Почему русские радары видят самолеты-невидимки

Почему русские радары видят самолеты-невидимки Невидимых самолетов не бывает. Построенные по стелс-технологиям истребители и бомбардировщики причудливой формы с неважными характеристиками и огромной стоимостью все равно находят русские радары и сбивают русские ракеты. Мы узнали, почему так происходит.
Всемирную известность стелс-технологиям принесла операция "Буря в пустыне". Шесть недель подряд американские штурмовики F-117 бомбили Багдад. Каждую ночь самолеты ВВС США беспрепятственно преодолевали все рубежи иракской ПВО, поражали намеченные цели и невредимыми возвращались на базы. Выглядело это, что говорить, эффектно и позволило заместителю командующего американских ВВС Джону Уэлчу горделиво заметить: "Технология "стелс" вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом".
На какое-то время F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем "Кадиллак" или "Кока-Кола". Не стоит забывать, что любая война является мощной рекламой для применяемого в ней оружия. Если оно оправдывает ожидания.
Цена незаметности
Специалисты не используют в применении к стелс-технологиям слово "невидимость". Сделать самолет или ракету невидимыми современными средствами невозможно. Можно снизить их видимость -да и то лишь в поле зрения радара. В этом первая ахиллесова пята самолетов-невидимок: они видны невооруженному глазу оператора переносного зенитно-ракетного комплекса малой дальности. И видны его ракете с телевизионной головкой самонаведения. В современных ПЗРК используется комбинированный способ наведения на цель: оптический, инфракрасный (по тепловому следу), лазерный, - и стелс-технологии тут не смогут помочь. Другое дело, что сбивать самолеты противника желательно на дальних подступах, а не в тот момент, когда они пролетают над головой.
Для дальнего обнаружения целей существуют радиолокаторы. Если не брать в расчет систему противоракетной обороны, то средний армейский радар видит самолет километров за 300. Стелс-технологии позволяют сократить это расстояние - но какой ценой...
Для рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком. Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами. Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей - одну из самых заметных металлических деталей в самолете, - перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал.
Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная "бабочка", менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара.
В итоге получается самолет с неважными боевыми характеристиками. Он не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже -внешние подвески демаскируют! Он ограничен по скорости и дальности полета. Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает самый невидимый самолет так же ясно, как луч фонарика - грабителя в темном доме.
Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают.
Достать невидимку
27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным зенитно-ракетным комплексом Р-125 "Печора". Первая ракета 5В27Д, выпущенная на кировском заводе имени XX партсъезда в 1976 году, оторвала американскому истребителю крыло, вторая попала в фюзеляж. Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.
- 24 марта мы покинули воинскую часть и переместились в пригород Белграда, у села Шимановцы, - рассказал командир расчета Р-125 Драган Матич. -Три дня прошло относительно спокойно: работали по командам, обычная процедура. Главной задачей было не попасть под радары АВАКСов, сопровождавших самолеты НАТО. Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире - источник помех двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала, что к нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее, сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к поражению. Через 17 секунд после команды "Огонь" самолет был сбит нашими ракетами.
Отстрелявшись, зенитчики тут же покинули позицию.
- Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у расчета остаться в живых. За три месяца агрессии мы меняли позицию 24 раза. За нами следили АВАКСы и американские спутники. 20 секунд в эфире или на вражеском радаре - и, считай, ты уже мертвый. Прилетит "Томагавк" или мощная бомба, - продолжил Матич. - Мы молча стреляли и уезжали - это и спасло нашу команду. Никто не пострадал, хотя в моей бригаде ПВО погибло девять человек.
Сербский ракетчик рассказал, что его расчет поразил также F-16 и бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих аэродромов, поэтому доказательств нет. А сбитый F-117 американцы долгое время называли "пропавшим", а потом попросили вернуть. Сербы, естественно, отказались -сейчас кабина "стелса" украшает музей авиации в Белграде.
Кто не спрятался, мы не виноваты
Любой самолет состоит из компромиссов, любят повторять авиаторы. В ВВС это вещь столь же непреложная, как подъемная сила. Скорость и маневренность, полезная нагрузка и боевая дальность, средства обнаружения целей и защиты от ПВО - при создании каждого боевого самолета эти противоречивые, но одинаково важные для него свойства увязывают в единый комплекс, жертвуя чем-то во имя чего-то.
В F-117 ради незаметности пожертвовали многим. Построенный по схеме "летающее крыло", он плохо маневрировал, не мог летать на сверхзвуке, был нестабилен по тангажу и рысканью и траекторию его полета необходимо было постоянно корректировать -эту функцию возложили на автоматическую систему управления. У Night Hawk не было радара и систем радиоэлектронной борьбы. В случае обнаружения он оказывался беззащитен перед атакой с земли или воздуха.
Несмотря на автоматику и самых опытных пилотов, 6 из 64 построенных F-117 разбились во время тренировочных полетов.
Вследствие перечисленных недостатков и проигранной рекламной кампании в 2008 году Night Hawk был снят с вооружения. Ему на смену пришли истребители F-22 и F-35. Сравнив скрытность последнего и возможности ЗРК С-400 "Триумф", руководитель аналитического центра "Air Power Australia" Карло Копп сделал вывод, что американский истребитель станет легкой добычей для новейших средств ПВО России.
Стелс-технологии более-менее эффективны против радаров, работающих в Х-диапазоне (8-12 ГГц), а локаторы на ультракоротких волнах (30 МГц - 3 ГГц) отлично видят самолеты-невидимки. Как раз такие мобильные антистелсовые РЛС поступают на вооружение в российскую армию. Подобными радарами оснащены и корабли ВМС Китая.
Антон Валагин Источник: vpk.name


Похожие новости
До конца 2017 года в РФ появится ракета с лазерной головкой самонаведения 20 июля 2017 г.

До конца 2017 года в РФ появится ракета с лазерной головкой самонаведения

До конца 2017 года на территории России намереваются создать "умную" ракету с лазерной головкой самонаведения. Соответствующим проектом занимаются специалисты отечественной компании "Тактическое ракетное вооружение".Борис Обносов, стоящий во главе корпорации...

дальше...

На Украине показали головку самонаведения ракеты для уничтожения Крымского моста 12 нояб. 2019 г.

На Украине показали головку самонаведения ракеты для уничтожения Крымского моста

Компания "Радионикс", функционирующая в интересах украинского военно-промышленного комплекса, поделилась деталями о ракете Р-360 комплекса РК-360МЦ "Непутун". Ранее экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов утверждал...

дальше...

Ударил и скрылся: Бижев рассказал о системе «стелс» бомбардировщика ПАК ДА 12 марта 2017 г.

Ударил и скрылся: Бижев рассказал о системе «стелс» бомбардировщика ПАК ДА

На днях французские СМИ, ссылаясь на румынского эксперта Валентина Василеску сообщили, что разрабатываемый в России стратегический бомбардировщик нового поколения ПАК ДА не будет обладать так называемой системой «стелс». Эта тема вызвала довольно бурное...

дальше...

Противоракетная тайна Пентагона 28 нояб. 2013 г.

Противоракетная тайна Пентагона

США скрытно разрабатывают авиационный комлекс, который будет значительно эффективнее ЕвроПРО. Агентство противоракетной обороны (АПРО) и ВВС США в рамках секретных проектов совместно исследуют возможность создания противоракетной системы воздушного базирования...

дальше...

Технологию "стелс" придумали в III Рейхе 04 апр. 2014 г.

Технологию "стелс" придумали в III Рейхе

Оказывается гитлеровские прихвостни первыми изобрели самолет-невидимку. Стоит немного порыться в архивах — и, глядишь, найдутся секретные чертежи айфонов Третьего рейха. От исторических допущений захватывает дух. А что было бы, если б князь Владимир...

дальше...

«В единой системе управления»: какие преимущества получит армия РФ с появлением комплекса ПВО «Гибка-С» 27 дек. 2019 г.

«В единой системе управления»: какие преимущества получит армия РФ с появлением комплекса ПВО «Гибка-С»

В России завершились государственные испытания мобильного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Гибка-С», сообщили в Минобороны. Система предназначена для поражения низколетящих воздушных целей, наземной бронетехники, живой силы и инженерных сооружений...

дальше...

«Создать хаос в системе ПВО противника»: какими возможностями будет обладать новый российский беспилотный комплекс 25 окт. 2019 г.

«Создать хаос в системе ПВО противника»: какими возможностями будет обладать новый российский беспилотный комплекс

В России разрабатывается беспилотный боевой авиационный комплекс «Стая-93». Проект изделия был представлен на выставке «Интерполитех-2019». Перспективная отечественная система предназначена для поражения средств ПВО, бронетехники и живой силы противника...

дальше...

Вооруженные силы начали закупки ПЗРК «Верба» 27 авг. 2014 г.

Вооруженные силы начали закупки ПЗРК «Верба»

Военнослужащие во время ученийРоссийская армия начала получать новый переносной зенитный ракетный комплекс «Верба», сообщает пресс-служба корпорации «Ростех». Он уже поступил на вооружение в дивизию ВДВ и мотострелковую бригаду Восточного военного округа...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 16 апр. 2021 г.