьяна" 05 нояб. 2014 г.

Хореограф Джон Ноймайер поставил в Москве балет "Татьяна"

Спектакль по мотивам пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» является копродукцией возглавляемого Ноймайером Гамбургского балета и Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). 5 ноября состоится...

дальше...

Сбор от "Балета без границ" перечислят на ремонт Киевского хореографического училища 07 дек. 2014 г.

Сбор от "Балета без границ" перечислят на ремонт Киевского хореографического училища

МОСКВА, 7 декабря. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Лучшие танцовщики мира примут участие в благотворительном вечере "Балет без границ", который состоится в воскресенье на исторической сцене Большого театра. Весь сбор от концерта будет перечислен на ремонт...

дальше...

«Биография»: Актеры московского театра показали в Донецке спектакль по пьесе Макса Фриша 18 сент. 2017 г.

«Биография»: Актеры московского театра показали в Донецке спектакль по пьесе Макса Фриша

Донецк, 18 сен – корр. ДАН. Актеры московского театра «Четвертая стена» представили на донецкой сцене спектакль «Биография» по одноименной пьесе знаменитого швейцарского писателя Макса Фриша. Показ состоялся на Новой сцене Донецкого государственного академического...

дальше...

Анастасия Волочкова утверждена на роль в новом спектакле 06 мая 2016 г.

Анастасия Волочкова утверждена на роль в новом спектакле

Спектакль «Пришел мужчина к женщине» должен был стать для Анастасии Волочковой актерским прорывом, а вместо этого балерина угодила в новый скандал, который его участники не могут разрешить уже несколько недель.Неправильное исполнение роли Волочковой,...

дальше...

Спектакли двух татарских драматических театров попали в лонг-лист премии "Золотая маска" 13 нояб. 2014 г.

Спектакли двух татарских драматических театров попали в лонг-лист премии "Золотая маска"

(Казань, 13 ноября, «Татар-информ»). Спектакли двух татарских драматических театров попали в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».В список наиболее заметных спектаклей сезона 2013-2014, по мнению экспертных советов, вошли спектакль...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 22 сент. 2018 г.