Все дело за автоматикой



Все дело за автоматикой «Лента.ру» узнала о правилах самоликвидации аварийных ракет-носителей
Частный космический перевозчик Orbital Sciences Corporation 5 ноября 2014 года распространил заявление, в котором причиной аварии Antares предварительно назвал поломку двигателя. Ранее вице-президент этой компании Баррон Бенески (Barron Beneski) сообщил, что операторы его фирмы сами взорвали ракету через несколько секунд после старта из-за выявившихся неполадок, чтобы обезопасить близлежащие населенные пункты.
«Лента.ру» решила поговорить о практике самоликвидации ракет в случае угрозы падения с Юрием Власовым, заместителем генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) по проектам и программам.
Насколько распространена практика подрыва аварийных ракет в космических запусках?
Юрий Власов: В ракетных комплексах других стран есть «красная кнопка» и оператор, который должен ее нажать. Кстати, по просьбе французской стороны, мы поставили подобную систему на комплекс ракеты-носителя «Союз-СТ», стартующей с космодрома Куру. На отечественных ракетных комплексах этот вопрос давно решает автоматика системы управления ракетой.
Были ли подобные случае при запуске российских ракет?
Да, были, но, как я уже сказал, при возникновении нештатной ситуации срабатывала команда на автоматическое выключение двигателей. С момента отрыва ракеты-носителя от стартового стола до отделения разгонного блока автоматика контролирует массу параметров движения и работы систем и агрегатов. Если возникают серьезные изменения в работе ракеты-носителя или ракета отклоняется от заданной траектории, система управления выдает команду на автоматическое выключение двигателей.
Кто принимает решение о подрыве ракеты?
Как вы понимаете, в случае отключения двигателей взрыва не происходит. Ракета-носитель летит по инерции еще какое-то время, затем падает. Чтобы избежать риска повреждения зданий и угрозы жизни людей, полеты совершаются только над незаселенными территориями.
Каков порядок действий российских операторов в случае обнаружения неполадок в запуске ракеты-носителя космического назначения?
После команды «старт» управление ракетой-носителем полностью переходит в автоматический режим. Дальше все дело за автоматикой. Множество испытаний и практика аварийных ситуаций показывают значительное превышение временных и вероятностных характеристик автоматики над реакцией человека. Время развития аварийной ситуации порой составляет доли секунды, и только автоматика может принять единственно правильные технические решения. Человек просто физически не способен реагировать с такой скоростью.
В какой момент становится ясно, что с ракетой что-то не так?
Когда телеметрические данные с ракеты-носителя не совпадают с полетным заданием.
На каком этапе принимается решение о подрыве ракеты? Ее же безопаснее взорвать в воздухе на некотором расстоянии от космодрома?
Конечно, повреждения стартового стола и инфраструктуры стартовой площадки могут быть очень серьезными в случае взрыва или падения ракеты на первых секундах полета. В российских ракетах-носителях применяется автоматическая система увода неисправной ракеты в сторону от стартового стола, что позволяет избежать разрушения инфраструктуры космодрома.
Все дело за автоматикой
Ракета-носитель Antares в апреле 2013 года перед размещением на пусковом комплексе космодрома Уоллопс Фото: NASA
Несут ли операторы личную ответственность за возможный срыв полета?
У операторов есть четкий порядок действий, определенный инструкциями, никто никогда не действует «на свой страх и риск», если телеметрия зафиксировала изменения в работе узлов и агрегатов ракеты-носителя. Давайте рассуждать логически: один старт ракеты-носителя стоит больше ста миллионов долларов. Плюс — стоимость полезной нагрузки. Что вы предпочтете: отменить старт и сохранить ракету-носитель, груз и инфраструктуру или отправить в заведомо обреченный полет неисправную ракету?

Андрей Борисов Источник: lenta.ru


commnetКомментарии

Пожалуйста, войдите / зарегистрируйтесь
или авторизируйтесь через любую соц. сеть, чтобы оставить комментарий.


Похожие новости
СМИ: Orbital Sciences купит у "Энергомаш" двигатели на $1 млрд 17 дек. 2014 г.

СМИ: Orbital Sciences купит у "Энергомаш" двигатели на $1 млрд

Американская корпорация Orbital Science и химкинское НПО "Энергомаш" заключили контракт на поставку 60 двигателей РД-181 для ракет Antares. Сумма контракта близка к $1 млрд.МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Химкинское НПО "Энергомаш" заключило с ...

дальше...

Orbital Sciences временно откажется от двигателей AJ-26 05 нояб. 2014 г.

Orbital Sciences временно откажется от двигателей AJ-26

Американская компания Orbital Sciences намерена отказаться от использования модели двигателя AJ-26, которая была установлена на потерпевшей крушение ракете Antares, пока не будет доказана его пригодность для полётов. Об этом заявил глава разработчика...

дальше...

Ракета-носитель со спутником "Кондор-Э" стартовала с "Байконура" 19 дек. 2014 г.

Ракета-носитель со спутником "Кондор-Э" стартовала с "Байконура"

Запуск состоялся на сутки позже ранее запланированной даты. Причиной переноса стал сбой при прохождении команд на борт спутника "Кондор-Э". Замечания удалось оперативно устранить без извлечения ракеты из шахтной установки.МОСКВА, 19 дек — РИА Новости...

дальше...

Вывоз ракеты-носителя с "Глонассом-К" на старт назначен на 28 ноября 28 нояб. 2014 г.

Вывоз ракеты-носителя с "Глонассом-К" на старт назначен на 28 ноября

Запуск ракеты-носителя со спутником "Глонасс-К" на орбиту запланирован на 1 декабря.МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. Государственная комиссия утвердила дату вывоза ракеты космического назначения "Союз-2.1б" со спутником "Глонасс-К" на стартовый...

дальше...

Эксперты РФ не верят во взрыв Antares по команде оператора 01 нояб. 2014 г.

Эксперты РФ не верят во взрыв Antares по команде оператора

Ракета Antares, взрыв которой спустя несколько секунд после старта стал главной темой обсуждения в СМИ, была уничтожена целенаправленно и после вынужденного указания отвечающих за космическую миссию лиц. Об этом заявил пресс-секретарь компании Orbital...

дальше...

Ущерб от взрыва Antares оценили в 20 миллионов долларов 20 нояб. 2014 г.

Ущерб от взрыва Antares оценили в 20 миллионов долларов

Ущерб, нанесенный космодрому на острове Уоллопс (штат Вирджиния) после взрыва ракеты-носителя Antares, власти штата оценили в сумму до 20 миллионов долларов. Основная часть денежных средств пойдет на ремонт трубопроводных и молниезащитных систем, сообщает...

дальше...

США планируют возобновить полеты Antares в декабре 13 авг. 2015 г.

США планируют возобновить полеты Antares в декабре

США планируют возобновить полеты Antares, первый после катастрофы 2014года запуск ракеты запланирован на декабрь 2015 года, сообщают в OrbitalScience Corporation. ТОП-менеджер Orbital Science Corporation Франк Калбертсонсообщил о намерениях возобновить...

дальше...

Компания Orbital получила контракт НАСА на запуск воздушных шаров 19 нояб. 2014 г.

Компания Orbital получила контракт НАСА на запуск воздушных шаров

ВАШИНГТОН, 19 ноя — РИА Новости. Частная космическая компания Orbital Sciences Corporation получила контракт НАСА стоимостью 185 миллионов долларов на реализацию программы воздушных шаров.Согласно сообщению компании, в результате конкурса Orbital выиграла...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 27 апр. 2018 г.