Американский космос без русской тяги

Американский космос без русской тяги Одного заявления вице-премьера Дмитрия Рогозина оказалось достаточно, чтобы американская корпорация United Launch Alliance (ULA), созданная компаниями Boeing и Lockheed Martin, начала искать способ заменить российские двигатели РД-180 на своих ракетах-носителях. На этой неделе компания заключила контракты с целой группой американских фирм на производство ракетного двигателя нового поколения. Речь, правда, пока идет только о научно-исследовательских работах. Однако процесс пошел. И первые запуски американских ракет с новым двигателем планируются уже на 2019 год.
На жидком топливе
Слова Дмитрия Рогозина о том, что Россия может прекратить поставки в США ракетных двигателей РД-180, прозвучало месяц назад, в середине мая. Причиной такого шага вице-премьер назвал использование российских технологий для запуска американских военных спутников. И одних только этих слов российского чиновника оказалось достаточно, чтобы заокеанские партнеры начали разработку конкурента отечественному двигателю. Однако такое сотрудничество оказалось под угрозой не только из-за политики.
Двигатель — основа всех без исключения ракет-носителей. В свою очередь, средства выведения — фундамент космонавтики. Часть «блоков» своего фундамента США приобретают в России. Дело в том, что у США есть и свое семейство ракет-носителей, разработанных еще на базе первой межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас». Она поступила на вооружение американской армии в конце 50-х годов прошлого века. Сегодня ракеты «Атлас-3» и «Атлас-5» используются в мирных целях — для запуска в космос различного рода грузов. Так вот, их первая ступень как раз и оснащается жидкостным ракетным двигателем российского производство РД-180.
Сегодня до 80 процентов бюджета подмосковного объединения «Энергомаш» формируется как раз за счет экспортных поставок ракетных двигателей в США и… на Украину. Речь идет о двигателях РД-171 и РД-180. Первый используется для производства ракеты-носителя «Зенит», являющейся основной сразу двух международных программ «Морской старт» и «Наземный старт». Но поставки в США все равно остаются основными. От РД-171 двигатель РД-180 отличается только тем, что имеет две камеры сгорания вместо четырех и новый турбонасосный агрегат меньшей мощности, приводимый в действие одним газогенератором.
На американский рынок «Энергомаш» прорвался в начале 1996 года. Тогда проект РД-180 стал победителем конкурса на комплектование первой ступени американской ракеты-носителя «Атлас-3», созданной компанией Lockheed Martin. Через три года американцы выдали сертификат этому двигателю для использования на своих носителях. А первый запуск ракеты «Атлас-3» с РД-180 состоялся в августе 2000-го. А сегодня РД-180 входит в состав новейшего американского носителя «Атлас-5», который широко используется для вывода на орбиту полезной нагрузки в интересах правительственных учреждений США, и, в частности, министерства обороны.
Удар по своим
Как говорит исполнительный директор «Энергомаша» Владимир Солнцев, за период с 2014 по 2017 год предприятие рассчитывает экспортировать в США 29 двигателей РД-180. «Соответственно, загрузка для нашего предприятия составит 4-5 двигателей в год», — рассказывает он. А вообще, действующий российско-американский контракт рассчитан до 2020 года. Он предусматривает поставку 101 двигателя. А уже американцам поставили 59 двигателей. Из них 38 уже успешно вывели на орбиту ракеты «Атлас-5».
Правда, руководители российского предприятия говорят о том, что до 2010 года поставки двигателей американцам были убыточными. Себестоимость их производства увеличивалась более высокими темпами, чем цена, которую давал покупатель. Ситуацию, впрочем, удалось выправить. И сегодня предприятие продает двигатели в США по цене практически в втрое большей, чем пять лет назад.
Сегодня мало кто сомневается, что перспективы российско-американского сотрудничества в этой сфере вполне могли бы простираться и за горизонты 2020 года. Ведь к качеству отечественной продукции у американцев претензий никогда не было, а цена российского изделия их устраивала более чем. Но история пошла по несколько иному пути. И причин тут две. Первую мы уже рассмотрели. К ней следует добавить известные весенние политические события, приведшие к американским санкциям, в частности НАСА в отношении совместных космических программ. А вот вторая причина, на первый взгляд, никак не связана с первой. Но только на первый. Это бурное развитие в Соединенных Штатах частной космонавтики.
Речь идет о компании SpaceX, основанной в 2002 году самым успешным пионером американского космического бизнеса Илоном Маском. Он серьезно отнесся к словам президента Обамы, который летом 2012 года практически отдал околоземное пространство, включая МКС, на откуп частникам. С конца мая того года компания притупила к эксплуатации собственного автоматического грузового космического корабля Dragon в интересах МКС. Запуски SpaceX осуществляет опять-таки собственной ракетой-носителем Falcon-9. Всего контракт между НАСА и SpaceX по доставке грузов на МКС предусматривает 12 полетов Dragon к станции. Общая стоимость контракта составляет 1,6 миллиарда долларов.
Более того, в конце нынешнего мая корпорация представила прототип многоразового пилотируемого корабля DragonV2, которая может доставлять экипаж до семи человек на борт МКС и обратно.
Иными словами, деятельность этой фирмы подразумевает если не монополию на все космические старты, то уж точно пальму первенства в американской части программы МКС. Во всяком случае, конкуренция United Launch Alliance (ULA), которая эксплуатирует ракету «Атлас-5» и является головной по распространению российских двигателей РД-180 в США, корпорации SpaceX явно не нужна. Тем более что «Атлас-5» и Falcon-9 по своим характеристикам претендуют на один сегмент рынка пусковых услуг. А такие споры в США принято решать в суде. Это лучший способ отодвинуть конкурента.
В начале мая текущего года он удовлетворил требования SpaceX и запретил United Launch Alliance покупать российские ракетные двигатели. В своем судебном иске SpaceX отметила, что «Энергомаш» является корпорацией, полностью принадлежащей и управляемой правительством России. Поэтому эксплуатация техники с использованием российских элементов противоречит последним санкционным инициативам США. Сообщалось, что вскоре ULA удалось добиться снятия запрета, доказав, что поставки двигателей не противоречат указу президента о санкциях.
Тем не менее американцы, по всей видимости, настроены отказаться от использования российских двигателей, если не сегодня, то уже в недалеком будущем. Причем в данном процессе явно лидируют политики, а не бизнесмены. В конце мая комитет по делам Вооруженных сил сената США одобрил план, предусматривающий создание в течение пяти лет двигателя, способного заменить российскую продукцию. План разработан в рамках оборонного бюджета США на следующий финансовый год и предусматривает выделение 100 миллионов долларов. Ранее, в марте, вопрос о целесообразности использования в американских ракетах российских двигателей глава Пентагона Чак Хэйгел.
Пока же ULA продолжает работать в рамках российско-американского контракта и даже предполагает увеличение темпов отгрузки РД-180 до 2018 года. Это и понятно. Экономика в отличие от политики - вещь, которая дается нам в ощущение, во всяком случае, в собственном кармане. Согласно американским экспертным оценкам, разработка собственного двигателя на замену российского может обойтись 1,5 миллиарда долларов, а ущерб от невыполненных и перенесенных запусков в ближайшие три года может дойти до 5 миллиардов.
Андрей Кисляков Источник: lenta.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
В КНДР анонсированы испытания межконтинентальной баллистической ракеты 10 июня 2017 г.

В КНДР анонсированы испытания межконтинентальной баллистической ракеты

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) в ближайшее время могут пройти в КНДР. Об этом в субботу, 10 июня, сообщает ТАСС со ссылкой на центральную северокорейскую газету «Нодон синмун».«Испытание ракеты такого класса, которое наверняка...

дальше...

США запустили межконтинентальную баллистическую ракету Minuteman III 02 окт. 2019 г.

США запустили межконтинентальную баллистическую ракету Minuteman III

Соединенные Штаты Америки провели испытания баллистической ракеты Minuteman III, которая способна нести несколько ядерных боеголовок, каждая из которых наводится по отдельности.Об испытаниях сообщили в Командовании глобального удара ВВС. Ракета вылетела...

дальше...

КНДР анонсировала запуск межконтинентальной баллистической ракеты 10 июня 2017 г.

КНДР анонсировала запуск межконтинентальной баллистической ракеты

По данным издания, «серия проведенных Пхеньяном успешных тестов стратегических вооружений показала, что близится время, когда КНДР осуществит запуск МБР». «Испытание ракеты такого класса, которое наверняка будет успешным, продемонстрирует провал...

дальше...

Boeing и Lockheed Martin заказали у России 20 ракетных двигателей 24 дек. 2015 г.

Boeing и Lockheed Martin заказали у России 20 ракетных двигателей

Американский консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Boeing и Lockheed Martin, заказал 20 дополнительных ракетных двигателей российского производства РД-180, говорится в сообщении, опубликованном на сайте ULA. В ...

дальше...

Boeing и Lockheed Martin впервые получили замену РД-180 04 июля 2020 г.

Boeing и Lockheed Martin впервые получили замену РД-180

Компания Blue Origin поставила альянсу United Launch Alliance (ULA) первый ракетный двигатель BE-4, созданный на замену российским силовым агрегатам РД-180, сообщает Space News.Соответствующий двигатель, предназначенный для первой ступени тяжелой ракеты...

дальше...

США заказали у России дополнительно 20 ракетных двигателей РД-180 24 дек. 2015 г.

США заказали у России дополнительно 20 ракетных двигателей РД-180

Старт ракеты Atlas VАмериканский консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Boeing и Lockheed Martin, заказал у России дополнительную партию ракетных двигателей РД-180 для ракет-носителей Atlas. Об этом сообщается на сайте ULA.Отмечается...

дальше...

США признали невозможность отказа от российских РД-180 в ближайшие годы 12 июня 2021 г.

США признали невозможность отказа от российских РД-180 в ближайшие годы

Технические проблемы, сопровождающие разработку альянсом United Launch Alliance (ULA) новой ракеты Vulcan, могут сделать невозможным отказ Пентагона от российского двигателя РД-180 к 2022 году, как того требует Конгресс, сообщает SpaceNews, ссылаясь на...

дальше...

Россия передала США последние РД-180 16 апр. 2021 г.

Россия передала США последние РД-180

Научно-производственное объединение (НПО) «Энергомаш» 14 апреля передало американской стороне шесть двигателей РД-180, сообщает «Роскосмос».Соответствующая приемка состоялась на предприятии. «В настоящее время двигатели готовят к отправке. Текущая поставка...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 18 июня 2021 г.