Беларусь закупает новые Як-130 для борьбы с беспилотниками

Беларусь закупает новые Як-130 для борьбы с беспилотниками В 2015 году белорусские ВВС и войска ПВО рассчитывают получить из России четыре учебно-боевых самолета (УБС) Як-130. Об этом недавно в интервью московской газете «Красная звезда» сообщил посол Беларуси в России Игорь Петришенко. О необходимости приобрести такую технику представители Министерства обороны Беларуси заявляли неоднократно. Однако долгое время дальше слов не шло. По мнению одних экспертов, дело упиралось в недостаток производственных мощностей на российских авиазаводах, другие пеняли на недостаток средств в белорусской казне, третьи говорили, что нет соответствующего решения высшего руководства страны. Как представляется, в какой-то мере все они были правы. Лишь 18 декабря 2012 года в Минске состоялось подписание контракта на поставку Россией в Беларусь в 2015 году четырех учебно-боевых самолетов Як-130. А 19 ноября 2013 года Александр Лукашенко во время посещения 61-й истребительной авиабазы в Барановичах лично ознакомился с УБС Як-130. Представленный президенту самолет прибыл из части российских ВВС, дислоцирующейся в Воронежской области. Его демонстрация проходила в рамках показа перспективных образцов вооружения и военной техники, которые должны будут поступит в белорусскую армию. На вооружение ВВС России этот реактивный учебно-боевой самолет нового поколения поступает с февраля 2010 года. Согласно данным открытых источников, Як-130 (по классификации НАТО Mitten — «Рукавица») создан в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для приобретения и поддержания у летчиков навыков пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, для обучения элементам боевого применения по воздушным и наземным целям. По своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета. Это позволяет готовить на нем пилотов для самолетов, относящихся к четвертому и пятому поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также для Т-50). Як-130 оборудован цифровой электродистанционной системой управления КСУ-130 с четырехкратным резервированием, которая также выполняет функции активной системы безопасности полета и автоматического управления. Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Это дает экономию средств на использовании в учебных задачах боевых самолетов, летное время которых обходится куда дороже. Между тем, как заявляют разработчики, потенциальные возможности этого самолета намного шире. Як-130 может применяться не только в качестве «летающей парты», но и в роли разведчика, легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе. В зависимости от типа задач можно оснащать Як-130 различным вооружением и аппаратурой. Для этого самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет нести до 3000 кг боевой нагрузки. В состав вооружения Як-130 входят: ракеты класса «воздух — воздух» Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения; высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения; авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг; неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25; подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л. И это не все. Судя по имеющейся информации, в корпорации «Иркут», которая является изготовителем самолета, ведутся работы по дальнейшему расширению сферы боевого применения Як-130. Повышение боевых возможностей машины предполагается проводить в два этапа. Сначала будут увеличены возможности радиооборудования и установлена новая обзорно-прицельная система. На втором этапе самолет получит радиолокационную станцию (предположительно БРЛС «Барс-130»). Способы ее интеграции в состав бортового радиоэлектронного оборудования пока выбираются: вмонтируют ли непосредственно в носовую часть самолета или же в контейнерном исполнении будут подвешивать под фюзеляжем. Новое оборудование позволит Як-130 расширить номенклатуру бортового вооружения, вплоть до ряда модификаций ракет «воздух — поверхность» Х-31 и Х-38. Боевую живучесть машины должна повысить установка легкого бронирования. Но, несмотря на это, ряд экспертов до недавнего времени достаточно скептически относились к использованию Як-130 в качестве боевого самолета. Как штурмовик он недостаточно защищен, как истребитель — недостаточно скоростной. Однако совершенно неожиданно для него определились приоритетные цели. Это беспилотные разведывательные и ударные летательные аппараты (БПЛА), которые поступают на вооружение армий многих стран. Как считают эксперты, в скором времени БПЛА станут доминировать над любым полем боя. И борьба с ними выходит на первый план. Ведь уничтожить небольшой беспилотник гораздо труднее, чем современный истребитель и даже тактическую ракету: высота маленькая, скорость невелика и для локатора они почти не различимы. Использовать против них стандартные зенитные средства ПВО дорого и не всегда эффективно. Поднимать в воздух тяжелые истребители-перехватчики — это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. А вот Як-130 в версии УБС способен выполнить подобную задачу без особых проблем. Диапазон скоростей у него большой, номенклатура вооружения — самая разнообразная, а прицельный комплекс не хуже, чем у истребителей. Надо думать, что именно возможность использования Як-130 для перехвата низкоскоростных маловысотных воздушных объектов (пилотируемых и беспилотных) и повлияла на решение президента Лукашенко. После «плюшевого десанта» — инцидента с безнаказанным полетом над Беларусью легкомоторного шведского самолета в июле 2012 года — борьба с такого рода целями является серьезной головной болью белорусского руководства. Александр Алесин Источник: naviny.by


Похожие новости
«Незаменим для подготовки к боевым миссиям»: каковы экспортные перспективы российского самолёта Як-130 17 нояб. 2019 г.

«Незаменим для подготовки к боевым миссиям»: каковы экспортные перспективы российского самолёта Як-130

На стартующем 17 ноября в ОАЭ международном авиасалоне Dubai Airshow 2019 впервые будет представлен российский учебно-боевой самолёт Як-130. Москва планирует наращивать продажи этой машины за рубеж. Уже сейчас Россия реализует контракты на поставку иностранным...

дальше...

Air Space. Реактивный самолет, шокировавший Запад 06 янв. 2014 г.

Air Space. Реактивный самолет, шокировавший Запад

Как МиГ-15 заставил остаться на аэродромах американскую бомбардировочную авиацию в Корее. Корейский конфликт продолжался уже без малого шесть месяцев к утру 30 ноября 1950 года, когда бомбардировщик американских ВВС B-29 «Суперкрепость» (Superfortress)...

дальше...

Як-130 в Лаосе 22 февр. 2019 г.

Як-130 в Лаосе

Такое не часто увидишь: наш российский самолёт взлетает на фоне пальм, а потом делает вираж над джунглями. Перед вами — обладатель девяти мировых рекордов в своём классе, один из самых популярных в мире учебно-боевых самолетов, машина, созданная в России...

дальше...

В Барановичах возобновят модернизацию МиГ-29 и Су-27 11 февр. 2014 г.

В Барановичах возобновят модернизацию МиГ-29 и Су-27

Модернизацию строевых истребителей МиГ-29 и Су-27 национальных Военно-воздушных сил намерен возобновить 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах. Решение принято, правда, конкретный заказ пока не поступил. Ранее предприятие уже выполняло аналогичный...

дальше...

РФ готова развернуть в Беларуси военную авиабазу 21 авг. 2014 г.

РФ готова развернуть в Беларуси военную авиабазу

Российские ВВС готовы к развертыванию на территории Беларуси военной истребительной авиабазы. Об этом сегодня, 11 августа, сообщил журналистам главнокомандующий военно-воздушными силами России генерал-полковник Виктор Бондарев, передает информагентство...

дальше...

Российская авиабаза будет находиться в Белоруссии не бесплатно 27 дек. 2013 г.

Российская авиабаза будет находиться в Белоруссии не бесплатно

Россия будет платить Белоруссии за размещение авиабазы в Лиде, заявил в пятницу посол России в Белоруссии Александр Суриков. «Будут обсуждаться вопросы оплаты. Они (российские военные) используют не только взлетную полосу и стоянки. Еще электричество...

дальше...

Путин и Лукашенко обсудят вопрос создания российской авиабазы в Белоруссии 12 окт. 2015 г.

Путин и Лукашенко обсудят вопрос создания российской авиабазы в Белоруссии

Президент России Владимир Путин поздравил Александра Лукашенко с убедительной победой на президентских выборах в Белоруссии. В Кремле отметили, что лидеры будут в конструктивном духе продолжать обсуждение вопроса о возможности создания российской авиабазы...

дальше...

Летчики ВВС совершили рекордный перелет на Як-130 26 янв. 2015 г.

Летчики ВВС совершили рекордный перелет на Як-130

МОСКВА, 26 января. /ТАСС/. Летчики Военно-воздушной академии совершили самый продолжительный перелет на учебно-боевых самолетах Як-130, преодолев более 5,5 тыс. км. Об этом сообщил официальный представитель ВВС РФ полковник Игорь Климов."Пять новейших...

дальше...

Последние новости

Новости на сегодня 28 июня 2022 г.