Радости и кошмары гоночного механика



Радости и кошмары гоночного механика Механики Формулы-1 чаще всего называют главным минусом своей работы необходимость проводить огромное количество времени вдали от дома. Российская серия кольцевых гонок – самый масштабный и престижный национальный турнир в этой категории автоспорта – состоит всего из 8, а не из 20 этапов. Но и российским механикам не помешает склонность к длинным командировкам.
К примеру, ближайший этап РСКГ пройдёт 3 августа в Казани. Как нетрудно догадаться, в воскресенье. А фуре команды «Лукойл Рейсинг Тим Лада» надо будет выехать со столичной базы коллектива утром во вторник. А вернётся команда в Москву только в понедельник вечером. Получается, что механики проведут вне дома почти неделю. А жёны с детьми могут увидеть их лишь по «скайпу» — или с помощью традиционной воскресной видеотрансляции на сайте «рскг.рф».
Кстати, за рулём фуры во время переездов сидит не специально нанятый водитель, а один из механиков, которому за выполнение обязанностей не положено никаких доплат и послаблений. «Просто само собой как-то сложилось, что за рулём сидит именно этот человек», — рассказывает гоночный инженер Валерий Комаров. Всего же выездная бригада механиков и инженеров команды состоит из восьми человек: гоночного инженера, моториста, специалиста по электрике, инженера по работе с данными и двух механиков на каждую из двух машин Lada Granta, выступающих в классе «Туринг» — самой дорогой, быстрой и престижной категории российского кольца.
В иерархии российского кольца «Лукойл Рейсинг» занимает место «Феррари» – команды, которая участвует в гонках очень давно, не имеет проблем с деньгами и может себе позволить больше чем конкуренты. Но будь его воля, Валерий Комаров увеличил бы численность своей бригады: «Думаю, идеальный вариант – это чтобы с каждой машиной работал свой инженер, а механиков было трое-четверо. В этом случае за каждым автомобилем будут следить более плотно, снизится риск того, что на ту или иную мелочь не обратят нужного внимания. К примеру, сейчас нам не всегда хватает времени для проверки температуры и давления шин…»
Гоночный уик-энд РСКГ устроен так, что все самые важные заезды – собственно гонки, где разыгрываются кубки и очки, – проходят в один день, в воскресенье. Но для механиков и инженеров середина дня является напряжённым моментом что в воскресенье, что в субботу, когда после тренировок машины надо подготовить к квалификации. За сравнительно короткий отрезок времени надо проанализировать поведение автомобиля по ходу только что завершившегося заезда, сделать выводы, внести изменения в настройки, подготовить покрышки для следующего заезда.
Если серьёзных поломок и аварий в течение дня не случилось, вечер субботы выходит для механиков сравнительно ненапряжным: обязательными процедурами являются лишь «протяжка» (проверка креплений) элементов подвески и проверка углов установки колес. Так как эти очень важные с точки зрения сцепления шин с трассой (а значит – и скорости в поворотах) параметры легко могут измениться даже при выглядевшем вполне безобидно наезде на поребрик.
Впрочем, беспроблемные выходные как-то не задерживаются в памяти, а вот «трудовые подвиги» запоминаются надолго. Как нетрудно догадаться, связаны они обычно с авариями, после которых мало заменить поврежденные детали – надо по возможности восстановить геометрию кузова. При ударе нередко гнутся лонжероны — массивные балки, являющиеся ключевым элементом силовой структуры кузова и во многом отвечающие за её жёсткость. С кривыми лонжеронами машина если и поедет, то криво, а значит – отнюдь не быстро. А восстановление формы лонжерона методом выбивания и вытягивания – занятие непростое и трудоемкое.
«На моей памяти самым экстремальным моментом восстановление машины Бориса Шульмейстера, который три года назад попал в аварию во время квалификации в Курсе, — рассказывает Валерий Комаров. — Там заезды проходили на улицах города, и трасса во многих местах была огорожена бетонными блоками. В один из которых Борис и улетел, допустив ошибку на торможении. Работать пришлось часов до двух ночи…» Впрочем, были в истории команды и случаи, когда восстановление разбитой машины завершалось только ранним утром. Но в обычном сервисе на выполнение тех же работ уходит неделя.
Никогда нельзя зарекаться и от поломок, среди которых самые проблемные – требующие замены двигателя. На базе команды механики «Лукойл Рейсинг» тратят на эту процедуру дня полтора – к примеру, одних соединений (провода, шланги, болты) надо разомкнуть около сотни. В полевых же условиях счет времени идет на часы. «Однажды всемером механики справились за два с половиной часа, — вспоминает Валерий Комаров. – Причём в особо неудачные выходные это приходится делать не один раз: к примеру, пару лет назад в Нижнем Новгороде сначала пришлось менять моторы на обеих машинах, а потом – когда и с одним из запасных начались проблемы – возвращать на свое место один из ранее сломавшихся, который к тому моменту уже успели починить».
Неудивительно, что самой приятной процедурой для механика Валерий называет протирку полностью исправной машины. А самым страшным кошмаром – момент, когда тщательно проверенный и полностью готовый к бою автомобиль перед выездом из боксов на стартовое поле вдруг не заводится. Ведь в недрах мотора всегда может выйти из строя какой-нибудь датчик положения коленвала – копеечная деталь, но двигатель без неё работать не может.
Легко понять и тот факт, что многие из тех, кто работает в боксах, оказываются людьми суеверными – к примеру, один из опытнейших механиков «Лукойл Рейсинг Тим Лада» считает плохой приметой заводить двигатель в понедельник. А причиной разговора на повышенных тонах может стать непочтительное отношение к инструменту. К примеру, у механика могут быть одни пассатижи для работ с электрикой и вторые (ничем не отличающиеся от первых) – для использования при слесарных работах. Если инструментом захочет воспользоваться другой механик – никто ему не откажет, но не дай бог перепутать!
Кстати, об инструментах – вопреки обывательским представлениям механики «Лукойл Рейсинг Тим Лада» практически не пользуются домкратами. Дело в том, что техтребования класса «Туринг» разрешают сделать днище плоским, прикрыв его специальными панелями. Лапа домкрата эти панели повредит или вовсе сломает – поэтому конструкцией автомобиля предсумотрены встроенные пневмодомкраты. Механик подкатывает баллон со сжатым воздухом, вставляет шланг в специальное гнездо – и гоночная «Гранта» подпрыгивает вверх на несколько десятков сантиметров. В целом же какого-то экзотического, сверхтехнологичного инструмента в боксах не увидишь. Разве что насосы для откачки бензина из бака (они бывают и электрическими, и ручными) или заглушки, прикрывающие выхлопные трубы. Первые несколько минут после запуска двигатель работает на богатой смеси и может дымить – чтобы этот дым не разносило по всем боксам, заглушка направляет струю выхлопных газов вниз.
Туринговую «Гранту» нельзя назвать любимицей механиков. К примеру, менять ремень генератора не слишком удобно — такова компоновка моторного отсека, и в межсезонье конструкторам и инженерам не раз приходилось устраивать там «перестановку» именно с целью сделать более простым выполнение стандартных операций. Гораздо более приятные воспоминания остались от Ford Fiesta класса «Туринг-Лайт» — правда, и у него были свои особенности: к примеру, замена тросов в приводе КПП сама по себе была бы не особо сложной процедурой – если бы для её выполнения не требовался демонтаж двигателя.
Трассы делятся на любимые и нелюбимые также с учётом не их конфигурации или средней скорости, а с учётом того, насколько удобно работать механикам. «Всем нравится Moscow Raceway, где в каждом боксе есть туалет и душ, есть система подачи сжатого воздуха и множество электрических розеток, — рассказывает Валерий Комаров. – Впрочем, на случай проблем с электричеством у нас есть генераторы, позволяющие команде работать автономно. Многим нравится “Смоленское кольцо” в Дорогобуже – там с пит-лейна видно почти всю трассу, и механики почти всегда могут держать машину в поле зрения».
Последний из состоявшихся в этом году этапов Российской серии кольцевых гонок добавил механикам «Лукойл Рейсинг Тим Лада» работы – обе «Гранты» уехали с казанской трассы поврежденными. Может быть, повторный визит на «Казань Ринг» выйдет более удачным? Очередной, пятый этап РСКГ состоится на трассе в окрестностях столицы Татарстана через выходные – 2 и 3 августа. Вход на трассу для зрителей традиционно бесплатный, а схему проезда можно найти на официальном сайте автодрома. Впрочем, за заездами можно следить из любой точки мира – с помощью видеотрансляции на сайте рскг.рф.
Источник - Новости Mail.Ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
Седан Lada Granta оставили без "автомата" 12 февр. 2015 г.

Седан Lada Granta оставили без "автомата"

Lada Granta. Фото "АвтоВАЗа"«АвтоВАЗ» вывел из оборота седан Lada Granta с четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Теперь альтернативой «механике» у четырехдверки будет только пятиступенчатая роботизированная трансмиссия. Об этом на предприятии...

дальше...

«АвтоВАЗ» показал новую Lada Granta
28 авг. 2018 г.

«АвтоВАЗ» показал новую Lada Granta

Директор по дизайну LADA Стив Маттин провел презентацию новой LADA Granta«АвтоВАЗ» провел в Москве презентацию обновленного семейства автомобилей Lada Granta, сообщает РИА Новости.Автомобиль представлен во всех четырех типах кузова: седан, лифтбэк...

дальше...

Лифтбэк «Lada Granta» получил новую комплектацию 17 сент. 2014 г.

Лифтбэк «Lada Granta» получил новую комплектацию

Компания АвтоВАЗ выпустит на отечественный автомобильный рынок еще одну комплектацию пятидверного лифтбека Lada Granta (Лада Гранта). Версия «норма» новой Granta получит дополнительно кондиционер, а цена средняя цена автомобиля в российских автосалонах...

дальше...

«LADA Kalina» и «LADA Granta» получат навигатор уже в этом году 05 нояб. 2014 г.

«LADA Kalina» и «LADA Granta» получат навигатор уже в этом году

Российские автомобили «LADA Kalina» и «LADA Granta» с навигатором появятся в автосалонах уже в этом году.Глава проекта Kalina/Granta, Олег Груненков, рассказал в программе «Русской службы новостей» о том, что перечисленные автомобили будут произведены...

дальше...

В Чечне началась серийная сборка Lada Granta 06 июня 2015 г.

В Чечне началась серийная сборка Lada Granta

Компания «Чеченавто» запустила серийную сборку Lada Granta. Первая партия уже осенью этого года сойдет с конвейера. Информация сообщается на сайте главы и правительства республики.Генеральный директор компании Саид-Хусейна Таймасханов заявил: до конца...

дальше...

Lada Kalina и Lada Granta будут продаваться в Швеции 21 нояб. 2014 г.

Lada Kalina и Lada Granta будут продаваться в Швеции

Автомобили Тольяттинского завода снова будут бороздить просторы Швеции. Как стало известно журналистам портала Planet-Today.ru, продукция «АвтоВАЗа» возвращается на шведский рынок. Об этом было сообщена в рамках четвертого российско-шведского инвестиционного...

дальше...

Седан Lada Granta обновят к осени 23 июля 2014 г.

Седан Lada Granta обновят к осени

Обновленный отечественный седан Lada Granta будет показан широкой общественности уже в августе текущего года во время Московского автосалона.Основные изменения, как считают эксперты, коснуться в первую очередь дизайна Lada Granta, что позволит приблизить...

дальше...

LADA Vesta и LADA Granta среди ТОП-80 самых популярных автомобилей Европы 27 нояб. 2017 г.

LADA Vesta и LADA Granta среди ТОП-80 самых популярных автомобилей Европы

По мнению аналитиков «АВТОСТАТ», LADA Vesta и LADA Granta стали одними из самых продаваемых автомобилей в Европе, за 10 месяцев 2017 года. LADA Granta занимает 60-е место, при продаже 76,9 тыс. экземпляров. А LADA Vesta находится на 76 месте распродав...

дальше...

гороскоп

Последние новости

Новости на сегодня 20 июня 2019 г.